1
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
ЯРОСЛАВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
ЯРОСЛАВСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬
▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬
КАФЕДРА БОГОСЛОВИЯ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПАПСКИЙ БЕЗОШИБОЧНЫЙ
МАГИСТЕРИУМ В КОНТЕКСТЕ АКТИВИЗАЦИИ
ПРАВОСЛАВНО - КАТОЛИЧЕСКОГО ДИАЛОГА В XXI ВЕКЕ
Выпускная квалификационная работа
студента V курса
Ярославской Духовной Семинарии
Халдина Вадима
Научный руководитель:
кандидат богословия, доцент
иером. Сергий (Барабанов)
Ярославль
2018
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ………………………………………..…...........4
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…............5
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ АКТИВИЗАЦИИ
ПРАВОСЛАВНО - КАТОЛИЧЕСКОГО ДИАЛОГА В XXI ВЕКЕ.........16
Глава 1.1. Анализ межконфессионального диалога РПЦ и Рима в
патриаршество Святейшего патр. Московского и всея Руси
Алексия II.................................................................................................16
Глава 1.1.1. Униатско - католическая экспансия на
Украине.....................................................................................................18
Глава 1.1.2. Реакция РПЦ на устройство новых епархиальных
структур РКЦ на территории Российской
Федерации…………....................................................………................19
Глава 1.1.3. Попытки Рима в области стабилизации
отношений….….......................................................................................23
Глава 1.2. Внешнеполитическая обстановка и ситуация в мире........25
Глава 1.2.1. Процесс глобализации мировой экономики…................27
Глава 1.2.2. Исламский фундаментализм и гонения на христиан......28
Глава 1.2.3. Гендерная политика и попытки ниспровержения
христианских семейных ценностей в постхристианской
Европе………...........................................................................................29
Глава 1.2.4. Интерес западного мира к православной традиции и
культуре....................................................................................................31
ГЛАВА 2. ПАПСКИЙ БЕЗОШИБОЧНЫЙ МАГИСТЕРИУМ В
СВЕТЕ КРИТИКИ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО
БОГОСЛОВИЯ..............................................................................................33
Глава 2.1. Осмысление властных папских амбиций в свете решений
I Ватиканского Собора……....................................................................34
3
Глава 2.1.1. Основные отклонения РКЦ от вероучения Вселенской
Церкви......................................................................................................35
Глава 2.2. Реакция ярких представителей русской и зарубежной
православной богословской мысли XX в. на «монополию» пап в
вопросах веры и морали……..................................................................39
Глава 2.3. Современная православная богословская позиция по тому
же вопросу. .….........................................................................................50
ГЛАВА 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ
ЦЕРКВИ В МЕЖХРИСТИАНСКОМ ДИАЛОГЕ НА ЕГО
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………….…...........53
Глава 3.1. Обоснование необходимости взаимного диалога мировых
Христианских Церквей...........................................................................55
Глава 3.2. Анализ позиции РПЦ по отношению к папскому Риму в
патриаршество Святейшего патр. Московского и всея Руси
Кирилла…………………………………………………………………56
Глава 3.2.1. Политика Ватикана в области христианского единства в
XXI в…………………………………………………….........................57
Глава 3.2.2. Встреча в Гаване и её последствия………….................59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................63
БИБЛИОГРАФИЯ.........................................................................................65
ПРИЛОЖЕНИЕ.............................................................................................73
4
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
РКЦ - Римско-Католическая Церковь
РПЦ - Русская Православная Церковь
ГКЦ - Греко-католическая Церковь
ОВЦС МП Отдел внешних церковных связей Московск. Патриархата
патр. - патриарх
митр. - митрополит
архиеп. - архиепископ
еп. - епископ
архим. - архимандрит
иером.- иеромонах
прот. - протоиерей
прп. - преподобный
блж. - блаженный
свт. - святитель
св. - святой
свящ. - священник
кард. - кардинал
проф. - профессор
5
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, современные реалии предлагают человеку сложный
выбор и формируют стереотипы, часто противоположные
традиционным христианским ценностям, общим как для Православного
христианства, так и для верующих РКЦ.
В связи с этим, на фоне нарастания глобализационных процессов,
усиления исламского фундаментализма и попрания традиционных
семейных ценностей в западном светском обществе не вызывает
удивления тот факт, что христиане традиционных мировых конфессий
пытаются объединить свои усилия в сфере противостояния данным
негативным тенденциям. По этой причине в последнее время усилились
контакты православной церковной иерархии и руководства Ватикана по
вопросам существования христиан в столь тяжелых условиях.
Однако, взаимоотношения двух традиционных мировых
христианских деноминаций не могут не осложняться рядом
обстоятельств, связанных с представлениями Римского престола о своей
якобы исключительной миссии на земле, так как по мнению римо-
католиков Римский престол обладает особыми благодатными
преимуществами и занимает исключительное значение в жизни
Вселенской Церкви. Поэтому значительная часть паствы и клира
Восточной Православной Церкви выражает явное неодобрение по
поводу данных контактов, видя в них попытку Ватикана через
совместную попытку решения вышеозначенных проблем подчинить
себе мировое Православие.
В этом вопросе данная категория верующих РПЦ ссылается на то,
что основные положения папского примата, несмотря на программу
обновления западного христианства, начатую ещё папой Римским
6
Иоанном XXIII, до сих пор не претерпели никаких изменений по целому
ряду причин, в первую очередь догматических.
Так, любая Поместная Церковь, не имеющая литургического
общения с Римом, теряет свою истинность, поэтому с точки зрения
официальной католической доктрины Православная Церковь хоть и
объявлена «Церковью - сестрой», но имеет схизматический характер.
Кроме этого кафедра Римского епископа якобы не способна
заблуждаться и Римский понтифик не может быть судим со стороны
Церкви, которая обязана безусловно повиноваться ему и в
организационных церковных вопросах, и в вопросах вероучения, не
имея права изменить решения своего первоиерарха.
