Направление подготовки: | Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций |
Квалификация: | Бакалавр |
Форма обучения: | Очная |
Закрепленная кафедра: | «Кафедра богословия и церковной истории» |
Объем дисциплины |
Аннотация |
Вопросы по экзамену/зачету |
Рекомендуемая литература |
Методические пособия |
Всего часов | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
По ЗЕТ | 432 | |||||||||
По плану | 432 | |||||||||
В том числе | Контакт. раб. | 198 | ||||||||
СР | 198 | |||||||||
Контроль | 36 | |||||||||
Распределение по курсам и семестрам | ||||||||||
1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс | |||||||
1 семестр | 2 семестр | 3 семестр | 4 семестр | 5 семестр | 6 семестр | 7 семестр | 8 семестр | |||
Лекции | 20 | 20 | 20 | 12 | ||||||
Практические занятия | ||||||||||
Семинары | 34 | 34 | 34 | 24 | ||||||
Самостоятельная работа | 54 | 54 | 54 | 36 | ||||||
Контроль | 36 | |||||||||
ЗЕТ | 3 | 3 | 3 | 3 |
1. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины «Патрология»:
- подготовить специалиста в области изучения святоотеческой и церковной письменности I – XV вв;
- дать исчерпывающую информацию о письменности святых отцов и выдающихся церковных авторов как важнейшей части Предания Православной Церкви;
- осмыслить историю становления и изучения святоотеческого наследия;
- познакомить учащегося с жизнеописаниями святых отцов и выдающихся церковных авторов, а также с историческим и идейным контекстом их жизни;
- осмыслить важность понятий «consensus partum» и «частное богословское мнение»;
- познакомить учащегося с церковной письменностью как отражением исторического процесса развития православного богословия.
Задачи дисциплины:
- понимание влияния личности и богословских представлений конкретных древних церковных писателей на процессы становления важнейших христианских догматических формул и систем;
- понимание взаимного влияния христианского богословия и светской философии;
- понимание основных причин вероучительных отличий христианских богословских систем Востока и Запада на примере сопоставления учений их важнейших представителей;
- овладение навыками пользоваться системой знаний по изучаемой научной дисциплине; понятийным аппаратом святоотеческого наследия;
- развитие умений эффективно пользоваться патристическим преданием, обрабатывать и использовать различную научную информацию в данной области богословских знаний, развивать культуру мышления, речи и общения.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ОП)
Дисциплина «Патрология» относится к базовой части обязательных дисциплин. Для успешного изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:
- ОК-10: способность использовать основы теологических знаний в процессе духовно-нравственного развития;
- ОПК-2: способность использовать базовые знания в области теологии при решении профессиональных задач;
- ОПК-3: способность использовать знания в области социально-гуманитарных наук для освоения профильных теологических дисциплин;
- ПК-7: способность использовать теологические знания в решении задач социально-практической деятельности, связанных с объектами профессиональной деятельности;
- ПК-8: способность применять базовые и специальные теологические знания к решению экспертно-консультативных задач, связанных с объектами профессиональной деятельности выпускника.
Приступая к освоению дисциплины, студент должен:
- Знать:
- и осознавать значение святоотеческого богословия для жизни Церкви и спасения человека;ключевые задачи святоотеческого богословия;
- общий характер учения и основные сведения о жизни того или иного святого отца и церковного автора;
- исторический и идейный контекст жизни и творчества святых отцов и выдающихся церковных авторов;
- историю развития православного богословия.
- Уметь: ориентироваться в богословском наследии святых отцов и выдающихся церковных авторов;
- проводить связи между историческим контекстом и богословием, жизнью и богословием церковного автора;
- ориентироваться в истории, периодизации, датировках, жанрах церковной письменности; различать частное богословское мнение, ересь и учение, принятое Церковью;
- видеть особенности в учении церковного автора и его вклад в православное богословие.
- Владеть: понятийным аппаратом святоотеческого богословия и навыками работы с источниками.
