Направление подготовки: | Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций |
Квалификация: | Бакалавр |
Форма обучения: | Очная |
Закрепленная кафедра: | «Кафедра богословия и церковной истории» |
Объем дисциплины |
Аннотация |
Вопросы по экзамену/зачету |
Рекомендуемая литература |
Методические пособия |
Всего часов | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
По ЗЕТ | 396 | |||||||||
По плану | 396 | |||||||||
В том числе | Контакт. раб. | 180 | ||||||||
СР | 180 | |||||||||
Контроль | 36 | |||||||||
Распределение по курсам и семестрам | ||||||||||
1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс | |||||||
1 семестр | 2 семестр | 3 семестр | 4 семестр | 5 семестр | 6 семестр | 7 семестр | 8 семестр | |||
Лекции | 30 | 30 | 16 | |||||||
Практические занятия | ||||||||||
Семинары | 42 | 42 | 20 | |||||||
Самостоятельная работа | 72 | 72 | 36 | |||||||
Контроль | 36 | |||||||||
ЗЕТ | 4 | 4 | 3 |
1. Цели и задачи дисциплины
1. Цель дисциплины «История Древней Церкви» – формирование целостного представления об истории Древней Церкви начиная от апостольских времен (с историческим экскурсом в чуть более ранние периоды) до разделения Церквей (с историческим экскурсом в более поздний период до падения Константинополя как центра византийского православия).
2. Задачи дисциплины:
— понимание значения и содержания Истории Древней Церкви как самостоятельной дисциплины, располагающей особым исследовательским аппаратом и методами анализа; места данной науки в системе богословских наук и её роли в процессе получения и развития знаний о важнейших в истории Христианства событиях и личностях;
— освоение методологии исторического познания и методов анализа явлений церковной истории;
— изучение основ Истории Древней Церкви на разных этапах ее исторического развития, позволяющее проследить процесс и обстоятельства формирования Христианской Церкви с последующим воздействием её на общество и государство;
— формирование представлений о различных аспектах процессов возникновения, развития и углубления древнехристианского мировоззрения; становления церковной иерархии и организационной структуры, централизации Церкви и закрепления богослужебного строя; оформления отношений Церкви с государством и обществом и отношений между христианскими конфессиями;
– формирование навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики; способности использовать теоретические знания в практической деятельности.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП):
Дисциплина «История Древней Церкви» относится к базовой части. Изучается в 1-3 семестрах. По дисциплине предусмотрены экзамены (в 1 и 3 семестрах) и зачет (во 2 семестре).
Трудоемкость освоения дисциплины составляет 10 зач. ед., или 360 час.
Дисциплина призвана формировать понимание особенностей и природы догматических движений, вероучительных и церковно-дисциплинарных споров и расколов; основ церковного строя, эволюционного характера взаимоотношений Церкви с государством и обществом; исторически развивавшихся различий между западным и восточным христианством; развивать и укреплять навыки работы с источниками по древней церковной истории; знакомить с основной догматической и канонической терминологией; развивать умение оперировать приобретенными знаниями в профессиональной деятельности.
Для успешного освоения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:
- ОК-2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;
- ПК-6: способностью вести соответствующую учебную, воспитательную, просветительскую деятельность в образовательных и просветительских организациях.
Приступая к освоению дисциплины, студент должен:
- знать основные этапы развития всемирной и церковной истории, философской мысли и мировой культуры;
- уметь:
- выстраивать межличностное общение;
- излагать учебный материал;
- работать с основными программами Microsoft Office;
- владеть:
- методикой работы с учебной и популярной литературой; критического анализа памятников религиозной письменности;
- элементарными навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики;
- способностью использовать теоретические исторические и общефилософские знания в практической педагогической деятельности;
- готовностью осуществлять учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность.
Дисциплина «История Древней Церкви» является предшествующей для таких дисциплин как:
«История мировых нехристианских религий», «Новые религиозные движения (сектоведение)» «Патрология», «Нравственное богословие», «История западных исповеданий и сравнительное богословие», «История Русской Православной Церкви», «История поместных Церквей», «Апологетика», «Новейшая история западных исповеданий», «Церковь, государство, общество (основы социальной концепции)», «Пастырское богословие», «Русская религиозная мысль».
