Богослужебная практика семинаристов. День памяти святителя Никиты, епископа Новгородского

13 февраля Русская Православная Церковь чтит память святителя Никиты, епископа Новгородского. Накануне вечером и в сам день праздника воспитанники семинарии проходили практику в Успенском кафедральном соборе. Вечером было совершено вечернее богослужение, в котором принимали участие семинаристы, обучающиеся на очном отделении. Семинаристы подготовили службу, пели на клиросе и помогали священнослужителям в алтаре. Утром в соборе была совершена Божественная литургия. За богослужением пел хор семинаристов.

Перед Причастием студент 2 курса бакалавриата Федор Подвалинов сказал проповедь, в которой не просто рассказал о житии подвижника, но и провел параллели с современным миром:

«Родом киевлянин. В раннем возрасте принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре и, несмотря на возражения игумена Никона, ушёл в затвор. Киево-Печерский патерик сообщает, что он был повергнут искушению от дьявола и не выдержал его. Никита стал пророчествовать, знал наизусть все книги Ветхого Завета, но отказывался изучать Евангелие. Спустя некоторое время, когда игумен узнал об искушении одного из числа своей братии, незамедлительно отправился к монаху Никите. Игумен Никон вместе с другими монахами силой молитвы изгнали беса. Никита, отвечая на вопросы братии, клялся что не читал никогда книг, которые он раньше цитировал и даже перестал понимать азбуку и его вновь обучили грамоте. После этого, по сообщению патерика, Никита предался «воздержанию, и послушанию, и чистому и смиренному житию, так что всех превзошел в добродетели». На этом пересказ жизнеописания остановим, так как для нас был важен именно этот момент из жизни святого.

Теперь хочется, чтобы каждый из нас ответил для себя на несколько немаловажных вопросов. Как выбрать для себя духовника? Как воспринимать фразу «послушание выше поста и молитвы?» на такие распространенные вопросы некогда ответил протоиерей Андрей Ткачев. Он говорит: «Все люди разные. Святость не отменяет отдельных характерных черт, качеств души. Человек, суровый по характеру, и в святости будет суровым. Молчун может быть святым молчуном. И балагур может быть святым, человек с тонким чувством юмора, чувствующий слово, умеющий развеселить, подшутить без греха — такой, как Амвросий Оптинский. Он сыпал прибаутками направо и налево, был живым кладезем народных емких афористичных выражений. Каждому человеку нужен свой духовник. Суровым нужен суровый. Образованному человеку хочется иметь образованного духовника, простому — простого, деревенскому — деревенского. А как обычно рассуждают люди? Если мне кто-то подходит и я чувствую, что мне хорошо от советов этого духовника, значит, по моему мнению, он должен всем подходить. Я буду считать, что это эталон духовника, будьте любезны — слушайте его все. А это не так. Например, воцерковляется интеллигент, с высшими образованиями, со своими сомнениями, борениями — конечно, ему нужен какой-то особый духовник. Не тот духовник, который окормляет, например, какую-нибудь тюрьму строгого режима. Каждой категории людей нужен человек, соответствующий им по душевному, интеллектуальному и внутреннему состоянию. Поэтому духовника нужно искать. Люди ищут духовников, как ищут невесту, жениха». Такое мнение имеет отец Андрей Ткачев.

Найдя духовного наставника мы можем и не раз услышать, что «послушание выше поста и молитвы». Это, безусловно, хорошее выражение, которое, возможно, применимо к монастырям, но в Писании этого нет. Однако можно и неправильно понять. Это монашеское определение, и в жизни очень трудно пристроить эту присказку, но в монастыре и при богомудром игумене, который радеет и переживает о духовном состоянии своей братии, одновременно не является властным человеком, стремящимся перво-наперво доказать свое мнение, это выражение будет к месту — если для игумена главное, чтобы монахи вели духовную жизнь, чтобы были монахами, у которых есть время и для молитвы, и для келейного правила, и для чтения духовной литературы. Но если он не является добрым пастырем и хочет, чтобы все было только по его воле, тогда он благодаря этой фразе может загнать людей. Монахи будут скорбеть, страдать, жаловаться, а то и разбегаться.
В заключении хочется всем нам пожелать, чтобы у каждого в нашей жизни был духовный наставник, который будет заботиться о нашей душе, заботиться о нас, как о вверенной в руки священника пастве, целью и задачей которого привести всех нас в Царство Небесное. Аминь».

Пресс-служба семинарии

Абитуриенту

Очный сектор

Курсы повышение квалификации духовенства

Курсы подготовки церковных специалистов

Курсы для монашествующих