А. Огурцова. Подготовка к тысячелетию Крещения Руси: факты и персоналии

Выступление студентки 3 курса регентской школы при семинарии Анны Огурцовой на научной конференции «Киев и Ростов Великий: две колыбели русской цивилизации», прошедшей в Ярославской духовной семинарии 29 ноября 2018 года.

«В середине 80-х годов XX в. Русская Православная Церковь переживала переломный период в своей истории. Коммунистический режим в Советском Союзе начал испытывать глубокий внутриполитический кризис. С приходом к власти М.С. Гобрачева правительство выбрало путь демократизации политической сферы и жизни общества. Церковь стала постепенно освобождаться от влияния внешних политических сил, и ее роль на жизнь социума набирала обороты. В таких условиях русский народ приближался к празднованию юбилея великого события, изменившего историю России – Крещения Руси.

Празднование тысячелетия принятия христианства должно было стать символом нового духовного возрождения нашей Родины. Однако не менее важной была сама подготовка к празднованию юбилея, поскольку в это время Церковь смогла выйти на совершенно другой уровень отношений с государством. В нашем исследовании мы рассмотрим важные моменты подготовки к тысячелетию Крещения Руси и проанализируем их значение для духовной жизни православных христиан в данный исторический период.

Священный Синод еще за 7 лет начал подготовку к празднованию. В 1981 г. была образована юбилейная комиссия под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. В ее задачи входило руководство всеми аспектами деятельности, связанными с предстоящими торжествами. Также в 1982 г. Церковь направила в правительство запрос о передаче одного из московских монастырей для административных нужд. 17 мая 1983 г. Московскому Патриархату был передан Свято-Данилов мужской монастырь. Можно сказать, что отношение государства к религии менялось в связи с тем, что власть увидела в Церкви мощный фактор единения. Партийное руководство понимало, что сохранить контроль можно только при условии единства народа. Иерархия же возлагала большие надежды на укрепление позиций Церкви в процессе диалога. Святейший Патриарх Пимен написал благодарственное письмо Председателю Совета Министров СССР Н.А.Тихонову с выражением благодарности за передачу святыни Московской Патриархии. Это событие послужило началом диалога между Церковью и советской властью.

Однако атеистическая пропаганда пыталась унизить роль Русской Церкви в жизни общества и формирования его ценностей. Советский религиовед Н.С. Гордиенко в своей книге «Крещение Руси: факты против легенд» писал: «Идеологи современного русского православия воспользовались чисто церковным юбилеем для религиозно-апологетических целей, далеко выходящих за рамки отмечаемого юбилея. В докладах, статьях, проповедях… дается искаженное, религиозно-идеалистическое освещение исторического прошлого нашей страны и места в нем русского православия»; сверх того, христиане якобы стремятся присвоить себе все те ценности, которые составляют гордость социалистического общества» [1, с. 281]. С духовной точки зрения эти обвинения являются несправедливыми, поскольку христианство никогда не присваивало себе достижения цивилизации, но лишь наполняло их внутренним смыслом и преображало искусство, литературу, образование, архитектуру и т.д. Празднование Тысячелетия Крещения Руси должно было показать положительные факторы влияние Церкви на развитие русской государственности. Святейший патриарх Пимен говорил: «Наша Церковь в настоящее время, накануне празднования ее 1000-летия, готовится к новому Поместному Собору 1988 года. Десятки, даже сотни миллионов верующих до сегодняшнего дня возносили молитвы к Небесному Отцу. Духовное служение мирян и монахов положили основу для русско-православного благочестия, известного во всем мире, помогавшего и помогающего русскому человеку во всех бедах его жизни» [1, с.287].

Особенно важно было правильно преподнести эту идею тем людям, которые приходили к познанию Бога и становились на путь христианской жизни. В связи с этим Церковь активизировала просветительскую и катехизаторскую работу, так как гонения атеистической власти значительно повлияли на уровень религиозного образования населения. Остро не хватало литературы, образовательных ресурсов, поскольку много книг было уничтожено, а издательство находилось под жестким контролем цензуры. Верующие нуждались в Слове Божьем, а в православных храмах почти не продавались экземпляры Библии. Также в письме были озвучены просьбы к правительству об открытии новых храмов, ослаблении давления на совесть тех, кто хочет быть христианами, разрешении на проведение катехизаторских курсов вне прихода. Православным людям была необходима поддержка священноначалия в укреплении своего положения.

