Митрополит Пантелеимон: Выбор равноапостольного князя Владимира дал направление развитию государства

29 ноября 2018 года в Ярославской духовной семинарии прошла научно-практическая конференция «Киев и Ростов Великий: две колыбели русской цивилизации». С приветственным словом к участникам конференции обратился митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон.

«Наша встреча проходит в очень сложное для всего мирового Православия время, когда Православной Церкви предстоит отвечать на многие вызовы, приходящие как извне, из-за ограды, так и изнутри, и сохранять в этот сложный и нестабильный период единство и целостность.

Мы начинаем отсчет нашей истории с Крещения Руси, которое, проложив духовный вектор, выстроило по этому вектору, как по духовному маяку, все дальнейшее развитие государства и народов, входящих в него в целом. Многие историки говорят о том, что этот выбор князя был «на века».

Древняя Русь приняла христианство из Византии и связала себя с Византией духовно и политически. Из Византии приходит на Русь и письменность, и книги. Проникает на Русь и огромный культурный пласт – из Византии берутся образцы для архитектурного и культурного строительства. В период христианизации Руси сюда, из Византии, Проникала во всей полноте аскетическая традиция.

Во время равноапостольного князя Владимира вхождение русских земель в православный мир происходило в нескольких регионах. Одним из них был Ростов Великий. Летописное повествование рисует нам картины включения русских в православную цивилизацию. Князь Владимир, приняв крещение в Корсуни, привез с собой священников и книги и крестил киевлян в Днепре. В 991 году князь крестит жителей Ростова Великого и закладывает здесь Успенский храм, как Кафедральный собор.

Размышляя об этих событиях Древней Руси, прежде всего, стоит обратить внимание на значение цивилизационного выбора, сделанного нашими предками. В то время народности, входившие в одну цивилизационную общность, объединялись в единое государственное образование, понимая, что только единство может дать силу новому государству, сделать его прочным.

Так зарождалась мощная русская цивилизация. С этого времени мы говорим о первом русском государственном объединении, возникшем по причине консолидации разрозненных племен. С этого же времени мы говорим о формировании древнерусской народности. С этого же времени мы говорим о том, что были заложены основы духовной и материальной культуры, которые объединили в единую общность земли России, Юго-Западной Новороссии и Белоруссии.

Те процессы, которые происходят сегодня на территории Украины, формируют определенную мировоззренческую модель в современном обществе. Эта модель разрушает мировоззрение единства, создаваемое на заре возникновения русской цивилизации. В основе этих процессов лежит современный национализм. С этим связаны и разговоры о том, что крещение приняла территория современной Украины, а Северо-Восточная Руси не была крещена. Этой же тенденции следуют и те, кто говорит о принадлежности государственного названия Древняя Русь украинским землям. К сожалению, все эти попытки переписать историю имеют одну цель – разделение, разрушение единства, ослабление народов в целом.

И в это смутное время как никогда мы стремимся обратиться к помощи святых, найти в них опору и поддержку, уповая на то, что милость и любовь Божии не оставят нас и молитвы Церкви воинствующей, пребывающей в этом мире, и Церкви торжествующей помогут преодолеть эту смуту».

Пресс-служба епархии / Пресс-служба семинарии

Абитуриенту

Очный сектор

Курсы повышение квалификации духовенства

Курсы подготовки церковных специалистов

Курсы для монашествующих