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Шифр и формулировка компетенции | Перечень компонентов | Средства формирования | Средства оценивания |
|
|||
ОК-2:
способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
ПК-6:
способность вести соответствующую учебную, воспитательную, просветительскую деятельность в образовательных и просветительских организациях |
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
4. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела (в дидактических единицах) |
1 | Введение в Историю Древней Церкви | Предмет, особенности, основные источники, хронологические рамки Истории Древней Церкви.
Историография Истории Древней Церкви: исторические сочинения римско-эллинистической эпохи; свидетельства апостольских мужей; ранняя греческая апологетика; ранняя латинская апологетика; сочинения представителей александрийской школы (Климент, Ориген); сочинения представителей североафриканской школы (Тертуллиан, Минуций Феликс, Киприан); сочинения представителей антиохийской школы (Лукиан и др.); латинская церковная историография IV-V вв.; византийские гражданские историки и хронисты; историография Истории Древней Церкви на восточных языках; новая и новейшая историография Истории Древней Церкви. |
2 | Доапостольский период в истории Древней Церкви | Предпосылки возникновения христианства и раннехристианских общин: кризис античного мировоззрения и античной религиозной картины мира; социально-политическая ситуация в Римской империи рубежа старой и новой эры; идейные истоки христианства (восточный мистицизм, античная философия, иудейский мессианизм).
Кумранская община. |
3 | Апостольский период в истории Древней Церкви | Особенности и хронология апостольского периода. Возникновение христианской общины в Иерусалиме. Апостольская проповедь среди иудеев. Проповедь апостола Петра за пределами Иудеи, вопрос об основании Римской церкви. Апостол Павел, миссионерское служение апостола Павла. Апостольский собор в Иерусалиме. Апостол Иоанн Богослов и служение других апостолов.
Разрушение Иерусалима и его последствия для христианской Церкви. |
4 | Первохристианские общины | Первые христианские общины: этносоциальный состав; христианская и богослужебная жизнь первых христиан; организация и богословие ранних христианских экклесий. |
5 | Эволюция христианской Церкви во II- начале IV вв. (доникейский период) | Изменение этносоциального состава христианских общин.
Формирование организационной структуры Церкви и церковной иерархи; положение и содержание духовенства; образование епархий и митрополий; взаимоотношения между Церквями. Столкновение язычества и христианства (основные аспекты). Причины гонений на христиан: отношение к христианству простого народа, государства, интеллигенции; юридические основания гонений и формы судопроизводства над христианами; периодизация, классификация и основные события гонений; вопрос о кончине апостолов Петра, Павла и Иоанна Богослова; понятие «мученичества»; мученики гонений. Церковное вероучение: Священное Писание и образование канона Священных книг; учение о Предании Церкви; учение о Святой Троице; монархианство (модалисты и динамисты); Павел Самосатский и Савелий; учение Тертуллиана и Оригена о Святой Троице; христология, учение Иринея, Тертуллиана и Оригена; опыт системы христианского гносиса Оригена; хилиазм. Ереси и борьба с ними христианской Церкви: гностицизм (значение, происхождение, характер гностицизма, содержание гностических богословских систем — Василид, Валентин, Маркион и др.); монтанизм (происхождение, характер, распространение на Востоке и Западе); манихейство (происхождение и система). Расколы в древней Церкви: Каллиста и Ипполита, Новата и Новациана; вопрос о падших; споры о крещении и о времени празднования Пасхи. Аскетические тенденции в древней Церкви. |
6 | Отношение императоров к Церкви в период Вселенских соборов | Император Константин и победа христианства. Миланский эдикт и религиозная политика Константина и его сыновей.
Языческая реакция при императоре Юлиане Отступнике. Император Феодосий Великий и утверждение христианства как государственной религии. Религиозная политика императоров Аркадия и Гонория. Политика невмешательства императора Феодосия Младшего и религиозная политика при его преемниках. Общая характеристика церковной политики Юстиниана Великого. Церковная политика преемников Юстиниана Великого: император Юстин II и его униональная церковная политика; император Тиберий II и его религиозная политика и др. |
7 | Расширение пределов христианской Церкви «вширь» и «вглубь» в период Вселенских соборов | Христианизация Римской империи: территориальное распространение христианства; методы христианизации; централизация христианской Церкви и закрепление богослужебного строя.
