Направление подготовки: | Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций |
Квалификация: | Бакалавр |
Форма обучения: | Очная |
Закрепленная кафедра: | «Кафедра богословия и церковной истории» |
Объем дисциплины |
Аннотация |
Вопросы по экзамену/зачету |
Рекомендуемая литература |
Методические пособия |
Всего часов | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
По ЗЕТ | 144 | |||||||||
По плану | 144 | |||||||||
В том числе | Контакт. раб. | 80 | ||||||||
СР | 28 | |||||||||
Контроль | 36 | |||||||||
Распределение по курсам и семестрам | ||||||||||
1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс | |||||||
1 семестр | 2 семестр | 3 семестр | 4 семестр | 5 семестр | 6 семестр | 7 семестр | 8 семестр | |||
Лекции | 16 | 16 | ||||||||
Практические занятия | ||||||||||
Семинары | 24 | 24 | ||||||||
Самостоятельная работа | 14 | 14 | ||||||||
Контроль | 36 | |||||||||
ЗЕТ | 1.5 | 2.5 |
1. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины «Нравственное богословие» – дать учащимся духовных школ систематическое изложение учения о христианской нравственности, понимания высшего смысла и цели жизни человека-христианина и указания пути, которым должен идти христианин для достижения этой цели.
Задачи дисциплины:
- понимание значения нравственности для православного христианина, связанных с ней понятий и положений; единства и неразрывной связи православного нравственного учения со Священным Писанием Ветхого и Нового Заветов; истории формирования Нравственного богословия как отдельной науки;
- овладение навыками работы с источниками и литературой по данной дисциплине; систематизации и применения полученных знаний в пастырской практике;
- развитие умений аргументированного представления результатов своей познавательной деятельности в сфере Нравственного богословия, ведения дискуссии по вопросам христианского вероучения, четкого выражения Православной позиции в вопросах нравственности и на её основе оценки основных тенденций в современном человеческом обществе.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ОП)
Дисциплина «Нравственное богословие» относится к базовой части обязательных дисциплин.Для ее успешного изучения студент должен обладать следующими компетенциями:
- ОК-10: способность использовать основы теологических знаний в процессе духовно-нравственного развития;
- ОПК-2: способность использовать базовые знания в области теологии при решении профессиональных задач;
- ОПК-3: способность использовать знания в области социально-гуманитарных наук для освоения профильных теологических дисциплин;
- ПК-7: способность использовать теологические знания в решении задач социально-практической деятельности, связанных с объектами профессиональной деятельности;
- ПК-8: способность применять базовые и специальные теологические знания к решению экспертно-консультативных задач, связанных с объектами профессиональной деятельности выпускника.
Приступая к освоению дисциплины, студент должен:
- знать:
- типы и виды богословских и исторических источников, принципы их классификации и систематизации;
- принципы и методы исследования происхождения источника;
- принципы и направления осуществления источниковедческого синтеза;
- различия между организацией мыслительного процесса при подготовке речи и организации процесса говорения;
- средства риторики;
- уметь:
- формулировать нравственные проблемы современного общества и находить пути их решения;
- устанавливать множественные связи между явлениями;
- строить логические выводы;
- ставить цели и определять приоритеты;
- составлять тезисы, схемы;
- владеть:
- способами анализа и синтеза информации, использования ее в разных образовательных ситуациях;
- сотрудничества и взаимодействия, принятия индивидуальной ответственности;
- выявления и отбора необходимых информационных ресурсов.
Дисциплина «Нравственное богословие» неразрывно связана с такими дисциплинами как «Священное Писание Ветхого Завета», «Священное Писание Нового Завета», «История западных исповеданий и сравнительное богословие», «Литургика», «Пастырское богословие», «Догматическое богословие» и широким спектром иных дисциплин.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Шифр и формулировка компетенции | Перечень компонентов | Средства формирования | Средства оценивания |
|
|||
ОК-10: способность использовать основы теологических знаний в процессе духовно-нравственного развития |
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
ОПК-2 способность использовать базовые знания в области теологии при решении профессиональных задач
|
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
ОПК-3 способность использовать знания в области социально-гуманитарных наук для освоения профильных теологических дисциплин |
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
ПК-7 способность использовать теологические знания в решении задач социально-практической деятельности, связанных с объектами профессиональной деятельности |
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
ПК-8 способность применять базовые и специальные теологические знания к решению экспертно-консультативных задач, связанных с объектами профессиональной деятельности выпускника |
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
Уровни формирования компетенций определяются по Паспорту компетенций формируемых у обучающихся при освоении образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 «Теология» (Приложение 1).