Исходя из этого папство действительно стало краеугольным
камнем католицизма настолько, что в случае признания какой либо
христианской конфессией безусловного авторитета еп. Рима Западная
Церковь готова даже «закрыть глаза» на некоторые основополагающие
моменты своего вероучения, например на исхождение Св. Духа и от
Сына и потому может допустить два подхода в этом вопросе: с filioque
и без filioque. Но отменить папский безошибочный магистериум -
никогда. Поэтому принцип «prima sedes a nemine judicatur»
1
и является
одним из канонов РКЦ.
Даже несмотря на то, что в последние годы папы пересмотрели и
свой официальный титул, включающий такие понятия как «викарий
Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник
Вселенской Церкви, суверен государства-града Ватикана», православной
стороне таких изменений явно недостаточно. Совершенно очевидно, что
для любого католика папство всегда было и навсегда останется таким
институтом, в котором особенные благодатные прерогативы
1
Верховная кафедра никем не может быть судима.
7
принадлежат исключительно Римскому епископу. Это доказывает и
содержание последнего издания катехизиса РКЦ, утверждённого папой
Иоанном Павлом II в 1992 г., в котором говорится, что: «…Господь
поставил одного Симона, которому дал имя Петра, камнем Своей
Церкви. Он дал ему ключи от неё. Он поставил его пасти всё стадо…»
2
.
А следующий пункт свидетельствует, что «…папа, епископ
Римский и преемник святого Петра, есть постоянное и видимое начало и
основа единства епископов, и множества верных, ибо Римский
первосвященник имеет над Церковью, в силу своей должности
наместника Христа и пастыря всей Церкви, полную верховную и
вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять»
3
.
Из всего этого становится очевидным, что РКЦ никогда не
оставляла своих теократических амбиций, а папа - не только глава
иерархии, главный организатор и руководитель церковной жизни, но и
носитель такой полноты власти, которая намного превосходит
традиционное православное представление о главе Церкви как о
«первом среди равных».
Актуальность темы
На основании всего сказанного тема данной работы актуальна
сразу по нескольким направлениям. В первую очередь потому, что
представленная работа является попыткой обоснования того, что
несмотря на необходимость решения общих для всех христиан проблем
с помощью межконфессионального диалога, РПЦ никогда не пойдет по
пути литургического единства с римо-католиками и все обвинения в
2
Катехизис Католической Церкви. Пункт 881.
URL: file:///C:/Users/User/Downloads/Catechesis2002.pdf (дата обращения: 11.11.2017)
3
Там же. Пункт 882.
8
адрес священноначалия РПЦ о желании подчинить нашу Церковь Риму
надуманы и безосновательны.
Следующая причина актуальности данной квалификационной
работы заключается в анализе современного межконфессионального
диалога и того места в данном процессе, которое занимает в нем РПЦ.
Кроме того, определенный интерес может представлять
систематизация различных богословских подходов и мнений по
католической проблематике в среде современной русской богословской
мысли, с которыми мы можем встретиться как в новейшей периодике и
средствах массовой информации, так и в медиапространстве интернета.
Совершенно очевидно, что данный вопрос нуждается в особенном
внимании и тщательном деликатном подходе по причине большого
разнообразия таковых высказываний и богословских мнений. Стоит
также отметить, что анализирование этих теологических положений и
взглядов представляет для православного автора значительную
сложность в связи с опасностью впасть в предвзятость или следовать
псевдонаучным выводам.
Объект и методы исследования
Объектом представленного исследования является активизация
православно-католического диалога в XXI в. и факторы, выступившие
катализатором данного процесса.
Методы данного выпускного квалификационного исследования
включают в себя одновременно несколько взаимодополняемых друг
друга подходов, а именно: общенаучный с опорой на принцип историзма,
общеисторический для выявления научной объективности, и метод
конкретно-исторический, требующий от соискателя анализа
многочисленных источников и опоры на достоверные факты вне какой-
9
либо предвзятости, столь часто свойственно православным авторам при
анализе католицизма в целом.
Стоит отметить, что анализ и цитирование источников и
литературы в данной работе проводился с учетом их церковно-правовой
иерархии и авторитетности.
Цели и задачи исследования
Так или иначе, рассуждая о межконфессиональном диалоге и
проблемах взаимоотношений Православного Востока и католического
Запада, необходимо констатировать, что несмотря на вступление в
третье тысячелетие и кардинальное потрясение и даже смену
человеческих приоритетов и ценностей, «…вопрос о единстве Церкви и
её границах, по - видимому, не утратит своей актуальности».
4
По этой причине целью данной выпускной квалификационной
работы стало изучение новейшего периода православно-католического
диалога, а также выявление и анализ причин его активизации и
прогнозирование его возможных последствий в контексте современной
социально-политической и религиозной ситуации в мире.
В рамках поставленной темы достижение цели предполагается
путём решения представленных ниже задач, а именно:
1. Выявить и актуализировать общие для христиан Востока и Запада
проблемы и опасности, предъявляемые современным обществом и
его асоциальным элементом, которые представляется возможным
решить в том числе и с помощью объединения усилий мировых
христианских конфессий;
4
Суворов Вадим, иерей. Новейшие документы РПЦ и РКЦ по вопросам границ Церкви и церковного
единства. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. МДА. Сергиев Посад.
2006 г. С.5.
10
2. С помощью анализа официальных догматических и
вероучительных документов РПЦ и РКЦ, а также всестороннего
исследования исторического контекста ответить на вопрос:
способно ли решение данных проблем совокупными усилиями
обеих мировых христианских деноминаций преодолеть взаимное
разделение и восстановить давно прерванное евхаристическое
единство;
3. Проанализировать каноничность позиции православного русского
священноначалия в сфере межконфессионального диалога и
сравнить эту позицию с действиями высших церковных иерархов
иных Православных Поместных Церквей в той же области;
4. Сопоставив официальные богословские позиции РПЦ и РКЦ по
вопросам межконфессионального диалога и межхристианского
единства, обозначить возможные пути преодоления имеющихся
проблем.