Не менее важной в подготовке к торжествам была научная деятельность Церкви. Наука играет огромную роль в миссионерской и просветительской работе, поэтому для успешной проповеди необходим высокий уровень образования. Кроме того, эти мероприятия были призваны помочь русскому богословию выйти на новый этап диалога с наукой и преодолеть противостояние религиозного опыта и научного знания. Протоиерей Владислав Цыпин пишет: «Эти конференции, во-первых, обнаружили огромный интерес отечественной и зарубежной научной общественности к предстоящему юбилею и к Русской Церкви вообще; во-вторых, они показали, что, несмотря на долгие гонения на Церковь, она сумела вырастить хотя и не сравнимые с дореволюционными, но все-таки реальные научные силы; в-третьих, конференции проложили путь к сотрудничеству церковной науки с наукой светской, среди деятелей которой оказались люди, либо сочувственно относящиеся к Церкви, либо принадлежащие к ней не только по факту крещения, но и по своему мировоззрению» [2, с.547]. Были проведены три конференции: церковно-историческая в Киеве, богословская в Москве и литургическая в Ленинграде. Многие участники конференций смогли глубже познакомиться с внутренней жизнью Церкви, ее историей и учением. Это было началом пути к христианскому единству и объединению людей различных взглядов во Христе.

Священноначалие также вело переговоры с предстоятелями других Поместных Православных Церквей. В период с 1981 по 1987 гг. визит в нашу страну нанесли главы древних патриархатов:патриархиКонстантинопольский Димитрий, Александрийский Николай VI, Иерусалимский Диодор иГрузинский Илия. Для свидетельства обо всей полноте церковного единства необходимо было показать миру братское общение внутри Единой Вселенской Церкви. Такой живой пример любви помог неверующим взглянуть на христианство совсем другими глазами и составить объективное мнение без стереотипов, которые были присущи советскому человеку.

Участием в межконфессиональном диалоге Русская Церковь готовила и представителей Римской католической Церкви и протестантских общин к новому восприятию Православия. Праздник Тысячелетия Крещения Руси должен был стать примером проявления живой веры в глазах западного христианского мира. В 1980 г. на острове Патмос состоялась встреча православных и католических богословов. А в 1983 г. в Канаде в г. Ванкувер состоялась VI Генеральная ассамблея Всемирного Совета Церквей. В ней приняли участие 38 представителей Русской Православной Церкви.

В мае 1988 г. состоялось важное событие – передача мощей святых в Оружейной палате Московского Кремля. Церкви были переданы камни Гроба Господня,частица Древ Честного и Животворящего Креста Господня десница апостола Андрея Первозванного, глава святителя Иоанна Златоуста, частицы мощей святого равноапостольного великого князя Владимира, святых благоверных князей Александра Невского и Феодора Черниговского, святителя Петра Московского. Правительство понимало, что демократизация общественной жизни требует иного отношения к религии, поэтому взятый курс на диалог с верующими имел определенный успех.Церковь получила значительное расширение своих прав на деятельность в различных сферах. Кроме того, теперь был открыт путь к празднованию Тысячелетия Крещения Руси, поскольку в период подготовки иерархия смогла построить диалог с властью. Поэтому можно сказать, что улучшение положения Церкви стало ее победой над врагом, который угнетал православных христиан в Советском Союзе на протяжении семидесяти лет.

Можно сказать, что Православие вышло из рамок гетто и сумело показать себя народу таким, какое оно есть в своей сущности. Долгий период времени люди пребывали под влиянием стереотипов и не понимали подлинную сущность Церкви и ее назначение. Теперь же они были готовы принять христианство в новом свете, поскольку человеческой душе свойственно стремление к общению с Богом, а всякое проявление духовной жизни преследовалось и уничтожалось. Подготовка к юбилейным торжествам показала пример церковного единения и любви, засвидетельствовала миру о готовности Церкви к работе с представителями различных вероисповеданий и мировоззрений. Главная задача выполнена – народ был готов к восприятию Евангельской вести через празднование юбилея Тысячелетия Крещения Руси».


Список использованной литературы

  1. Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Составитель Г. Штриккер. М.: «Пропилеи», 1995. – 400 с. 
  2. Цыпин Владислав, прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды / 3-е изд., испр. – М.: Изд – во Сретенского монастыря, 2007. – 816 с.

Пресс-служба семинарии

Абитуриенту

Очный сектор

Курсы повышение квалификации духовенства

Курсы подготовки церковных специалистов

Курсы для монашествующих