Направление подготовки: | Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций |
Квалификация: | Бакалавр |
Форма обучения: | Очная |
Закрепленная кафедра: | «Кафедра гуманитарных наук» |
Объем дисциплины |
Аннотация |
Вопросы по экзамену/зачету |
Рекомендуемая литература |
Методические пособия |
Всего часов | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
По ЗЕТ | 216 | |||||||||
По плану | 216 | |||||||||
В том числе | Контакт. раб. | 90 | ||||||||
СР | 90 | |||||||||
Контроль | 36 | |||||||||
Распределение по курсам и семестрам | ||||||||||
1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс | |||||||
1 семестр | 2 семестр | 3 семестр | 4 семестр | 5 семестр | 6 семестр | 7 семестр | 8 семестр | |||
Лекции | 12 | 12 | 8 | |||||||
Практические занятия | ||||||||||
Семинары | 24 | 24 | 10 | |||||||
Самостоятельная работа | 36 | 36 | 18 | |||||||
Контроль | 26 | |||||||||
ЗЕТ | 2 | 2 | 2 |
1. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины «Философия» – формирование у студента теоретической формы мировоззрения, понимания места человека в мире, общей логики исторического процесса; овладение системным мышлением и навыками целостного подхода к анализу проблем природы и общества; освоение законов и методологии познавательной деятельности.
Задачи дисциплины:
- понимание значения и содержания философии как особой и самостоятельной дисциплины, располагающей своим научным аппаратом и методами анализа; места философии в системе наук и её роли в процессе получения и развития научных знаний о мире и человеке;
- понимание места философии как особой формы сознания, обеспечивающей понимание устойчивого многообразия и единства жизни общества, в динамике его развития, и связи философии с историческими типами духовной жизни общества и её отдельными сферами наукой, искусством, религией, идеологией, повседневной и массовой культурой;
- освоение методологии философского познания и методов анализа с научно-философских позиций фактов и событий, происходящих в окружающей действительности, особенно в социально-экономической и духовной сферах;
- формирование представления о различных школах, направлениях, концепциях, аккумулирующих достижения мировой и отечественной философской мысли;
- формирование потребности в самостоятельном приобретении знаний, готовности к самореализации в профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Дисциплина «Философия» относится к базовой части. Изучается в 3-5 семестрах. По дисциплине предусмотрен экзамен. Трудоемкость освоения дисциплины составляет 6 зач. ед., или 216 час. Дисциплина призвана формировать способности овладевать знанием и пониманием законов и тенденций развития природы, общества и мышления и умение оперировать приобретенными знаниями в профессиональной деятельности.
Для успешного освоения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:
- ОК-1: способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;
- ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию.
Приступая к освоению дисциплины, студент должен:
- знать основные обществоведческие понятия; экономические, социологические, политологические, правовые термины;
- уметь работать с основными программами Microsoft Office;
- владеть:
- методикой работы с учебной и популярной литературой;
- обладать готовностью осваивать комплекс философских понятий, осуществлять поисковую и учебно-исследовательскую деятельность.
Дисциплина «Философия» является предшествующей для таких дисциплин как «Новые религиозные движения (сектоведение)» «Нравственное богословие», «Теория и история церковного искусства», «Правовые и экономические основы деятельности канонических подразделений РПЦ», «Церковь, государство, общество (основы социальной концепции)», «Естественнонаучная картина мира», «Русская религиозная мысль».
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Шифр и формулировка компетенции | Перечень компонентов | Средства формирования | Средства оценивания |
|
|||
ОК-1: способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
ОК-7: способность к самоорганизации и самообразованию |
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
Уровни формирования компетенций определяются по Паспорту компетенций, формируемых у обучающихся при освоении образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 «Теология» (Приложение 1).
4. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела (в дидактических единицах) |
1 | Философия, ее предмет и роль в обществе. |
Философия как наука. Предмет философии. Структура философского знания: онтология, гносеология, логика, социальная философия, философская антропология. Основной вопрос и основные проблемы философии. Материализм и идеализм. Проблема познаваемости мира. Функции философии. Мировоззрение как система взглядов и убеждений человека. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Мифологическое мироощущение. Религиозное мировоззрение. Вера как предмет философской рефлексии. Философское мировоззрение. Особенности философского знания. Философия и идеология. Роль философии в культуре, познании и преобразовании общества. |
2 | История философии. Философия Древнего мира. |
История философии: предмет, этапы развития, направления, основные проблемы философской мысли. Специфика философии Древнего Китая. “Книга Перемен”. Даосизм. Конфуцианство. Особенности философии Древней Индии. Главные ортодоксальные и неортодоксальные школы индийской философии. Основные периоды развития античной философии. Гносеологические и социально-культурные предпосылки возникновения древнегреческой философии. Основные темы и особенности развития древнегреческой философии: вопрос о первоначалах мира и определение сущего как основные темы ранней античной философии; античный космоцентризм, проблема “архэ”. Особенности философии Древнего Рима. Натурфилософия досократиков. Милетская школа. Учения Гераклита, Парменида и Эмпедокла о бытии. Учение Анаксагора о гомеомериях. Древнегреческий атомизм. Пифагор, Пифагорейский союз и учение о числе. Античная этическая философия: софисты и особенности их философской позиции; гуманистическая философия и философский метод Сократа; место и роль Сократа в истории европейской философии. Отношение к Сократу в христианстве. Философия Платона: учение о мире идей и мире вещей, о душе и познании мира, социальная утопия. Академия Платона. Влияние философии Платона на христианское богословие. Энциклопедическая философская система Аристотеля: учение о материи, форме, причинах и движении, этика Аристотеля и учение о государстве. Перипатетическая школа Аристотеля. Философские учения эпохи эллинизма, их этическая направленность: эпикурейцы, киники, скептики, стоики. Плотин и неоплатонический синтез основных идей и интуиций античной философии. |
3 | Философия средних веков. |
Периодизация и специфика философии средневековья. Теоцентризм и креационизм. Церковь и догматика. Философия и теология. Откровение и античный понятийно-категориальный аппарат, отношение к античному философскому наследию. Апофатическое и катафатическое богословие. Основные темы средневековой философии: вера и разум, антропологические представления, вопрос о свободе воли, спор об универсалиях. Боэций. Христианская апологетика. Ранняя патристика: Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген. Формирование различий между латинской и греческой патристикой. Каппадокийцы: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский. Ареопагит. Августин Блаженный. Иоанн Дамаскин. Догматические споры на Вселенских соборах: тринитарные (Никейский собор); христологические (Халкидонский собор); дискуссия между иконоборцами и иконопочитателями (VII Вселенский собор). Конституирование новых богословских и философских принципов в эпоху Вселенских соборов (учение о сущности и ипостасях; формирование категории личности). Схоластика как философия средневековых школ и университетов. Платоническая ориентация ранней схоластики: реализм. Арабская философия, средневековый аристотелизм, латинский аверроизм. Фома Аквинский и его значение. Номинализм. Традиция волюнтаризма в учениях Дунса Скота и Оккама. Поздняя схоластика. Восточно-христианская богословская мысль. Учение св. Григория Паламы об энергиях. Исихазм. |
4 | Западноевропейская философия эпохи Возрождения и Нового времени |
Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения. Специфика философии Ренессанса: неоплатонизм, натурфилософия, теософия, пантеизм. Метафизика Николая Кузанского. Флорентийская Академия. Пантеистические идеи Джордано Бруно. Реформация и её влияние на философский процесс Нового Времени. Особенности философии Нового времени. Критика предшествующей традиции, проблема “опыта” и “метода”, обоснование новой науки, новации в постановке гносеологических проблем. Эмпиризм: Ф. Бэкон. Сенсуализм: Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Беркли. Скептицизм: Д. Юм. Традиция рационализма: основные идеи Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница, и др. Эпоха Просвещения и культ разума. Общественно-правовой идеал Просвещения. Вольтер, Руссо, французский материализм XVIII в. Идеи Просвещения в Германии: Г. Лессинг, И. Гердер и др. |