Научная новизна и практическая значимость работы
В связи со сказанным выше можно говорить об определённой
научной новизне и практической значимости предложенного
исследования, так как в совокупности представленное изыскание может
представлять определенный научный интерес и послужить неким
пособием по изучению данной проблематики аудиторией,
интересующейся проблемами межхристианского диалога.
Кроме того, материалы этого исследования вполне могут быть
использованы в последующих изысканиях и научных исследованиях,
имеющих отношение к новейшей истории западных исповеданий и
сравнительному богословию.
11
Хронологические рамки исследования
Для более полного анализа православно-католического диалога в
XXI в. основные хронологические рамки исследования включают в
себя период от начала патриаршества Святейшего патр. Московского и
всея Руси Алексия II (1990 г.) до исторической встречи глав РПЦ и РКЦ
в Гаване (2017 г.)
Краткий обзор использованных источников и литературы
В качестве источников и литературы, которые использованы в
данной работе для наиболее полного раскрытия темы, в основном были
задействованы издания и электронные источники на русском языке.
Из наиболее приоритетных электронных источников стоит
упомянуть Официальный сайт Московского Патриархата
5
, Архив
официального сайта Московского Патриархата
6
, электронный сайт
«Канон. Свод законов Православной Церкви»
7
, Катехизис Католической
Церкви
8
, а также литературные труды митр. Илариона (Алфеева)
9
, прот.
В. Зеньковского
10
, прот. С. Булгакова
11
, еп. Михаила (Мудьюгина)
12
,
прот. В. Васечко
13
, прот. О. Стеняева
14
, Василиадиса Николая
15
, архим.
5
РПЦ. Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru
.
6
РПЦ. АРХИВ ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА 1997 - 2009.
URL: https://mospat.ru/archive/2002/07/nr207173/
7
Канон. Свод законов Православной Церкви. URL: http://www.agioskanon.ru/
8
Катехизис Католической Церкви. Культурный центр «Духовная библиотека». Отпечатано с
оригинал- макета в ППП «Типография Наука». Москва. 10. 02. 2002г.
URL: file:///C:/Users/User/Downloads/Catechesis2002.pdf
9
Иларион (Алфеев), митр. Православно католические отношения на современном этапе. Русская
Православная Церковь. Отдел внешних церковных связей. Лекция в МДА и МДС прочитанная 2010
г. 1 ноября. URL: https:// mospat. ru / ru / 2010 / 11 / 15 / news 30385 /
10
Зеньковский В., прот. Идея православной культуры. Православие и культура. Сборник религиозно -
философских статей. «Русская книга». Берлин. 1923 г.
URL: http://www.odinblago.ru/idea_pravos_kulturi.
11
Булгаков С. прот., Очерки учения о Церкви. IV. О Ватиканском догмате // Путь. 1929. №№ 15, 16.
URL: http://www.runivers.ru/upload/iblock/3d9/Put_N15__02.1929.zip%20u2l.pdf.;
Очерки учения о Церкви.IV. О Ватиканском догмате // Путь. 1929.
URL: http://www.runivers.ru/upload/iblock/ff4/Put_N16__05.1929.pdf
12
Михаил (Мудьюгин), еп. «Вестник Русского западно - европейского патриаршего Экзархата», 1966.
№№ 53, 54, 55
13
Васечко В. прот., Сравнительное богословие. Вероучение Римско - Католической Церкви.
12
Георгия (Капсаниса)
16
, прот. М. Зноско - Боровского
17
, Арсеньева Н.С.
18
,
прот. Л. Воронова
19
, свящ. В. Суворова
20
.
Кроме того, в данной работе использовались труды прп. Иустина
(Поповича)
21
, архим. Иоанна (Крестьянкина)
22
, прот. М. Козлова
23
, иером.
Сергия (Барабанова)
24
, Лосского В. Н.
25
, свящ. Н. Сахарова
26
, патр.
URL: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sravnitelnoe-bogoslovie/
14
Стеняев О. прот. Ответ лютеранам и папистам. URL: 3rm.info / publications / 14492 – otvet –
lyuteranam i papistam protoierej oleg/ html
15
Василиадис Николай П. Папский примат. Страшная екклезиологическая ересь.
URL: http://apologet.spb.ru/ru/300.html#sdfootnote11anc
16
Георгий (Капсанис), архим. Православие и гуманизм. Православие и папизм / URL: https://azbyka.ru/
otechnik/Georgij_Kapsanis/pravoslavie-i-gumanizm-pravoslavie-i-papizm/2_1
17
Зноско Боровский Митрофан, прот. Православие, римо - католичество, протестантизм, сектанство.
Сравнительное богословие. URL: catacomb. org. ua / modules. php? Name= Pades & go= page & pid=
802
18
Арсеньев Н.С. Православие. Католичество. Протестантизм // Хрестоматия по сравнительному
богословию. Троице-Сергиева Лавра, 2005. Раздел II. Папский примат и папская непогрешимость.
Стр.147-188
URL: https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pravoslavie-katolichestvo-protestantizm/
19
Воронов Л., свящ. Вопрос «О Филиокве» с точки зрения русских богословов. - «Богословские
труды», сборник, посвященный 175-летию ЛДА. URL: http://www.btrudy.ru/resources/BT175/157-
185.pdf
20
Суворов Вадим, иерей. Новейшие документы РПЦ и РКЦ по вопросам границ Церкви и церковного
единства. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. МДА. Сергиев Посад.
2006. С.5.
21
Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм.
URL: https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/pravoslavnaja-tserkov-i-ehkumenizm/#0_19
22
Иоанн (Крестьянкин), архим. Проповедь о ереси католицизма 22 мая 1991 г.