4. Содержание дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела (в дидактических единицах) |
1 |
Общие положения Нравственного богословия. |
Нравственное богословие: значение дисциплины, цели и задачи, предмет изучения, источники знания. Этика и его синонимы. Преимущества и отличия Нравственного Богословия от светской Этики. Благо. Цель и смысл жизни в христианстве. Виды благ. Высшее благо, его виды в нерелигиозной философии. Добро и зло. Взгляд на истоки добра и зла в пантеизме, буддизме, дуализме, греческой мифологии. Библейский взгляд на происхождение добра и зла. Виды зла. Взгляд нехристианской этики на добро и зло. Особенность бытовых взглядов на добро и зло. Естественный нравственный закон. Доказательства существования естественного нравственного закона. Различные взгляды на происхождение естественного нравственного закона (учение Церкви, материализм, гипотеза Канта). Понятие о нравственном чувстве и его проявлениях. Причины различия у людей понятий о добре и зле. Совесть и три её функции. Отличие законов физических от нравственных. Стыд. Свобода. Свобода у животных. Особенность человеческой свободы. Общее понятие свободы. Виды свободы. Понятие нравственной свободы. Свидетельство Свящ. Писания о нравственной свободе человека. Детерминизм, его представители, и аргументы против него. Три состояния нравственной свободы человека. Характеристика формальной и реальной свободы. Понятие мотива, борьба мотивов. Характеристика идеальной свободы. Почему стремление к добру называется свободой, а ко греху – рабством? Абсолютная свобода. Откровенный Нравственный Закон. Ветхозаветный нравственный закон. Необходимость Богооткровенного Закона. Его два вида. Новозаветный нравственный закон. Взаимное отношение Ветхого и Нового завета. Заповеди блаженства. Отличия Ветхого Завета от Нового. Три побуждения к исполнению нравственного закона. Связь Нового Завета с установлениями Церкви. Евангельские советы, их примеры и понимание католиками и Православной Церковью. Адиафоры. Коллизия обязанностей: определение, примеры и чем руководствоваться в подобных ситуациях? Иерархия ценностей. Обязанности: определение, связь закона с обязанностями. Три вида обязанностей с примерами. Ответственность: определение, библейский прообраз, связь с другими явлениями нравственной жизни (обязанностями, наказанием). Виды ответственности. Функции ответственности. Условия вменения. Случаи невменения, связанные с состоянием разума и со свободой выбора. Библейское учение о человеке. Тело, душа, дух. Чем тело может служить Богу? Низшая и высшая сторона души. Область душевности и духовности. Значения слова «дух». Из чего складывается духовная жизнь? Отношение христианина к телесности и душевности. Деятельность души: ум, воля, чувство.Три стороны душевной деятельности. Разум, рассудок. Здравый смысл. Гипотезы. Память. Ассоциации. Воля. Порядок развития любого дела. Сердце. Виды чувств и понятие о каждом. |
2 |
Евангельское учение о добродетели. |
Добродетели. Естественная добродетель: определение Аристотеля, 4 главные добродетели древнего мира. Почему естественная добродетель не может спасти человека? Христианская добродетель. Способы познания воли Божией. Синергия. Заповеди блаженства. Пост и молитва. Богословские добродетели (вера, надежда и любовь).
|
3 |
Учение о страстях. |
8 главных страстей. |
4 |
Семейные и общественные ценности. |
Христианский брак. Божественное установление брака. Цели христианского брака. Апостол Павел о христианском браке и отношениях в семье (муж-жена, родители-дети). Состояние семьи в современном обществе. Святые покровители семьи. Патриотизм и космополитизм. Определение. Понятие «Отечество». Патриотизм в Священном Писании и на примерах русских святых. Космополитизм. |
5 |
Нехристианские системы этики. |
Причина возникновения различных этических систем. Грубый и утонченный эвдемонизм, их основоположники. Утилитаризм и его разновидность – гедонизм. Гуманизм: определение, возникновение. Базовые принципы гуманизма. |
Б1.Б… | Базовая часть |
---|---|
Б1.Б.10 | Патрология |
Б1.Б.11 | Нравственное богословие |
Б1.Б.13 | Введение в библистику |
Б1.Б.17 | Физическая культура и спорт |
Б1.Б.18 | Каноническое право |
Б1.Б.5 | Информатика |
Б1.Б.6 | История Древней Церкви |
Б1.Б.9 | Догматическое богословие |
Б1.В… | Вариативная часть |
---|---|
Б1.В.ОД.1 | Введение в специальность |
Б1.В.ОД.10 | Церковнославянский язык |
Б1.В.ОД.11 | Древнегреческий язык |
Б1.В.ОД.12 | Латинский язык |
Б1.В.ОД.13 | Новейшая история западных исповеданий |
Б1.В.ОД.17 | Пастырское богословие |
Б1.В.ОД.18 | Концепции современного естествознания |
Б1.В.ОД.19 | Русская религиозная мысль |
Б1.В.ОД.2 | История Русской Православной Церкви |
Б1.В.ОД.3 | История Поместных Церквей |
Б1.В.ОД.4 | Литургика |
Б1.В.ОД.5 | Апологетика |
Б1.В.ОД.7 | Риторика |
Б1.В.ОД.8 | Гомилетика |
Б1.В.ОД.9 | Русская патрология |
Б1.В.ДВ… | Дисциплины по выбору |
---|---|
Б1.В.ДВ.1 | История религий |
Б1.В.ДВ.1 | История архаических религий |
Б1.В.ДВ.1.1 | История монотеистических религий |
Б1.В.ДВ.1.2 | История архаических религий |
Б1.В.ДВ.2 | Русский язык и культура речи |
Б1.В.ДВ.2 | Стилистика русского языка |
Б1.В.ДВ.3 | Русская литература |
Б1.В.ДВ.3 | Христианство и литература |
Б1.В.ДВ.4 | Второй иностранный язык |
Б1.В.ДВ.5 | Педагогика |
Б1.В.ДВ.6 | Психология |
Б1.В.ДВ.6 | Возрастная психология |
Б1.В.ДВ.7 | Церковнославянское чтение |
Б1.В.ДВ.8 | Церковное пение |
Б1.В.ДВ.8 | Певческий тренинг |
Б1.В.ДВ.9 | Практикум по церковному пению |
Б1.В.ДВ.9 | Хор (хоровое пение) |
Б2… | Практики |
---|---|
ФТД… | Факультативы |
---|---|
ФТД.2 | Музееведение |
ФТД.3 | Византология |