5 | Классическая немецкая философия Нового времени |
И. Кант как родоначальник немецкой классической философии и создатель трансцендентального идеализма. Послекантовский немецкий идеализм: И. Фихте, Ф. Шеллинг, романтики. Абсолютный идеализм Г. Гегеля. Диалектический метод Г. Гегеля и разработка им теории диалектики. Философская система Гегеля: учение о тождестве бытия и мышления; политико-правовые взгляды; социальная философия; философия истории — теория исторического процесса. Материализм в классической немецкой философии — Л.Фейербах. Л.Фейербах о происхождении и сущности религии, её роли в развитии общества. Философская антропология Л. Фейербаха. |
6 | Западноевропейская философия середины и второй половины XIX в. |
Кризис традиционной формы философского знания в середине ХIХ в. Критический пересмотр принципов и традиций классической философии. Возникновение неклассической философии: внутренние (имманентные) и внешние предпосылки и причины возникновения. Формирование новых типов философствования: консервативно-традиционных (неогегельянство, неокантианство), новаторско-традиционных (марксизм), неклассических (иррационалистических и сциентистских). Трансформация основных философских проблем. Социокультурные основания мировоззренческого плюрализма. Возникновение и развитие марксистской философии. Социально-исторические, естественнонаучные и теоретические предпосылки. Диалектический материализм — философия марксизма. Материалистическое понимание истории. Сциентизм как способ преодоления «кризиса» классической философии. Эволюция философского позитивизма. Проблема метода в «первом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и источника познания в эмпириокритицизме (Э. Мах, Р. Авенариус). Учение об иррациональной реальности. А. Шопенгауэр о мире как мировой бессознательной и свободной воле, о познании как переживании мира и об искусстве как высшем виде познания мира. |
7 | Посткласическая западноевропейская философия ХХ в. |
Особенности и характерные черты западноевропейской философии ХХ в. Сциентизм и антисциентизм. Позитивизм и неопозитивизм. Проблема знания и языка в неопозитивизме (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн). Проблемы развития научного знания в постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд). Философская герменевтика и проблема понимания (Г. Гадамер). Структурализм и его эволюция (М. Фуко, Р. Барт). Проблемы языка и методологии социогуманитарного знания. Американский прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи). Прагматизм и неопрагматизм. Иррационалистические направления в философии ХХ в. Философия жизни (Ф. Ницше, А. Бергсон). Философские проблемы психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм). Проблема человека в философии ХХ в.: экзистенциализм, персонализм, философская антропология. Основные темы экзистенциализма (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс): человек в условиях пограничных ситуаций, сущность и существование человека, жизнь и смерть. Религиозная философия в ХХ в., её основные черты. Неотомизм, протестантская философия. Поворот от теоцентризма к антропоцентризму. Сближение позиций религиозной философии и философии науки (П. Тейяр де Шарден, П. Тиллих, В. Гейзенберг, А. Швейцер). Постмодернизм как философия культурного кризиса (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр). Рациональная философия М. Вебера как вера в силу науки. Теории «индустриального общества» (Д. Белл, А.Тоффлер). Теория конвергенции (Д. Гелбрейт, Р. Арон). Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации. |
8 | Отечественная философия |