URL: http://apologet.spb.ru/ru/2009-01-08-11-21-27/38-римо-католицизм /2978-arkhimandrit-ioann-
krestyankin-o-eresi-katolitsizma.html
23
Козлов М., свящ. Западное христианство. Взгляд с Востока. Глава II. Римский католицизм.
URL: https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapadnoe-hristianstvo-vzgljad-s-vostoka/
24
Сергий (Барабанов), иером. Догматические реформы папы Римского Пия IX. Диссертация на
соискание учёной степени кандидата богословия. МДА. Кафедра Богословия. Сергиев Посад. 2015г.
25
Лосский В.Н. Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице. - «Журнал Московской
Патриархии», 1973, 9. URL: http://www.pravmir.ru/stat-content/sc_printer_535.html
26
Сахаров Н. свящ. Православие и католичество. Париж Санкт Петербург. 1926–1997.
URL: http://www.portal-credo.ru/site/index.php?act=lib&id=505
27
Сергий (Страгородский), патр. Московский и всея Руси. Православное учение о спасении.
URL: http://predanie.ru/sergiy-stragorodskiy-patriarh-moskovskiy-i-vseya-rusi/book/77976-pravoslavnoe-
uchenie-o-spasenii/#toc2
28
Савва (Тутунов), архим. Современная римско католическая сотериология. Православная
энциклопедия Азбука веры. 2016. URL: file:///C:/Users/User/Downloads/sovremennaya-rimsko-
katolicheskaya-soteriologiya_1692.pdf
29
Аверкий (Таушев), архиеп. С какой «вселенской церковью» учат нас объединяться? Духовные
основы папизма. URL: http://3rm.info/27809-s-kakoy-vselenskoy-cerkovyu-uchat-nas-obedinyatsya-
dyhovnye-osnovy-papizma-arhiepiskop-averkit-taushev.html/
30
Катанский А. Л., проф. Об исхождении Св. Духа: по поводу старокатолического вопроса. / Азбука
веры. Православная библиотека. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Katanskij/ob-ishozhdenii-
sv-duha-po-povodu-starokatolicheskogo-voprosa/#note17_return
13
Московского и всея Руси Сергия (Страгородского)
27
, архим. Саввы
(Тутунова)
28
, архиеп. Аверкия (Таушева)
29
, Катанского А.Л.
30
.
Также стоит отметить исследования свящ. П. Флоренского
31
, прот.
В. Зеньковского
32
, Желтова В.В. и Желтова М.В.
33
, Тимофеева И.Н. и
Уткина С.В.
34
, Маркадэ Ж.
35
, прот. И. Мейендорфа
36
, еп. Василия
(Родзянко)
37
, прот. Г. Флоровского
38
, Муравьёва А.Н.
39
, Дикарева А.В.
40
,
Рябиченко Л.
41
, Трусову И.О.
42
, Научный богословский портал
43
и т. д.
Всего в работе было использовано 65 наименований источников и
литературы.
31
Флоренский П., свящ. Экклезиологические материалы. 1906 г. Журнал Богословские труды. Выпуск
12 (1974) стр.136. URL: www.btrudy.ru / resources / BT 12 / 73_Florensky.pdf
32
Зеньковский В. прот. Апологетика. Издательский Дом «Грааль». 2002г.
URL: http://predanie.ru/zenkovskiy-vasiliy-protoierey/book/72353-apologetika/
33
Желтов В.В., Желтов М.В. Религия и арабская весна. Вестник КемГУ№2(50)2012 г.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religiya-i-arabskaya-vesna
34
Внешняя политика и безопасность. Тезисы по внешней политике и позиционированию России в
мире (2017 - 2024 гг.) Текст подготовил И.Н. Тимофеев под редакцией А.В. Кортунова, С.В.Уткина.
Москва. Июнь. 2017г.
URL: http:// www.csr.ru/wp-content/uploads/2017/06/Tezisy_po-vneshnei-politike.pdf.
35
Маркадэ Ж. Проникновение русской мысли во французскую среду. Н. А. Бердяев и Л.И. Шестов.
Русская религиозно - философская мысль XX века. Сборник статей под редакцией Н. П.
Полторацкого. Питтсбург, 1975, США.
URL: http://www.odinblago.ru/markande_rusreligmisl_france
36
Мейендорф И. прот. Православие и современный мир.
URL: http://www.odinblago.ru/dogmatika/pravoslavie_i_sovr_mir/1/
37
Василий одзянко), еп. Сан - Францисский. Церковь или папа?/ Прот. В. Родзянко // ВРЗЕПЭ. 1966.
16
38
Флоровский Г., прот. Проблематика христианского воссоединения.
URL: http://odinblago.ru/problematika_vossoed.
39
Муравьёв А.Н. Слово кафолического православия Римскому католичеству.
URL: http://www.bogoslov.ru/biblio/text/342982/index.html
40
Дикарев А.В. Современное состояние отношений между РПЦ и РКЦ: официальный взгляд. Доклад
на международной научно - практической конференции «Русская цивилизация и ватикан :
неизбежен ли конфликт?» URL: http://www.ruskline.ru/author/d/dikarev_aleksej_viktorovich/
41
Рябиченко. Л. Настоящая правда о гендере.
URL: http://ruskline.ru/analitika/2012/02/23/nastoyawaya_pravda_o_gendere.
42
Трусова И. О гендерных стереотипах. Православный взгляд.
URL: https://www.zaweru.ru/pravila/2152-o-gendernyh-stereotipah.html
43
«Экономика в условиях глобализации. Православный этический взгляд». Научный богословский
портал. Проект документа. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4904991.html
14
Структура работы
Исходя из цели и задач данной работы её структура состоит из 3-х
частей, а именно из Введения, основной части, включающей в себя три
тематических раздела, посвящённых различным аспектам и проблемам
диалога Ватикана и РПЦ в XXI в. и соответствующих выводов,
содержащихся в Заключении. В конце работы имеются Библиография
(список использованных источников и литературы) и Приложение.