Новые формы христианского аскетизма: Антоний Великий и развитие отшельничества; Пахомий Великий и зарождение общежительного монашества; монашество на Западе: Амвросий, Августин Блаженный, Мартин Турский; Бенедикт Нурсийский, его Устав и значение Устава на Западе. Формирование церковной собственности и превращение Церкви в экономическую структуру позднеантичного общества. Формирование церковного права. Основные черты богословской жизни и развитие христианской богословской мысли (IV в. и V- первой половины IX вв.). Распространение христианской Церкви на Востоке (Персия, Аравия, Абиссиния, Эфиопия). Распространение христианской Церкви на Западе (Испания, Галлия, Британия, Германия, Дунайские области). Христианство и христианская Церковь в период Великого переселения народов. Ислам. |
8 | Церковь в период арианских смут | Происхождение арианства; христология Антиохийской богословской школы; личность Ария и арианские споры до Никейского собора.
Первый Вселенский собор в Никее в 325 г.: источники и литература; состав, ход заседаний и решения Никейского собора. Первый этап борьбы с арианством после Никейского собора: за преобладание в кафолической Церкви; борьба против защитников никейской веры (Евстафия, Афанасия и Маркелла); попытки ариан заменить никейскую веру новыми формулами. Второй этап борьбы с арианством после Никейского собора: распадение арианства на партии; Св. Василий Великий и его деятельность по объединению омиусиан; Св. Григорий Богослов и его деятельность в Константинополе; учение о Св. Троице Отцов — Каппадокийцев. Второй Вселенский собор в Константинополе в 381 г.: источники и литература; вопрос о замещении Константинопольской кафедры; догматическая деятельность Второго Вселенского собора. Вопрос о Никео-Цареградском символе веры. Арианство на западе. |
9 | Церковь в период несторианской смуты | Несторианство: источники, литература, хронология; начало христологических споров, Аполлинарий Лаодикийский, антиохийская христология (Диодор Тарский и Феодор Мопсуестийский); архиепископ Константинопольский Несторий и его учение; Святой Кирилл Александрийский и его влияние на христианское богословие.
Третий Вселенский собор в Эфесе: источники и литература, противоборство Кирилла Александрийского и антиохийцев; «Соборник» Иоанна Антиохийского; заседания Кирилла Александрийского и осуждение Нестория; последующая судьба Нестория; распоряжения императора Феодосия Младшего в отношении Собора; завершение Собора. Ситуация в Церкви после Собора; Согласительное исповедание 433 г. Несторианство после соборного осуждения. |
10 | Церковь периода борьбы с монофизитством | Монофизитство: источники, литература, хронология; крайние последователи Кирилла Александрийского; учение архимандрита Евтихия; осуждение Евтихия на Константинопольском поместном соборе 448 г.; личность Александрийского архиепископа Диоскора и его роль в деле Евтихия.
Разбойничий собор в Эфесе 449 г. и его деяния; оправдание Евтихия, осуждение Флавиана Константинопольского; ситуация в Церкви при императоре Маркиане. Четвертый Вселенский Халкидонский собор 451 г.: источники и литература; состав и заседания Собора; осуждение Диоскора; вопрос о вере; томос папы Льва Великого: достоинства, недостатки и его значение; орос Халкидонского собора: его содержание и значение; оправдание Феодорита Киррского и Ивы Эдесского; вопрос о правах Иерусалимской кафедры; канонические постановления; 28 правило и его значение. Монофизитство после Халкидонского собора, (Восток, Египет, Армения), возникновение национальных монофизитских общин; политика императоров Маркиана и Льва I по отношению к монофизитам; волнения в Египте и Палестине. Униональная политика Зенона; «акакианская» схизма. Политика императрора Анастасия I по отношению к монофизитам. Разделение монофизитства на партии. |
11 | Церковь в правлении императора Юстиниана | Личность императора Юстиниана; его церковная политика; церковная норма в Кодексе Юстиниана; теория симфонии «священства и царства»; отношение Юстиниана к монофизитам и попытки присоединить их к православию; эдикты Юстиниана о трех главах; оппозиция Запада, папа Вигилий.
