Направление подготовки: | Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций |
Квалификация: | Бакалавр |
Форма обучения: | Очная |
Закрепленная кафедра: | «Кафедра богословия и церковной истории» |
Объем дисциплины |
Аннотация |
Вопросы по экзамену/зачету |
Рекомендуемая литература |
Методические пособия |
Всего часов | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
По ЗЕТ | 144 | |||||||||
По плану | 144 | |||||||||
В том числе | Контакт. раб. | 72 | ||||||||
СР | 72 | |||||||||
Контроль | ||||||||||
Распределение по курсам и семестрам | ||||||||||
1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс | |||||||
1 семестр | 2 семестр | 3 семестр | 4 семестр | 5 семестр | 6 семестр | 7 семестр | 8 семестр | |||
Лекции | 12 | 12 | ||||||||
Практические занятия | ||||||||||
Семинары | 24 | 24 | ||||||||
Самостоятельная работа | 36 | 36 | ||||||||
Контроль | ||||||||||
ЗЕТ | 2 | 2 |
1. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины — изучение Библии посредством текстологического и литературного анализа и формирование у студентов духовной школы первоначального целостного представления об истории и современном состоянии основных направлений исследования Библии в России и за рубежом, погружения учащихся в первичную проблематику исследования библейских текстов (введение в библейскую критику).
Предметом текстологического анализа являются рукописные и печатные тексты, содержащие библейские книги или их фрагменты, так как библейская текстология занимается изучением исторически-документированного периода существования Библии, от которого сохранились рукописные и печатные свидетельства-тексты. Объектом литературного анализа являются литературные формы, в которые воплощены библейские произведения, их содержание и происхождение.
Программа разработана в соответствии с требованиями для направления «подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций» квалификации «бакалавр».
Основными задачами курса являются:
- изучение этапов становления и развития библеистики;
- ознакомление с различными подходами и школами в исследовании библейских текстов;
- изучение генезиса библейских текстов на основании традиционной исагогики и современной критики.
- рассмотрение основных переводов Библии;
- освещение основных проблем современной библеистики.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы (ОП)
Дисциплина «Введение в библеистику» относится к обязательным дисциплинам и включена в базовую часть ОП Первого курса.
Для успешного изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:
- ОК-10: Способность использовать основы теологических знаний в процессе духовно-нравственного развития.
- ОПК-2: Способность использовать базовые знания в области теологии при решении профессиональных задач.
- ПК-7: Способность использовать теологические знания в решении задач социально-практической деятельности, связанных с объектами профессиональной деятельности.
- ПК-8: Способность применять базовые и специальные теологические знания к решению экспертно-консультативных задач, связанных с объектами профессиональной деятельности выпускника.
Приступая к освоению дисциплины, студент должен:
- знать:
- нормы традиционной морали и нравственности;
- основные положения библейской истории Ветхого и Нового Заветов в объеме, полученном во время обучения на Подготовительном отделении.
- уметь:
- работать с различными источниками и исследовательской литературой по библейской истории;
- использовать теологическую терминологию, навыки и желание участвовать в дискуссиях;
- корректно выражать и аргументировано обосновывать основные богословские положения;
- анализировать информацию и делать обоснованные выводы в строгом соответствии с позицией Православной Церкви.
- владеть:
- способами, приемами и навыками правописания, основными терминами из теологической области знания;
- желанием получить навыки исследовательской работы в области изучения Священного Текста Библии;
- способами сбора и анализа информации.
Дисциплина «Введение в библеистику» имеет междисциплинарные связи со следующими дисциплинами Подготовительного курса: «Библейской историей», «Основным богословием», «Катехизисом», «Церковнославянским языком», «Литургикой», «Общей церковной историей», «Церковным пением» и неразрывно связана в дальнейшем с изучением «Священного Писания Ветхого Завета», «Священного Писания Нового Завета», «Догматическим богословием», «Апологетикой», «Гомилетикой», «Патрологией», «Историей Древней Церкви», «Историей монотеистических религий», «Новыми религиозными движениями (сектоведением)», «Патрологией», «Историей западных исповеданий и Сравнительным богословием», «Миссиологией» и целым комплексом богословско-исторических дисциплин.
Освоение студентами дисциплины «Введение в библеистику» позволит получить основу христианского вероучения, основанного на осмыслении библейского текста как главного источника вероучения. Дисциплина является неотъемлемой частью качественной подготовки специалистов данного профиля и неразрывно связана с другими богословскими. педагогическими, религиоведческими и историческими дисциплинами и образует вместе с ними единую систему знаний.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Шифр и формулировка компетенции | Перечень компонентов | Средства формирования | Средства оценивания |
|
|||
ОК-10: способность использовать теологические знания в решении задач социально-практической деятельности, связанных с объектами профессиональной деятельности. |
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б1.Б… | Базовая часть |
---|---|
Б1.Б.10 | Патрология |
Б1.Б.11 | Нравственное богословие |
Б1.Б.13 | Введение в библистику |
Б1.Б.17 | Физическая культура и спорт |
Б1.Б.18 | Каноническое право |
Б1.Б.5 | Информатика |
Б1.Б.6 | История Древней Церкви |
Б1.Б.9 | Догматическое богословие |
Б1.В… | Вариативная часть |
---|---|
Б1.В.ОД.1 | Введение в специальность |
Б1.В.ОД.10 | Церковнославянский язык |
Б1.В.ОД.11 | Древнегреческий язык |
Б1.В.ОД.12 | Латинский язык |
Б1.В.ОД.13 | Новейшая история западных исповеданий |
Б1.В.ОД.17 | Пастырское богословие |
Б1.В.ОД.18 | Концепции современного естествознания |
Б1.В.ОД.19 | Русская религиозная мысль |
Б1.В.ОД.2 | История Русской Православной Церкви |
Б1.В.ОД.3 | История Поместных Церквей |
Б1.В.ОД.4 | Литургика |
Б1.В.ОД.5 | Апологетика |
Б1.В.ОД.7 | Риторика |
Б1.В.ОД.8 | Гомилетика |
Б1.В.ОД.9 | Русская патрология |
Б1.В.ДВ… | Дисциплины по выбору |
---|---|
Б1.В.ДВ.1 | История религий |
Б1.В.ДВ.1 | История архаических религий |
Б1.В.ДВ.1.1 | История монотеистических религий |
Б1.В.ДВ.1.2 | История архаических религий |
Б1.В.ДВ.2 | Русский язык и культура речи |
Б1.В.ДВ.2 | Стилистика русского языка |
Б1.В.ДВ.3 | Русская литература |
Б1.В.ДВ.3 | Христианство и литература |
Б1.В.ДВ.4 | Второй иностранный язык |
Б1.В.ДВ.5 | Педагогика |
Б1.В.ДВ.6 | Психология |
Б1.В.ДВ.6 | Возрастная психология |
Б1.В.ДВ.7 | Церковнославянское чтение |
Б1.В.ДВ.8 | Церковное пение |
Б1.В.ДВ.8 | Певческий тренинг |
Б1.В.ДВ.9 | Практикум по церковному пению |
Б1.В.ДВ.9 | Хор (хоровое пение) |
Б2… | Практики |
---|---|
ФТД… | Факультативы |
---|---|
ФТД.2 | Музееведение |
ФТД.3 | Византология |