Первая глава основной части - «Предпосылки и причины
активизации православно - католического диалога в XXI веке»,
посвящена анализу диалога РПЦ и РКЦ на фоне осложнения
взаимоотношений и ухудшения внешнеполитической обстановки в мире
в связи с глобализацией мировой экономики, гонениями на христиан по
причине нарастания исламского фундаментализма и
распространяющейся по всем государствам гендерной политики. При
написании этой главы в основном использовались источники,
содержащие документы Архиерейских Соборов и доклады
официальных представителей РПЦ, а также приводились мнения научно
- богословских и исследовательских центров, изучающих современное
положение человечества.
Вторая глава - «Папский безошибочный магистериум в свете
критики современного отечественного богословия», посвящена
вероучительным отличиям РКЦ от Вселенского Православия, а также
критике представителями русской и зарубежной православной мысли
«монополии» пап в вопросах веры и морали. В предложенной главе
также анализируются официальные документы РКЦ и исследования в
области сравнительного богословия по этому вопросу.
Третья глава - «Цели и задачи Русской Православной Церкви в
межхристианском диалоге на его современном этапе» даёт
15
представление об отношениях РПЦ и РКЦ в период подготовки к
встрече в Гаване двух религиозных лидеров патриарха Кирилла и папы
Франциска, освящает несоизмеримую значимость состоявшегося
диалога и документов, подписанных в связи с ним, а так же знакомит
читателя с реакцией христианского и всего остального мира на это
событие. Главной основой для написания данной главы являются
официальные выступления Святейшего Патриарха Московского и всея
Руси Кирилла, доклады и интервью Главы ОВЦС МП митр. Илариона и
посла РФ в Ватикане А. Авдеева, а так же содержание самого
Гаванского документа и ЖУРНАЛОВ заседаний Священного Синода
РПЦ.
16
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ АКТИВИЗАЦИИ
ПРАВОСЛАВНО-КАТОЛИЧЕСКОГО ДИАЛОГА В XXI ВЕКЕ
В данной главе ставятся следующие задачи: 1. проанализировать
состояние взаимоотношений двух Церквей после начала двустороннего
межхристианского диалога
44
; 2. рассмотреть современную ситуацию в
мире (политическую, военную, социальную и социально - религиозную).
Глава 1.1. Анализ межконфессионального диалога РПЦ и Рима
при патр. Московском и всея Руси Алексии II.
В докладе Святейшего патр. Московского и всея Руси Алексия II,
произнесённого на Архиерейском Соборе РПЦ 3 октября 2004 г., в
разделе «Отношения с инославием» говорится о том, что перемены,
которые произошли в мире в последние годы, «...побуждают Русскую
Православную Церковь к тесному взаимодействию со всеми
благонамеренными христианскими сообществами. В сотрудничестве с
христианами иных конфессий мы призваны отстаивать наши общие
интересы перед лицом секулярного общества, вести диалог по
важнейшим проблемам современности, содействовать урегулированию
различных конфликтов, защищать права верующих, налаживать
совместную работу для помощи нуждающимся и обездоленным»
45
.
44
«Диалог с РКЦ строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта,
что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то
же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных
основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви.
Богословский диалог с РКЦ должен развиваться параллельно с обсуждением наиболее насущных
проблем двусторонних отношений. Важнейшей темой диалога сегодня остается тема унии и
прозелитизма. В настоящее время и в ближайшем будущем одной из наиболее перспективных форм
сотрудничества с РКЦ является укрепление существующих региональных связей с епархиями и
приходами РКЦ. Другой формой сотрудничества может стать установление и развитие уже
существующих связей с католическими Епископскими Конференциями» / Архиерейский Собор
РПЦ 2000 года / РПЦ. Официальный сайт Московского Патриархата. Основные принципы
отношения Русской Православной Церкви к инославию.
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/418840 / (дата обращения: 19.11.2017 )
45
Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской
Православной Церкви 3 октября 2004 года. Официальный сайт Московского Патриархата.
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/420130.html (дата обращения: 17.10.2017)
17
Но отношения с РКЦ на тот момент были напряжёнными из-за
ряда недружественных шагов Ватикана, а именно по причине создания
четырёх католических епархий на территории канонической
ответственности РПЦ, двух латинских епархий в Казахстане и двух
кафедр в традиционно православных регионах Украины. На тех
территориях, население которых всегда исповедовало Православие, РКЦ
учредила исторически чуждую католическую провинцию, что с
канонической точки зрения считается созданием параллельной
Поместной Церкви. При этом РПЦ информировали фактом уже
заведомо принятых решений на фоне уже имеющихся напряжённых
отношений.
Таким образом, на территории России и других стран СНГ был
превышен статус уже существующих католических церковных структур.
Также, несмотря на обращение Синода Украинской Православной
Церкви к папе Римскому Иоанну Павлу II о несвоевременности его
визита на Украину в условиях продолжающегося противостояния
православных и греко-католиков, этот визит всё-таки состоялся в июне
2001 г. Однако, некий положительный сдвиг в отношениях наступил
благодаря визиту в Москву кард. Вальтера Каспера, председателя
Папского Совета по содействию христианскому единству, благодаря
которому в 2004 г. была создана совместная рабочая группа, призванная
заниматься разбором конкретных проблем на местах, информация о
которых поступала от правящих архиереев РПЦ. В это время Святейший
патр. Алексий II выразил надежду, что факты прозелитизма, которые
имели место в разных регионах, смогут побудить руководство Ватикана
сделать серьёзные шаги в снятии озабоченности верующих
46
.