Пятый Вселенский Константинопольский собор 553 г.: источники и литература; состав, ход заседаний; осуждение Феодора Мопсуестийского и сочинений Феодорита Киррского и Ивы Эдесского; следствия Пятого Вселенского собора: расколы на Западе. |
12 | Церковь в VII в. Монофелитство | Династия Ираклидов; император Ираклий и его церковная политика. Присоединение монофизитов. Кир Александрийский, патриарх Сергий, папа Гонорий. «Изложения веры» (Экфесиса) 638 г. императора Ираклия.
Возникновение монофелитства; противники Экфесиса на Востоке и на Западе. Типос 648 г. императора Константа II, его содержание и реакция на Востоке и на Западе. Деятельность против монофелитства Максима Исповедника. Папа Мартин I и Латеранский собор 649 г.; суд над Максимом Исповедником. Император Константин IV Погонат; Шестой Вселенский собор 680-681 гг.: источники и литература; состав, ход заседаний, догматическое определение Собора. Трулльский собор 691-692 гг.; каноны Собора и Римская церковь. Император Филиппик и его религиозная политика; восстановление монофелитства. |
13 | Иконоборческий период в истории Церкви | Иконоборческий период в истории Церкви: источники и литература; мотивы иконоборческого движения; император Лев Исавр и начало иконоборческого движения.
Защитники иконопочитания — патриарх Герман и Иоанн Дамаскин. Император Константин V и иконоборческий Собор 754 г.; орос собора (его смысл и аргументация). Отношение к иконопочитателям императора Льва Хазара. Императрица Ирина и меры к созванию Вселенского собора. Седьмой Вселенский собор 787 г.: источники и литература; состав Собора, его деяния, патриарх Тарасий, вопрос о принятии епископов-иконоборцев; определение Собора о почитании икон. Карл Великий, коронация в Риме и создание западной империи. Иконоборчество на Западе. Второй период иконоборчества, император Лев V Армянин, второй иконоборческий Собор 815 г. Феодор Студит и патриарх Никифор. Императрица Феодора и торжество православия, Константинопольский собор 843 г.: история созыва, основные участники, ход, основные вопросы и решения Собора. Павликанство: источники и литература; мотивы движения; вероучение; образование, расцвет и падение государства павликан. |
14 | Церковь и богословская наука IV — первой половины IX вв. | Афанасий Александрийский и его литературное наследие.
Святители — Каппадокийцы: Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский. «Меньшие» богословы IV в.: Евстафий Антиохийский, Дидим Слепец, Амфилохий Иконийский, Епифаний Кипрский. Иоанн Златоуст: жизнь и творения. Кирилл Александрийский и его литературное наследие. Иоанн Лествичник. Максим Исповедник и его литературное наследие. Иоанн Дамаскин и его литературное наследие. Латинские отцы Церкви: Лактанций, Иларий Пиктавийский, Иероним, Августин. Римские епископы: Лев I Великий, Григорий I Двоеслов. Богословское образование на Западе. Каролингское возрождение. |
15 | Христианская Церковь в сере-дине IX — середине XI вв. | Константинопольские Патриархи Игнатий и Фотий. Противостояние их сторонников.
Вмешательство Рима в дела Константинополя. Царствование Льва VI споры о его четвертом браке. Взаимоотношения Византии и Болгарии в X в. Миссия византийской Церкви. Деятельность святых Кирилла и Мефодия. Крещение княгини Ольги. Крещение Руси при князе Владимире. Церковная политика императора Никифора Фоки. Христианский мир в первой половине XI в. Политические, канонические, литургические, догматические расхождения между Востоком и Западом. Взаимоотношение светской и духовной властей на Востоке и Западе. События 1054-1055 гг. и их историческое значение. Суть Церковного раскола. |
16 | Византия и византийская Церковь после разделения Церквей и до падения Константинополя (вторая половина XI — первая половина XV вв.) | Сокращение пределов византийской Церкви: завоевания мусульман-сарацин и создание Багдадского (Аббасидского) халифата (VII-X вв.); завоевания турок-сельджуков (X-XI вв.), захват Иерусалима.
