Рождественское послание митрополита Ярославского и Ростовского Вадима

Рождественское послание митрополита Ярославского и Ростовского Вадима пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Ярославской епархии Русской Православной Церкви.

 

Возлюбленные о Господе досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас со светлым мироспасительным праздником Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа!

Евангельское чтение праздника доносит до нас Ангельское благовестие с небес: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 10-11). Сегодня, как говорит святитель Григорий Палама, небо и земля пользуются равной честью. Все сущее внизу возвышается как бы в некоем соревновании с небесным, которое как бы смиряется и умаляется» (Святитель Григорий Палама. Беседа на Спасительное Рождество Христово). Происходит, по слову апостола Павла, «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16).

Тайна Рождества Христова, Боговоплощения, предстает перед человечеством как великая тайна, которую трудно постичь. Явление в мир Христа Спасителя было не в образе великого правителя, не в образе царя. Христос родился в хлеву, в убогих яслях. Но именно из этих яслей воссияло Солнце Правды, пришел на землю Богочеловек. Сын Божий сделался сыном человеческим (святитель Григорий Богослов. Слово 38. На Богоявление или на Рождество Спасителя).

«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). В этих евангельских словах раскрывается смыcл пришествия в мир Спасителя. Бог приходит к людям, чтобы человечество могло вернуться к Богу. Чтобы мы, «со Христом рождаемые, могли облечься в нового человека (Еф. 4:22–23), умерев в Адаме, жить во Христе (1 Кор. 15:22) (святитель Григорий Богослов. Слово 38. На Богоявление или на Рождество Спасителя).

Встречи с Богом люди искали всегда. Даже тогда, когда за веру упрекали и гнали. Но и тогда встреча со Христом, встреча с Самим Богом, «хотя бы смутное касание Его самого, во всей Его невыразимости и инородности всему остальному» пробуждала в людях, как писал известный русский религиозный философ прошлого века Семен Франк, скрытые глубины собственного «я» (Семен Франк. Реальность и человек). 

Сейчас, к сожалению, мы переживаем трудные времена. Нередко бывает так, что наряду с пониманием значения Рождества Христова теряется суть праздника, забывается Христос. Праздник становится действом ради праздника, веселием ради веселия. Вспомним слова святителя Григория Богослова, сказанные им в IV веке, но так актуальные и поныне: «Будем праздновать не пышно, но божественно, не по-мирскому, но премирно, не наш праздник, но праздник Того, Кто стал нашим, лучше же сказать, праздник нашего Владыки…» (святитель Григорий Богослов. Слово 38. На Богоявление или на Рождество Спасителя).

Но Христос пришел в мир ради спасения души каждого человека, и остается в этом неизменным. Он сказал, что дает новую заповедь: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). Слова Его актуальны и сейчас. Как вечен и нравственный закон, который дан в Заповедях Христовых. Они приглашают каждого человека быть соделателем на ниве Христовой, не принуждая, но любя, ибо человек свободен в своем выборе. Мы принимаем Христа и обретаем мир, который, как говорит святитель Григорий Палама, «благодаря Воплощению Господа нашего Иисуса Христа, дается всякому народу и всем желающим» (святитель Григорий Палама. Омилия на спасительное Рождество во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа).

Господь пришел в мир, и нам даруется возможность жизни во Христе. Это то, что не заменят никакие мирские блага. Жизнь во Христе зарождается в здешней жизни, а завершается – в будущей. В этой жизни приуготовляются брачные одежды, в этой жизни запасается елей. «Подлинно внутреннего нового человека, созданного по Богу, – как пишет праведный Николай Кавасила, – чревоносит мир сей» (прав. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе). Уже в этой жизни мы соединяемся со Христом в Таинствах Церкви, Глава которой Сам Господь. Уже в Церкви мы «едино тело и един дух» (Еф. 4:4). В Таинствах Церкви мы, как говорит апостол Павел, во Христе «живем, и движемся и есмы» (Деян. 17:28). Поэтому так важно созидать храмы Божии и внутри сердца каждого человека, и видимо, в мире. Важно сохранять те храмы, которые возводились нашими предками. Это места особого присутствия Божия, где совершались Таинства, где творилась молитва к Богу за весь мир и за каждого из нас. Поэтому здесь, на Ярославской земле, и хотелось бы вернуть к жизни и возродить наши святыни, и это задача не только священноначалия, но и всех людей.

Во Христе мы лишились страха. Взяв на себя заповеди Христовы, мы обрели под ногами прочное основание всей жизни. А то, как хрупок наш мир, показала эпидемия ковида, которая погрузила планету в страх и хаос. Но «по милости Своей <Господь> врачует и исцеляет от всех беззаконий, грехов и скверн всякого, кто приносит покаяние; потому что Он — море щедрот» (Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина, 4-е издание, ч. 4, 1990. – с. 179).

И ныне, прославляя праздник Рождества Христова, будем помнить о том, что, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 5:1-2; 5). Будем открыты на призыв каждого человека, нуждающегося в помощи, в добром слове и заботе. Господь призывает нас быть внимательными друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам (Евр. 10:24). Будем возносить наши молитвы о мире, здравии наших ближних, о благополучии в семьях и уповать на помощь Бога, который есть твердыня вечная (Ис. 26:4), в котором только и есть спасение (Деян. 4:11).

Пресс-служба Ярославской епархии/Пресс-служба семинарии

Рубрики
Анонсы

Последние новости

Абитуриенту

Очный сектор

Курсы повышение квалификации духовенства

Курсы подготовки церковных специалистов

Курсы для монашествующих