46
«Несмотря на ряд проблем в области православно-католических отношений, следует подчеркнуть,
что в среде Католической Церкви есть лица, которые стремятся к ведению конструктивного
18
Глава 1.1.1. Униатско-католическая экспансия на Украине
Поместный Собор РПЦ 1990 г., на котором был избран Святейший
патр. Алексий II, дал оценку взаимоотношениям РПЦ с РКЦ,
констатируя серьёзную озабоченность униатской проблемой, болезненно
обострившейся на Западе Украины. Признавая права униатских общин
на правовое существование, Поместный Собор осудил насилие,
осуществляемое над православными клириками и мирянами и захваты
православных храмов, выразив протест властям Западной Украины. Уже
в первые месяцы первосвятительства Алексия II на Украине и в Галиции
начали учреждаться братства, целью которых была защита Православия
от униатской агрессии и раскольнических действий автокефалистов.
В Львовской области, где влияние ГКЦ ощущалось всех сильнее,
на тот момент униаты обладали 1200 приходами, однако благодаря
разумному руководству Святейшего патр. Алексия II в 1992-93 гг.
униатское распространение приостановило свой размах
47
.
Но РКЦ не остановила свой напор в завоевании территорий и это
мы видим из Заявления Священного Синода РПЦ от 2002 г. в связи с
учреждением новых католических епархий на Украине, в котором
говорится о твёрдом намерении Ватикана в следовании курсу
миссионерской экспансии, неприемлемому для православной стороны.
Здесь имеется ввиду создание Одесско - Симферопольской епархии
диалога, направленного на реальное улучшение ситуации. Однако, многое в этом процессе зависит
от католической стороны, от ее решимости не на словах, а на деле изменить к лучшему
взаимоотношения с нашей Церковью и выполнять совместно принимаемые решения» / Там же /
(дата обращения:.23.12.2017)
47
«65 приходов находились в лоне канонической Церкви, а более 700 было у схизматиков обеих
юрисдикции; при этом православное население, включая и тех, кто был вовлечен в раскол,
примерно равнялось по своей численности униатскому населению. В самом Львове в 1992 г. было
20 униатских церквей, 20 приходов Димитрия (Яремы) и по одному приходу у филаретовцев и в
канонической юрисдикции - ситуация, наиболее тяжелая на Украине. Бремя противостояния
униатам и раскольникам во Львовской епархии лежит ныне на епископе Львовском и Дрого-
бычском Августине (Маркевиче)» / История Русской Церкви. Глава X. РПЦ при Святейшем
Патриархе Алексии II. Электронная библиотека Одинцовского благочиния.
URL: http://www.odinblago.ru/istoriya_rpc/cipin/10.2/ (дата обращения: 23.10.2017)
19
РКЦ с центром в Одессе и Харьковско - Запорожской епархии с центром
в Харькове по решению Иоанна Павла II от 4 мая 2002 г. В январе 2002 г.
он же утвердил решение греко - католиков об утверждении «Донецко -
Харьковского экзархата» путём выделения его из состава «Киево -
Вышгородского экзархата» и учреждения в Киеве «патриаршей»
кафедры Украинской ГКЦ. В феврале 2002 г. такие же действия были
предприняты Римом и в РФ, что и приостановило взаимоотношения
двух Церквей
48
.
Выход же из обострившегося кризиса в связи с поведением РКЦ на
Украине есть только один, говорится в этом Заявлении, - это признание
недопустимости миссионерских усилий на территории пастырской
ответственности другой Церкви.
Глава 1.1.2. Реакция РПЦ на устройство новых епархиальных
структур РКЦ на территории Российской Федерации.
Католический прозелитизм на канонической территории РПЦ
является серьёзным препятствием к оптимизации отношений и
обесценивает декларацию II Ватиканского Собора РКЦ об отношении к
РПЦ как к «Церкви - Сестре». Иерархия РКЦ в России заявляет о своих
«братских» чувствах к православным, однако реальное положение вещей
48
«
РПЦ, уважая потребность украинских католиков в пастырском окормлении, не выступала против
создания Римом епархий в регионах их исторического проживания. Но вновь созданные
епископские кафедры возникли там,где их никогда не было, причем количество католиков в этих
регионах весьма незначительно» / Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в
связи с учреждением новых католических епархий на Украине. РПЦ. АРХИВ ОФИЦИАЛЬНОГО
САЙТА МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА 1997 - 2009.
URL: https://mospat.ru/archive/2002/07/nr207173 (дата обращения: 26.12.2017)
20
свидетельствует об обратном, так как католики отвергают само понятие
канонической территории.
Позицию РПЦ в вопросах взаимоотношений с РКЦ Святейший
патр. Алексий II изложил на Архиерейском Соборе 1994 г.
49
, напомнив
также и о Женевских встречах 1992 и 1994 гг., на которых
акцентировалось внимание об отсутствии своевременного
информирования католической стороной о её пастырских проектах -
методах «новой евангелизации» России.
Такяя политика РКЦ служит источником межконфессиональных
напряжений и лица, ответственны за реализацию подобных решений,
сознательно жертвуют судьбой межцерковного диалога ради
достижения тактических «успехов», не приносящих РКЦ реальной
пользы, но показывающих игнорирование руководством Ватикана
позиции нашей Церкви в вопросах прозелитизма и разделения сфер
пастырской ответственности.
В заявлении Святейшим патр. приводятся и положительные
примеры православно - католических отношений и сотрудничества
50
в
области благотворительности, миротворчества и научно-богословской
сферы, а именно, - богословские собеседования с Германской
епископской конференцией, межконфессиональная конференция в
Минске, встречи патриарха с представителями РКЦ в Венгрии и
Германии. Всё это служит примерами сотрудничества Церквей.
49
«Восстановление католических структур на нашей канонической территории должно
соответствовать реальным пастырским нуждам и способствовать восстановлению религиозной,
культурной и лингвистической идентичности народов, имеющих традиционно католические корни.
