Направление подготовки: | Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций |
Квалификация: | Бакалавр |
Форма обучения: | Очная |
Закрепленная кафедра: | «Кафедра гуманитарных наук» |
Объем дисциплины |
Аннотация |
Вопросы по экзамену/зачету |
Рекомендуемая литература |
Методические пособия |
Всего часов | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
По ЗЕТ | 72 | |||||||||
По плану | 72 | |||||||||
В том числе | Контакт. раб. | 36 | ||||||||
СР | 36 | |||||||||
Контроль | ||||||||||
Распределение по курсам и семестрам | ||||||||||
1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс | |||||||
1 семестр | 2 семестр | 3 семестр | 4 семестр | 5 семестр | 6 семестр | 7 семестр | 8 семестр | |||
Лекции | 12 | |||||||||
Практические занятия | 24 | |||||||||
Семинары | ||||||||||
Самостоятельная работа | 36 | |||||||||
Контроль | ||||||||||
ЗЕТ | 2 |
1. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» – формирование у студентов культуры безопасности для обеспечения безопасной профессиональной деятельности и для успешного решения профессиональных задач.
Задачи дисциплины:
- понимание различных видов опасностей, угрожающих каждому человеку и сообществам, их свойства и характеристики;
- понимание методов предвидения и предупреждения влияния факторов опасностей и угроз, способов и средств защиты от них в любых условиях и применительно к своей профессиональной деятельности;
- понимание показателей, критериев здоровья детей и подростков, а также способов его укрепления; государственной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности; терминологии в области безопасности жизнедеятельности; прав и обязанностей граждан по обеспечению безопасности жизнедеятельности;
- овладение навыками идентификации основных опасностей среды обитания человека и выбора методов защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способов обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;
- овладение навыками создания педагогически целесообразной и психологически безопасной образовательной среды; бесконфликтного общения с различными субъектами педагогического процесса;
- развитие умений разработки эффективных превентивных мер для опасностей различного характера; грамотного применения практических навыков обеспечения безопасности в опасных ситуациях, возникающих в учебном процессе и повседневной жизни.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части ООП. Изучается в 3 семестре. По дисциплине предусмотрен зачет. Трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, или 72 часа. Дисциплина призвана формировать способности успешно работать в новых, быстро развивающихся областях, самостоятельно приобретать новые знания, умения и навыки в этих областях.
Для успешного изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:
- ОК-9: способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.
Приступая к освоению дисциплины, студент должен:
- знать:
- основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него;
- правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды;
- основные приемы оказания первой помощи;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
- уметь:
- оценивать чрезвычайные ситуации, опасные для жизни и здоровья;
- перечислять последовательности действий при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- объяснять элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретных чрезвычайных ситуациях;
- доступно объяснять значения здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
- владеть:
- потребностью соблюдения норм здорового образа жизни и невосприимчивостью к вредным привычкам;
- мерами профилактики инфекционных заболеваний;
- навыками оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях;
- навыками обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является предшествующей для таких дисциплин как «Концепции современного естествознания», «Педагогика», «Психология».
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Шифр и формулировка компетенции | Перечень компонентов | Средства формирования | Средства оценивания |
|
|||
ОК-9: способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций |
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
4. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела (в дидактических единицах) |
1 | Теоретические основы безопасности жизнедеятельности |
Безопасность жизнедеятельности как наука. Понятие опасности, риска, концепция приемлемого (допустимого) риска. Управление безопасностью жизнедеятельности. |
2 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и Гражданская оборона (ГО) |
РСЧС, её роль, задачи и структура. Предназначение и задачи ГО, её структура и органы управления |
3 | Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности |
Факторы, разрушающие и укрепляющие здоровье. Адаптация человека к условиям среды обитания. Медико-биологическая характеристика воздействия на организм человека факторов окружающей среды. Технологии обеспечения безопасности здоровья |
4 | Чрезвычайные ситуации социального характера и защита населения от их последствий |
Социальные опасности и чрезвычайные ситуации: сущность, содержание, классификация. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера. |
5 | Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий |
Опасные природные явления: сущность, содержание, классификация. Защита населения при угрозе и в ходе ЧС природного характера. |
6 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий |
Классификация ЧС техногенного характера. Транспортные аварии и катастрофы. Аварии с выбросом химически опасных и радиоактивных веществ. Меры защиты при ЧС техногенного характера. |
7 | Национальная безопасность РФ |
Важнейшие направления государственной политики Российской Федерации на основе Концепции национальной безопасности РФ. Угрозы национальной безопасности РФ, обеспечение национальной безопасности РФ. |
Форма и время проведения аттестации | Вопросы по зачету |
---|---|
Форма проведения: Зачет |
1. Государственная политика России в области безопасности жизнедеятельности. |
Скачать (открыть) вопросы по зачету 3-го семестра |
Б1.Б… | Базовая часть |
---|---|
Б1.Б.10 | Патрология |
Б1.Б.11 | Нравственное богословие |
Б1.Б.13 | Введение в библистику |
Б1.Б.17 | Физическая культура и спорт |
Б1.Б.18 | Каноническое право |
Б1.Б.5 | Информатика |
Б1.Б.6 | История Древней Церкви |
Б1.Б.9 | Догматическое богословие |
Б1.В… | Вариативная часть |
---|---|
Б1.В.ОД.1 | Введение в специальность |
Б1.В.ОД.10 | Церковнославянский язык |
Б1.В.ОД.11 | Древнегреческий язык |
Б1.В.ОД.12 | Латинский язык |
Б1.В.ОД.13 | Новейшая история западных исповеданий |
Б1.В.ОД.17 | Пастырское богословие |
Б1.В.ОД.18 | Концепции современного естествознания |
Б1.В.ОД.19 | Русская религиозная мысль |
Б1.В.ОД.2 | История Русской Православной Церкви |
Б1.В.ОД.3 | История Поместных Церквей |
Б1.В.ОД.4 | Литургика |
Б1.В.ОД.5 | Апологетика |
Б1.В.ОД.7 | Риторика |
Б1.В.ОД.8 | Гомилетика |
Б1.В.ОД.9 | Русская патрология |
Б1.В.ДВ… | Дисциплины по выбору |
---|---|
Б1.В.ДВ.1 | История религий |
Б1.В.ДВ.1 | История архаических религий |
Б1.В.ДВ.1.1 | История монотеистических религий |
Б1.В.ДВ.1.2 | История архаических религий |
Б1.В.ДВ.2 | Русский язык и культура речи |
Б1.В.ДВ.2 | Стилистика русского языка |
Б1.В.ДВ.3 | Русская литература |
Б1.В.ДВ.3 | Христианство и литература |
Б1.В.ДВ.4 | Второй иностранный язык |
Б1.В.ДВ.5 | Педагогика |
Б1.В.ДВ.6 | Психология |
Б1.В.ДВ.6 | Возрастная психология |
Б1.В.ДВ.7 | Церковнославянское чтение |
Б1.В.ДВ.8 | Церковное пение |
Б1.В.ДВ.8 | Певческий тренинг |
Б1.В.ДВ.9 | Практикум по церковному пению |
Б1.В.ДВ.9 | Хор (хоровое пение) |
Б2… | Практики |
---|---|
ФТД… | Факультативы |
---|---|
ФТД.2 | Музееведение |
ФТД.3 | Византология |