Византия и византийская Церковь в эпоху крестовых походов (XI—XV вв.): причины, повод, цели, основные события, владычество латинян в Константинополе (1203-1261 гг.), значение крестовых походов для византийской Церкви. Завоевания турок-османов (XIII в.) и изгнание крестоносцев. Восстановление Византийской империи. Постепенное установление протектората турок-османов над Византией. Политика византийских императоров в отношении Церкви и папства. Попытки соединения Церквей: лионская и флорентийская унии. Положение Римской церкви: великая схизма (1378-1417 гг.); соборное движение; ослабление папства. Осада и падение Константинополя (1453 г.); значение для истории Церкви и европейской истории. |
Форма и время проведения аттестации | Вопросы по экзамену |
---|---|
Форма проведения: Экзамен |
|
Скачать (открыть) вопросы по экзамену 3-го семестра |
Форма и время проведения аттестации | Вопросы по зачету |
---|---|
Форма проведения: Зачет |
|
Скачать (открыть) вопросы по зачету 2-го семестра |
Форма и время проведения аттестации | Вопросы по зачету с оценкой |
---|---|
Форма проведения: зачет с оценкой |
|
Скачать (открыть) вопросы по зачету с оценкой 1-го семестра |
Б1.Б… | Базовая часть |
---|---|
Б1.Б.10 | Патрология |
Б1.Б.11 | Нравственное богословие |
Б1.Б.13 | Введение в библистику |
Б1.Б.17 | Физическая культура и спорт |
Б1.Б.18 | Каноническое право |
Б1.Б.5 | Информатика |
Б1.Б.6 | История Древней Церкви |
Б1.Б.9 | Догматическое богословие |
Б1.В… | Вариативная часть |
---|---|
Б1.В.ОД.1 | Введение в специальность |
Б1.В.ОД.10 | Церковнославянский язык |
Б1.В.ОД.11 | Древнегреческий язык |
Б1.В.ОД.12 | Латинский язык |
Б1.В.ОД.13 | Новейшая история западных исповеданий |
Б1.В.ОД.17 | Пастырское богословие |
Б1.В.ОД.18 | Концепции современного естествознания |
Б1.В.ОД.19 | Русская религиозная мысль |
Б1.В.ОД.2 | История Русской Православной Церкви |
Б1.В.ОД.3 | История Поместных Церквей |
Б1.В.ОД.4 | Литургика |
Б1.В.ОД.5 | Апологетика |
Б1.В.ОД.7 | Риторика |
Б1.В.ОД.8 | Гомилетика |
Б1.В.ОД.9 | Русская патрология |
Б1.В.ДВ… | Дисциплины по выбору |
---|---|
Б1.В.ДВ.1 | История религий |
Б1.В.ДВ.1 | История архаических религий |
Б1.В.ДВ.1.1 | История монотеистических религий |
Б1.В.ДВ.1.2 | История архаических религий |
Б1.В.ДВ.2 | Русский язык и культура речи |
Б1.В.ДВ.2 | Стилистика русского языка |
Б1.В.ДВ.3 | Русская литература |
Б1.В.ДВ.3 | Христианство и литература |
Б1.В.ДВ.4 | Второй иностранный язык |
Б1.В.ДВ.5 | Педагогика |
Б1.В.ДВ.6 | Психология |
Б1.В.ДВ.6 | Возрастная психология |
Б1.В.ДВ.7 | Церковнославянское чтение |
Б1.В.ДВ.8 | Церковное пение |
Б1.В.ДВ.8 | Певческий тренинг |
Б1.В.ДВ.9 | Практикум по церковному пению |
Б1.В.ДВ.9 | Хор (хоровое пение) |
Б2… | Практики |
---|---|
ФТД… | Факультативы |
---|---|
ФТД.2 | Музееведение |
ФТД.3 | Византология |