Дисциплина «Патрология» самым тесным образом связана с такими дисциплинами, как «Священное Писание Нового Завета», «Священное Писание Ветхого Завета», «История Древней Церкви», «Догматическое богословие», «Нравственное богословие», «Каноническое право» и тд.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Шифр и формулировка компетенции | Перечень компонентов | Средства формирования | Средства оценивания |
|
|||
ОК-10: способность использовать основы теологических знаний в процессе духовно-нравственного развития |
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
ОПК-2 способность использовать базовые знания в области теологии при решении профессиональных задач. |
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
ОПК-3 способность использовать знания в области социально-гуманитарных наук для освоения профильных теологических дисциплин.
|
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
ПК-7 способность использовать теологические знания в решении задач социально-практической деятельности,связанных с объектами профессиональной деятельности.
|
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
ПК-8 способность применять базовые и специальные теологические знания к решению экспертно-консультативных задач, связанных с объектами профессиональной деятельности выпускника.
|
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
Уровни формирования компетенций определяются по Паспорту компетенций, формируемых у обучающихся при освоении образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 «Теология».
4. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела (в дидактических единицах) |
1 | Введение в изучение предмета. |
Понятие «Патрология». Задачи и цели этой богословской и церковно-исторической дисциплины. Краткая история патрологической науки (ХVI-ХХ вв.). |
2 | Доникейские отцы Церкви (конец I — начало IV вв.). |
Апостольские мужи. Греческие апологеты II в. Западные христианские писатели II-III вв. Александрийская школа во II- начале III вв. Прочие представители христианской богословской науки III — начало IV вв. |
3 | Золотой век святоотеческой письменности – начальный этап эпохи Вселенских Соборов. Тринитарные споры (IV – 1 пол. V вв.). |
Восточные и западные отцы Церкви IV — V вв. эпохи тринитарных споров. |
4 | Завершающий этап эпохи Вселенских Соборов. Христологические споры. Святые отцы V – VIII вв. |
Восточные и западные отцы V – VIII вв. Монашеская аскетическая письменность V – VIII вв. |
5 | Святоотеческая письменность IХ — ХV вв. |
Восточные отцы IХ — ХV вв. Богословие исихазма. Антилатинское богословие. |
Б1.Б… | Базовая часть |
---|---|
Б1.Б.10 | Патрология |
Б1.Б.11 | Нравственное богословие |
Б1.Б.13 | Введение в библистику |
Б1.Б.17 | Физическая культура и спорт |
Б1.Б.18 | Каноническое право |
Б1.Б.5 | Информатика |
Б1.Б.6 | История Древней Церкви |
Б1.Б.9 | Догматическое богословие |
Б1.В… | Вариативная часть |
---|---|
Б1.В.ОД.1 | Введение в специальность |
Б1.В.ОД.10 | Церковнославянский язык |
Б1.В.ОД.11 | Древнегреческий язык |
Б1.В.ОД.12 | Латинский язык |
Б1.В.ОД.13 | Новейшая история западных исповеданий |
Б1.В.ОД.17 | Пастырское богословие |
Б1.В.ОД.18 | Концепции современного естествознания |
Б1.В.ОД.19 | Русская религиозная мысль |
Б1.В.ОД.2 | История Русской Православной Церкви |
Б1.В.ОД.3 | История Поместных Церквей |
Б1.В.ОД.4 | Литургика |
Б1.В.ОД.5 | Апологетика |
Б1.В.ОД.7 | Риторика |
Б1.В.ОД.8 | Гомилетика |
Б1.В.ОД.9 | Русская патрология |
Б1.В.ДВ… | Дисциплины по выбору |
---|---|
Б1.В.ДВ.1 | История религий |
Б1.В.ДВ.1 | История архаических религий |
Б1.В.ДВ.1.1 | История монотеистических религий |
Б1.В.ДВ.1.2 | История архаических религий |
Б1.В.ДВ.2 | Русский язык и культура речи |
Б1.В.ДВ.2 | Стилистика русского языка |
Б1.В.ДВ.3 | Русская литература |
Б1.В.ДВ.3 | Христианство и литература |
Б1.В.ДВ.4 | Второй иностранный язык |
Б1.В.ДВ.5 | Педагогика |
Б1.В.ДВ.6 | Психология |
Б1.В.ДВ.6 | Возрастная психология |
Б1.В.ДВ.7 | Церковнославянское чтение |
Б1.В.ДВ.8 | Церковное пение |
Б1.В.ДВ.8 | Певческий тренинг |
Б1.В.ДВ.9 | Практикум по церковному пению |
Б1.В.ДВ.9 | Хор (хоровое пение) |
Б2… | Практики |
---|---|
ФТД… | Факультативы |
---|---|
ФТД.2 | Музееведение |
ФТД.3 | Византология |