Иерей Александр Сатомский: Богородица дает пример абсолютного смирения

«Сегодня начало нашего спасения, сегодня открытие вечной тайны: Сын Божий стал Сыном Девы Марии, и об этой радости говорит Гавриил. И мы с ним Богородице будем петь; радуйся, милостивая, Господь с Тобою». Так звучит перевод на русский тропаря праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. О смыслах праздника рассуждает преподаватель Ярославской духовной семинарии иерей Александр Сатомский.

Сегодня – один из самых светлых и радостных праздников всего года, день Благовещения Пресвятой Богородицы. Мы вспоминаем о том, как Девушке Марии из Назарета явился архангел с удивительным приветствием «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». От такого явления Мария смутилась, размышляя к чему такое приветствие? О продолжении диалога нам расскажет сегодняшний евангельский фрагмент: «После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что? бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: ка?к будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел». (Лк. 1:24-38)

Пресвятая Богородица – удивительный пример в новозаветном тексте. В Ней подчас парадоксальным образом соотнесены смирение и активная вовлеченность. Хотя это является парадоксом скорее для нас, понимающих смирение как апатию, всепринятие, самоуничижение и так далее. Считая, что мы смиряемся, мы отказываемся от признания наших трудов и заслуг, прячемся за общими формулировками и в итоге все это выглядит несколько наиграно: «Вы такой молодец» — «Ах, что Вы, оставьте». Жеманство и кокетство, а не трезвая христианская жизнь. Об этом очень хорошо говорит Клайв Льюис, отмечая, что смиренный человек не думает о себе что он хуже других, или, замечу, как принято это в околоправославной традиции – хуже вообще всех, а просто о себе не думает.

Вот такого смирения и дает абсолютный пример Богородица. Она не жеманничает с небесным посланником, не выпытывает от него знамений и подтверждений как за полгода до этого Захария, отец Иоанна Предтечи. Но Она искренне недоумевает, и Гавриил раскрывает Ей тайны замысла Бога о спасении человечества: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Бог не повелевает Марии, но объясняя, призывает стать соучастницей в этом великом замысле, и Дева соглашается – «вот, — говорит Она, Я – раба Господня, пусть будет мне по слову твоему».

Современное ухо режет слово «раб». Но в Библии, используя этот образ, человек хочет сказать о своей полной посвященности, всецелой отдаче своих сил и жизни Творцу, о доверии Богу. Мария ответила за себя, но стала ответом всего человечества. В Ее лице вся история сынов Адама, осваивавших землю, сынов Ноя, вновь ее заселявших, Авраама, явившего похожее же доверие неведомому Богу и всего произошедшего из него народа обрела конкретный смысл. Все оказалось сделано не напрасно. В лице этой простой Девушки Бог услышал от человечества «да» — согласие, ставшее началом спасения, потому что через несколько дней, придя в Горнее, в местечко Эйн Карем к своей двоюродной сестре Елизавете, окажется, что Мария уже носит под сердцем Богочеловека, носящего в Своих руках вселенную!

Пресс-служба семинарии

Абитуриенту

Очный сектор

Курсы повышение квалификации духовенства

Курсы подготовки церковных специалистов

Курсы для монашествующих