Митрополит Вадим: Для каждого из нас открывается таинство покаяния

1 марта 2020 года, в неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, митрополит Ярославский и Ростовский Вадим совершил вечерню с чином прощения в Успенском кафедральном соборе г. Ярославля.

После отпуста вечерни владыка обратился к молящимся с архипастырским словом и благословил верующих на прохождение Великого поста. Затем был совершен чин прощения, за которым владыка и духовенство испросили друг у друга и у народа прощения.

– Апостол Павел взывает к нам, – сказал митрополит Вадим, напутствуя всех молящихся в храме, – говоря, что ночь прошла, а день приблизился, отложим дела тьмы и облечемся во оружие света. Эти слова, дорогие братья и сестры, для нас сегодня имеют особую значимость, ибо сегодня мы совершаем чин прощения, который установила Святая Церковь, учрежденная Пастыреначальником Христом Спасителем. Еще ранее, начиная с Недели Мытаря и Фарисея, она показывала нам образы, которые обращены были к нашему сознанию, совести, к нашему сердцу, нашему разумению, и, конечно же, к нашей душе.

Мы вспомнили пример и благоразумного мытаря, который, придя в храм, не находил слов оправдания своей жизни, и только взывал: «Боже, милостив буди мне, грешному…» Мы вспомнили и образ того, кто, будучи фарисеем, совершал молитву и, обращаясь к Богу, воздавал хвалу Богу, что само по себе приятно, но они были окрашены иным звучанием, иным оттенком, который имел момент превозношения – я не такой, как этот мытарь, который молится в святом храме.

Святая Церковь возносит нас и к тем примерам, которые мы слышим из уст Божественного Учителя Христа Спасителя, когда Он говорит нам притчу о Блудном сыне. Когда сын, испросив у отца своего имение, расточил его на стороне и, расточив все, убедился в том, что дальнейшая жизнь его невозможна в нынешнем состоянии и нашел в себе силы вернуться в отчии объятия. И объятия отца любвеобильно были отверсты…

Святая Церковь вспоминает и о Страшном суде, когда представляется для всех из нас образ того, что необходимо совершать в этой жизни, и для нас предстают те добродетели, которые необходимо совершать, живя в этом мире. Это образ, который дает упование, что в этой жизни, живя по заповедям Божиим, мы наследуем обители Отца Небесного…

Размышляя об этом мы приблизились к тому воскресению, которые определяет участь человеческую, говорит о великой трагедии, произошедшей в истории человечества, когда вместе с ангельским миром, отпадшим от Господа и образовавшим злую силу, пал и человек, научаемый этой силой… Непослушанием воле Отца Небесного, преступлением заповеди, нарушением блаженного, священного союза между Богом и человеком – этим и согрешил человек в первородном грехе. И наступила невероятная катастрофа, которая сказалась не только во внутреннем мире человека. Все внешнее, казалось бы, осталось прежним. Осталась та же природа, остались те же люди. В них вошло только чувство греха, дотоле отсутствующее. И тем не менее, для человека наступила глубочайшая трагедия, потому что все то, что ранее окружало человека и служило благу человека, служило его счастью, его благополучию, все это, вдруг, обратилось против человека…  

Вспоминая все это, Святая Церковь, заботящаяся о нашем спасении и определяющая участь человеческую, вместе с человеком скорбит о той участи, которую унаследовал человек в первородном грехе. Поэтому Святая Церковь и предлагает нам время Четыредесятницы, время Великого поста, где звучит рефреном: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» Именно покаяние необходимо для человека, чтобы наследовать утерянное и вернуться к жизни вечной…

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» – были первые слова проповеди Христа Спасителя. И многие из нас, размышляя об этих словах думают, что уже две тысячи лет миновало с той поры, и Царство Божие не наступило. Мы видим окружающий мир также пребывающим во зле, лежащим в страданиях, раздираемым в муках. Мы видим всю неправду, творящуюся в мире. И вместе с тем говорим, что Царство Божие уже наступило, когда слышим слова Христа Спасителя… Христос Спаситель говорил о Царстве Духа, о Царстве, которое открывается для каждой души христианской, принявшей Христа, принявшей все то благое, чему учил Христос Спаситель…

И когда мы с вами обращаемся к нашей жизни, мы видим как далеко мы отстоим от этого образа покаяния. Мы далеки от того, чтобы принести раскаяние в своих согрешениях, пожалеть об этом, а тем более чтобы жить по заповедям Божиим. И вот Святая Церковь предлагает нам Великий пост, который является спасительным для души человека, для всего его существа, для его жизни, и дарующим человеку жизнь вечную, жизнь в Боге, жизнь в Духе. И тогда, какой бы ни была человеческая жизнь, она обретет блаженство, о котором говорит Христос. Когда Христос Спаситель называет заповеди, Он прежде всего говорит о блаженных нищих духом. И то, что он называет эту заповедь первой, не случайно… Именно на этой нищете духовной возможно наше с вами спасение. На этой нищете духовной возможно и построение того Царства, к которому устремляется человек.

Понимая, всю тщету наших усилий, Святая Церковь предлагает нам Таинство Покаяния, которое особо осуществляется в период Великого поста. Когда мы внимаем тому, что совершает Церковь в эти дни, мы невольно обращаем внимание, что все богослужение по красоте своей необычайно чудесно и исполнено глубочайшего смысла, проникнуто глубокой философией. И если мы внимаем ему, то все это нас ведет к подлинному покаянию. А в подлинном покаянии и возможно наше спасение. В подлинном покаянии для нас наступает возможность быть прощенными во многих наших прегрешениях… Сколько грешим мы, живя в этом мире, не счесть наших прегрешений. Но милосердие Божие больше, чем наши прегрешения. Милосердие Божие покрывает многое, лишь только нам стоит устремить свои стопы, подобно заблудшему сыну, в обители Небесные, устремить стопы свои в распростертые объятия Божии…

И сегодня, вступая в Великий пост, каждый из нас должен задуматься о своей жизни, поразмыслить совершенно серьезно и беспристрастно о том, в каком состоянии мы находимся, на какой стезе мы находимся. Ведет ли она нас в те обители, которые представляются нам благими, или она уводит нас от подлинного спасения. Если увидим, что уводит, то принесем раскаяние в своих согрешениях, если увидим, что эта стезя кривая, что она ведет нас в погибель, сойдем с нее и станем на ту стезю, которая ведет нас в обители Божии, где нет ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. Для каждого из нас открывается такая возможность в подвиге святого поста.

Пресс-служба Ярославской епархии/Пресс-служба семинарии

Абитуриенту

Очный сектор

Курсы повышение квалификации духовенства

Курсы подготовки церковных специалистов

Курсы для монашествующих