Только такой подход мог бы способствовать восстановлению нормальной межконфессиональной
атмосферы, существовавшей в России до революции» / История Русской Церкви. Глава X. РПЦ при
Святейшем патр. Алексии II. Электронная библиотека Одинцовского благочиния.
URL: http://www.odinblago.ru/istoriya_rpc/cipin/10.2/ (дата обращения: 11.02.2018)
50
«Это инициатива Шевтоньского и других 15 бенедиктинских и цистерцианских монастырей,
помогающих возрождению православного монашества, ряд инициатив католических епископов
Северной Италии из Тренто и Милана, комиссии"Экуменизм и диалог"Веронской епархии» /Там же/
21
Стоит отметить, что стремительное развёртывание католической
активности в России началось после встречи М.С. Горбачёва и папы
Иоанна Павла II в 1989 г. С 1990 г. впервые в России в Москве
появляется апостольский нунций - постоянный дипломатический
представитель Ватикана, а 13 апреля 1991 г. в Москве и в Новосибирске
были восстановлены и зарегистрированы в Министерстве Юстиции РФ
апостольские администратуры для католиков латинского обряда. В их
юрисдикцию входили более 100 приходов (около 300 тыс. верующих
поляков, немцев, литовцев) и несколько католических учебных
заведений. Началось так же и издание множества литературы
прозелитического и экуменического направления.
В октябре 1992 г. Министерством Юстиции было
зарегистрировано Российское отделение ордена иезуитов под названием
«Независимый Российский регион Общества Иисуса». В Новосибирске
начинается стремительный рост числа католических священников и
миссионеров, открытие новых приходов и монастырей, построен
огромный костёл, католики начинают вести занятия в
общеобразовательных школах среди далеко некатолических детей, а в
Госуниверситете Новосибирска студенты прокатолического
богословского факультета вынуждены усваивать схоластическое
мышление и богословский модернизм. Разные монашеские конгрегации
стали заниматься благотворительностью, заработала католическая
семинария, готовящая русских ксендзов. Всё это свидетельствует о
реализации планов окатоличивания России и вовлечении её в унию с
Римом
51
. Такую оценку происходящему даёт еп. РПЦЗ Буэнос-
51
«Сибирь до последнего времени оставалась не затронутой этой разрушительной для русского духа
работой римо-католиков. Однако, сегодня Новосибирск становится центром латинства в азиатской
России. В 1997 г. Архиерейский Собор РПЦ охарактеризовал деятельность РКЦ
как продолжающуюся экспансию унии и прозелитизм». / Александр (Милеант), еп. Справочник
«Религия и секты в современной России». Католицизм. Электронная библиотека Одинцовского
22
Айресский и Южно-Американский Александр (Милеант),
православный богослов, миссионер и духовный писатель.
В 2002 г. Председатель Отдела внешних церковных связей митр.
Смоленский и Калиниградский Кирилл направил письмо председателю
Папского совета по содействию христианскому единству кард. Вальтеру
Касперу в связи с тем, что решением папы Иоанна Павла II в России в
атмосфере секретности и в обход предварительных переговоров и
консультаций с православными было подготовлено и принято решение о
преобразовании апостольских администратур в католические епархии и
объединение их в единую структуру-«церковную провинцию» с центром
в Москве, а до общественности было доведено, что это, всего лишь,
незначительные внутренние перемены в организации и структуре РКЦ в
России, затрагивающие только католиков.
Митр. Кирилл писал в этом письме, что РПЦ не ставит под
сомнение право РКЦ реформировать и изменять свои собственные
структуры, но нормы соблюдения этики диалога и межхристианских
отношений католической стороной были грубо нарушены, оскорбляя
наше достоинство и наши интересы, т.к. изменения направлены на
расширение католического присутствия в нашей стране.
Будущий патр. указывал на то, что он лично дважды, а так же и
другие высокопоставленные члены делегации РПЦ имели встречи с
Иоанном Павлом II незадолго до произошедшего, но с католической
стороны не прозвучало ни слова о готовящихся действиях на территории
России и дело, таким образом, обстоит так, что все слова о благих
намерениях, произносимые католической стороной на различных
официальных встречах и переговорах, не подкреплены её конкретными
действиями и даже наоборот-РКЦ действует в России так, как будто
никакого диалога не существовало, чем ставит под вопрос работу
23
Христианского межконфессионального консультативного комитета
(ХМКК).
Возвращаясь к новообразованным католическим епархиям в
России, объединённым в «церковную провинцию», митр. Кирилл
высказал естественное недоумение тем, что в России для организации
нескольких епархий количество католических приходов намного меньше,
чем даже в одной средней европейской епархии, не говоря уже о
больших епархиях во Франции, Польше, Италии или США.
В своём обращении митр. Кирилл также отметил, что создание
четырёх епархий
52
, объединённых в одну структуру в стране с
тысячелетней христианской культурой и крупнейшей Православной
Церковью, а не среди диких племён, никогда не слышавших о Христе,
естественно даёт право предположить, что новая католическая структура
создана «на вырост», в надежде на значительное увеличение количества
католиков, т.е. на плоды миссионерской деятельности, рассматриваемой
в этом контексте как прозелитизм. В заключение своего письма он
подчеркнул, что имеет на эти действия РКЦ все доказательства
53
.
Глава 1.1.3. Попытки Рима в области стабилизации отношений
Стоит отметить, что РПЦ вступила в двусторонний богословский
диалог с РКЦ ещё в 1967 г., и с момента основания в 1979 г. Смешанной
52
Архиепархия Божией Матери в Москве, епархия св. Климента в Саратове, Преображенская епархия
в Новосибирске и епархия св. Иосифа в Иркутске.
53
«В подтверждение сказанного мною и в ответ на Ваши неоднократные заявления о якобы
отсутствии у РПЦ конкретных фактов католического прозелитизма высылаю Вам копию справки по
данному вопросу. В этом документе представлены факты деятельности католических церковных
структур, духовенства и представителей монашеских орденов, которую мы однозначно
квалифицируем как прозелитизм в отношении традиционно православного населения. Именно эта
проблема является одним из серьезнейших препятствий на пути развития православно-
католического диалога».