Философское знание в Древней Руси. Особенности формирования и основные этапы развития отечественной философской мысли. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация, религиозные и светские традиции. Самобытность русской философской проблематики IX –ХШ вв. Основные памятники богословско-философской мысли Древней Руси (сочинения митрополита Илариона, Климента Смолятича, Кирилла Туровского, Владимира Мономаха). Становление национального самосознания и русского типа мудрствования в ХIV – ХVII вв. (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Юрий Крижанич, А. Курбский). Русская философия ХVIII – 1-ой половины ХIХ вв. (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев). Философия русских просветителей. Особенности рецепции просветительских идей в русской философской культуре ХVIII в. Западничество и славянофильство: философское осмысление путей развития России. Философские идеи в творчестве Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Философия «серебряного века» русской культуры (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков). Философские идеи ученых-естествоиспытателей. Русская философия после 1917 г.: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья. Традиции классической русской философии в советский период (А.Ф. Лосев, Э.Ю. Ильенков, М.К. Мамардашвили и др.). Влияние русской философии на социально-политическую жизнь России, на состояние российского общества. Русская философия в контексте мировой философской мысли. |
Современная философия и философские представления о природе, сознании, человеке и обществе |
||
9 | Онтология (философское учение о бытии) |
Проблема происхождения и сущности мира. Мир как совокупная реальность. Виды картин мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Онтология как учение о бытии мира. Место онтологии в системе философского знания. Категория «бытие», ее эволюция. Структура бытия. Сущность и существование. Бытие и сущее, проблема субстанции. Основные виды бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное, объективное и субъективное бытие. Общественное бытие. Материальное в структуре бытия. Понятие материи в философии и науке. Пространство и время как формы бытия материи, их основные свойства. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Неразрывное единство материи, движения, пространства и времени. Понятие движения. Движение и развитие. Движение и покой. Основные формы движения, их соотношение, качественная специфика и взаимосвязь. Конечное и бесконечное; вечное и временное. Проблема жизни, её конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Проблема сознания в философии. Постановка и решение вопроса об отношении сознания и материи. Специфика человеческого бытия. Проблема происхождения сознания. Место сознания в структуре духовного мира человека. Сознание и бессознательное. Структура сознания. Взаимосвязь психического, интеллектуального, духовного и культурного в сознании. Самосознание. Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Сознание как отражение. Язык как материальная форма сознания. Знак и значение. Общественная природа и активность сознания. Роль труда, языка и общения в формировании сознания. Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. |
10 | Диалектика (философское учение о развитии и взаимосвязи) |
Идея развития и её эволюция. Понятие диалектики. Исторические формы диалектики. Основные концепции развития: диалектика и метафизика. Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Диалектика как система принципов, законов и категорий. Закон как всеобщая, необходимая, повторяющаяся связь. Понятие категории. Философские категории, их соотношение с понятиями специальных наук. Категории «часть» и «целое»; «общее», «всеобщее», «единичное», «особенное». Диалектика взаимосвязи единичного и общего в природе и обществе. Категории «причина» и «следствие». Диалектика взаимосвязи причины и следствия. Категории «необходимость» и «случайность» как следствие действия внутренней и внешней причин. Необходимость и закон. Случайность как форма проявления и дополнения необходимости. Категории «возможность» и «действительность», их взаимопревращение при переходе от старого к новому. Вероятность как степень превращения возможности в действительность. Абстрактная и реальная возможность. Категории «содержание» и «форма». Диалектика содержания и формы. Форма как организующий, упорядочивающий фактор бытия. Свобода и необходимость. Диалектическое соотношение свободы и необходимости. Фатализм и волюнтаризм. Законы диалектики. Проблема противоречия в философии. Противоречие как источник движения и развития. Противоречие как процесс. Закон противоречия об источнике развития. Качество и свойство. Количество. Мера как единство количественной и качественной определенности объекта. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений о механизме процесса развития. Закон отрицания отрицания о цикличности, поступательности и преемственности в развитии. Сочетание отрицания старого качества и преемственности, новаций и традиций. Детерминизм и индетерминизм. Методологическое значение принципа детерминизма. Система, элементы, структура. Понятие системы. Принцип системности и системный подход. Управление как способ регулирования сложными системами. |
11 | Гносеология (философское учение о познании) |
Многообразие видов познания. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания, их диалектика. Агностицизм. Проблема познаваемости мира, ее решение в истории философии. Познавательные способности человека. Чувственное познание и его формы. Ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание и его формы. Понятие, суждение, умозаключение. Сенсуализм и рационализм. Диалектика чувственного и рационального, эмпирического и теоретического в познании. Творчество и интуиция. Знание и вера. Вненаучные формы знания. Основные концепции истины: референтно-корреспондентная (классическая), когерентная, конвенциональная, прагматическая, семантическая. Абсолютное и относительное в истине. Истина как процесс. Конкретность истины. Истина и факт. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, «экономия мышления», практика, верификация, когеренция, корреспонденция, фальсификация и др. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы и формы научного познания. Эмпирические методы познания: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент. Общенаучные методы на эмпирическом и теоретическом уровнях познания: анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, исторический и логический, моделирование. Методы теоретического познания: восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, логическая формализация. |
12 | Социальная философия как наука |
Предмет, структура, содержание социальной философии. Специфика социального познания. Социальная философия в системе гуманитарного знания. Социальная философия и социология. Социальная философия и история. Общество как предмет познания. Многозначность понятия «общество». Понятие общества и социальных отношений. Природные предпосылки социального. Проблемы взаимодействия природы и общества в истории философии. Основные направления влияния общества на природу. Мальтузианство и неомальтузианство. Сущность географического детерминизма и геополитики. Современные экологические проблемы. Структура общества. Эволюция философского понимания общественной жизни людей. Философские модели общественной жизни: материалистическая, идеалистическая, натуралистическая. Основные сферы жизни общества (экономическая, социальная, политическая, духовная). Проблема социального неравенства. Революция и эволюционный путь развития общества. Общественное сознание, его взаимодействие с индивидуальным сознанием. Относительная самостоятельность общественного сознания и закономерности его развития. Структура общественного сознания. Обыденное и теоретическое сознание. Общественная психология и идеология. Формы общественного сознания. Понятия «культура» и «цивилизация» в исследовании общества. |
13 | Материальная и духовная жизнь общества |
Материальные основы жизни общества и человека. Потребности, интересы и экономические отношения. Стадии общественного производства. Определяющая роль способа производства в функционировании общества, его структура. Производительные силы, производственные отношения: структура, диалектика взаимосвязи. Взаимодействие объективной и субъективной сторон экономической жизни общества. Базис и надстройка. Обыденное и теоретическое экономическое сознание людей. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества. А.Тойнби, Л.Н.Гумилёв, О.Шпенглер, Н.Данилевский. Своеобразие подхода К.Ясперса. Духовная жизнь общества, её структура. Духовная культура и закономерности её развития. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современная культура и её особенности. Структура духовной жизни общества. Основные институты духовной сферы. Мораль и её особенности как формы общественного сознания. Роль морали в жизни человека и общества. Аксиология как учение о ценностях. Ценность как способ освоения мира человеком. Ценности и идеалы. Познавательные ценности. Моральные и нравственные ценности, их роль и значение в жизни человека и общества. Эстетические ценности. Ценностные ориентации человека. Свобода совести. Духовные ценности и их роль в жизни человека. Религиозное сознание и проблема свободы совести в обществе. Искусство как форма общественного сознания, его роль в формировании личности. Наука как форма общественного сознания и вид человеческой деятельности, ее социальные функции и закономерности развития. |
14 | Социальная структура общества |
Понятие социальной структуры общества. Классы – важнейший элемент, ядро социальной структуры общества. Теории происхождения классов. Марксистская теория классового общества. Исторический материализм. Принцип обусловленности социальных отношений материальным производством. Учение об антагонизме классов. Социальная стратификация и социальная мобильность. Теория социальной стратификации П. Сорокина. Классы и нации. Исторические формы общности людей, предшествовавшие образованию наций. Две исторические тенденции в образовании наций. Нации и национальный вопрос. Этнические группы и объединения, их место в социальной структуре общества. Понятие диаспоры. Основные тенденции в развитии социальной структуры общества. Философия истории. Смысл, направленность, периодизация, субъекты исторического процесса. Многомерность всемирной истории. Общественный прогресс и критерии общественного развития. Культура и цивилизация как категории философии истории. Понятие исторической эпохи. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. |
15 | Научно-техническая революция: сущность, проблемы, перспективы |
Науки как социальный феномен. Особенности научного познания. Наука и техника. Понятие техники, её происхождение и сущность. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. Проблема научно-технического прогресса. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и её философские основания. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. |
16 | Философская антропология |
Вопрос о человеке как философская проблема. Проблема человека в истории философии. Основные подходы к происхождению и сущности человека. Проблема человека в философии ХХ в.: экзистенциализм, персонализм, философская антропология. Человек как целостное образование. Биологическое и социальное в человеке, их взаимосвязь в историческом и индивидуальном развитии. Комплексный характер антропогенеза. Понятие родовой сущности человека. Труд, сознание, совместность бытия, коллективность как проявление родовой сущности человека. Единство и противоречивость человека как родового и конкретно-единичного существа. Диалектика сущности и существования человека. Проблема экологии, биологические и общественные основы жизни человека. Жизнь и смерть человека как предмет философских размышлений. Уникальность, самоценность человеческой жизни. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека. Человек как личность, индивид, индивидуальность. Личность как субъект общественной жизни. Психологическая и социологическая (ролевая) структуры личности. Условия и механизмы формирования личности. Социокультурная среда и ее роль в формировании личности. Социализация и инкультурация человека. Индивидуализация и ее особенности. Проблема типологии личности. Деятельность, ответственность и свобода личности. Проблема отчуждения человека в обществе. Сущность, причины, основные формы и пути преодоления отчуждения. Человек и исторический процесс. Роль личности в истории. Человек как социальное существо. Человек в социуме и социум в человеке. Социум как система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений. Функционалистский подход к анализу социума. Конфликтологический подход к анализу социума. Человек в системе производства, обмена, потребления. Доиндустриальное общество. Человек индустриального общества. Постиндустриальное общество. Человек, общество и государство. Различные типы государства. Человек, социум и власть. Свобода, мораль, право. Свобода и ответственность. Виды свободы. Виды ответственности. |
17 | Философские проблемы политики и права |
Политическое и правое сознание как формы общественного сознания. Философия политики: генезис, объект и предмет, основные этапы развития и концептуальные подходы. Политическое сознание как отражение политических отношений субъектов политической деятельности. Понятие политического сознания. Государство и политическое сознание. Уровни политического сознания. Место и роль политического сознания в духовной жизни общества. Причины несовпадения политической психологии и политической идеологии. Политическое сознание и политическая наука. Политика и экономика. Политика и мораль. Философия права: генезис, объект и предмет, основные этапы развития и концептуальные подходы. Право и правосознание, проблемы генезиса, единства и различия. Государство и право. Уровни правосознания. Место и роль правового сознания в духовной жизни общества. Правовая психология и правовая идеология. Правовая и моральная формы общественного сознания. Правосознание и право. Политика и право. Политика и правовое государство, диалектика взаимосвязи и тенденции развития. Проблема прав и свободы личности в правовом государстве. |
18 | Актуальные проблемы современного общественного развития |
Современный тип цивилизации, её достижения и противоречия. Информатизация общества, компьютеризация материального и духовного производства и проблемы общечеловеческих ценностей. Философские проблемы информатики. Интернет как метафора глобального мозга. Концепция «нового гуманизма». Социально-философские оценки последствий возникновения «глобальной электронной цивилизации». Глобализация, её признаки и особенности. Понятие «глобальные проблемы современности». Глобальные и общечеловеческие проблемы. Системы глобальных проблем: экологические, социальные, комплексные. Пути решения и управления глобальными проблемами. Сущность современной глобализации. Будущее человечества и глобальные проблемы современности. Предвидение будущего – необходимое условие деятельности людей современного общества. Основные способы предвидения: утопический, гипотетический, прогностический. Особенности прогнозирования как предвидения, основанного на детерминации исторического процесса. Управление в современных условиях. Понятие управления и самоуправ-ления. Специфика управления социальными системами. Управление социально-экономическими процессами в системе общественных отношений. Определения управления с позиций классического менеджмен-та, системного анализа, кибернетики, политологии и т.д. Основные катего-рии управления социально-экономическими процессами: целеполагание, планирование, организация, координация, мотивация, стимулирование, контроль. Структурное и бесструктурное управление. Соотношение государственной власти и гражданского общества как объективная основа различения моделей управления. Глобализация и управление. |
Форма и время проведения аттестации | Вопросы по экзамену |
---|---|
Форма проведения: Экзамен |
Примерная формулировка вопросов к экзамену:
|
Скачать (открыть) вопросы по экзамену 5-го семестра |
Форма и время проведения аттестации | Вопросы по зачету |
---|---|
Форма проведения: Зачет |
Примерная формулировка вопросов к зачету:
|
Скачать (открыть) вопросы по зачету 3-го семестра | |
Форма проведения: Зачет |
Примерная формулировка вопросов к экзамену:
|
Скачать (открыть) вопросы по зачету 4-го семестра |
Б1.Б… | Базовая часть |
---|---|
Б1.Б.10 | Патрология |
Б1.Б.11 | Нравственное богословие |
Б1.Б.13 | Введение в библистику |
Б1.Б.17 | Физическая культура и спорт |
Б1.Б.18 | Каноническое право |
Б1.Б.5 | Информатика |
Б1.Б.6 | История Древней Церкви |
Б1.Б.9 | Догматическое богословие |
Б1.В… | Вариативная часть |
---|---|
Б1.В.ОД.1 | Введение в специальность |
Б1.В.ОД.10 | Церковнославянский язык |
Б1.В.ОД.11 | Древнегреческий язык |
Б1.В.ОД.12 | Латинский язык |
Б1.В.ОД.13 | Новейшая история западных исповеданий |
Б1.В.ОД.17 | Пастырское богословие |
Б1.В.ОД.18 | Концепции современного естествознания |
Б1.В.ОД.19 | Русская религиозная мысль |
Б1.В.ОД.2 | История Русской Православной Церкви |
Б1.В.ОД.3 | История Поместных Церквей |
Б1.В.ОД.4 | Литургика |
Б1.В.ОД.5 | Апологетика |
Б1.В.ОД.7 | Риторика |
Б1.В.ОД.8 | Гомилетика |
Б1.В.ОД.9 | Русская патрология |
Б1.В.ДВ… | Дисциплины по выбору |
---|---|
Б1.В.ДВ.1 | История религий |
Б1.В.ДВ.1 | История архаических религий |
Б1.В.ДВ.1.1 | История монотеистических религий |
Б1.В.ДВ.1.2 | История архаических религий |
Б1.В.ДВ.2 | Русский язык и культура речи |
Б1.В.ДВ.2 | Стилистика русского языка |
Б1.В.ДВ.3 | Русская литература |
Б1.В.ДВ.3 | Христианство и литература |
Б1.В.ДВ.4 | Второй иностранный язык |
Б1.В.ДВ.5 | Педагогика |
Б1.В.ДВ.6 | Психология |
Б1.В.ДВ.6 | Возрастная психология |
Б1.В.ДВ.7 | Церковнославянское чтение |
Б1.В.ДВ.8 | Церковное пение |
Б1.В.ДВ.8 | Певческий тренинг |
Б1.В.ДВ.9 | Практикум по церковному пению |
Б1.В.ДВ.9 | Хор (хоровое пение) |
Б2… | Практики |
---|---|
ФТД… | Факультативы |
---|---|
ФТД.2 | Музееведение |
ФТД.3 | Византология |