/
Католической стороне направлены материалы, детально излагающие
позицию РПЦ по вопросам прозелитизма и православно-католических отношений / Архив
официального сайта МП. 1997 - 2009. URL: https://mospat.ru/archive/2002/07/nr207012/ (дата
обращения: 30.11.2017).
24
международной комиссии активно участвует в работе по богословскому
диалогу между двумя Церквами. Но с сер. 90-х гг. по 2005 г.
включительно этот диалог был практически прерван по причине
невозможности продолжать дискуссию прежде разрешения
практических вопросов, связанных с возрождением униатских Церквей в
Восточной Европе и практикой католического прозелитизма на
традиционно православных территориях, что несомненно затрагивало
интересы РПЦ.
Ситуация изменилась в начале 2005 г. после избрания на папский
престол кард. Йозефа Ратцингера (Бенедикта XVI). В связи с этим были
достигнуты договорённости о том, что проблема унии неразрешима в
отрыве от проблемы папского примата и его осуществления во
Вселенской Церкви. Смешанная богословская комиссия вновь собралась
18-25 сентября 2006 г. в Белграде для обсуждения случаев, вызывающих
озабоченность православной стороны, а также для рассмотрения иных
вопросов двусторонних отношений. Было принято решение о
расширении компетенции группы для обсуждения не только проблем, но
и возможных совместных проектов сотрудничества в социальной и
культурной областях. Делегацию РПЦ возглавил еп. Венский и
Австрийский Иларион (Алфеев), на данный момент действующий
председатель Отдела внешних Церковных связей МП.
Что же касается отношений РПЦ и РКЦ на международной арене,
то следует заметить, что в этой сфере две самые большие по количеству
верующих Христианские Церкви мира всегда осуществляли
«стратегическое партнёрство» по защите традиционных христианских
ценностей как перед лицом секуляризации
54
, так и против
54
Секуляризация - изъятие чего-либо из церковного или духовного ведения и передача светскому,
гражданскому ведению.
25
возобладавшего в современном обществе релятивизма
55
, что стало ещё
более заметнее после избрания Бенедикта XVI, подчеркнувшего
важность для обеих мировых христианских конфессий объединить
усилия.
Тесное сотрудничество между двумя Церквами в первую очередь
выражено в совместных действиях в таких международных
организациях как ООН, Совет Европы, Организация по безопасности и
сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а также на совместно организованных
форумах и конференциях, посвящённых актуальным проблемам
современности
56
.
В данной сфере сближение между РПЦ и РКЦ становится уже
реальностью, в связи с чем Священноначалие РПЦ одобрило решение об
установлении полноценных дипломатических отношений между Святым
Престолом и Российской Федерацией, объявленное на встрече
Президента РФ Д. А. Медведева и папы Римского Бенедикта XVI .
По данному поводу архиеп. Волоколамский Иларион в 2009 г. во
время своего визита в Рим заявил, что «Церкви - Сёстры» перед угрозой
современного мира должны отказаться от всякого духа соперничества и
конкуренции, действуя сообща, что по - настоящему эффективно.
Глава 1.2. Внешнеполитическая обстановка и ситуация в мире
Международная система отношений, которая сложилась по
окончании Второй мировой войны, в настоящее время претерпевает
непростые изменения вследствие всевозможных вооружённых
столкновений, переворотов, политических кризисов и разного рода
55
Релятивизм - субъективное познание мира, которое является условным и относительным, с полным
отрицанием любых правил и норм этики.
56
См. ПРИЛОЖЕНИЕ I
26
революций в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке и в
некоторых других регионах мира.
Главными факторами, определившими содержание и
направленность развития геополитических процессов в мире, стали
президентская избирательная кампания в США, растущая военная мощь
России и активные боевые действия её Вооружённых Сил против сил
международного терроризма в Сирии, а также дальнейшее наращивание
сотрудничества и взаимодействия России с Китаем и многое другое.
В последние годы произошла переоценка общей картины
соотношения сил в мире. Идея однополярного мира во главе с США
оказалась непосильна для американцев - сегодня Россия и Китай играют
решающую роль в противодействии попыткам втянуть международное
общество в схему однополюсного мира.
Решительными действиями военных сил России и Ирана прервана
затянувшаяся череда событий «арабской весны», и результатом стало
налаживание экономического, политического и военного
взаимодействия и сотрудничества между этими двумя государствами.
Отныне Россия становится доминирующей военной и политической
силой на Ближнем Востоке. Но актуальными становятся и новые
геополитические процессы в Европе, которые пошатнули реальность
сохранения европейского суверенитета и судьбы Евросоюза
57
.
57
«Геополитическая картина мира находится сегодня под давлением разновекторных процессов, угроз
и вызовов, способных создать серьезные помехи в развитии отдельных стран и регионов и в
обеспечении их безопасности. Собственно говоря, так было и в прошлом, но сейчас все это
развивается в условиях разваливающегося привычного мирового порядка и нарастающей
нестабильности, что создает новые вызовы, угрозы и риски. Не уходят также и мысли о возможности
новой большой войны. Человечество, похоже, еще далеко не в полной мере осознало всю сложность
и опасность той ситуации, в которую его ведут недальновидные и властолюбивые политики». /
Гушер А. Научно - исследовательский центр проблем национальной безопасности. Современные
геополитические процессы и их влияние на состояние международной безопасности. 03.04.2017 г.
URL: http://nic-pnb.ru/analytics/sovremennye-geopoliticheskie-protsessy (дата обращения: 24.12.2017).
27
Глава 1.2.1. Процесс глобализации мировой экономики
Под воздействием секулярных и материалистических взглядов
современного общества глобализацией
58
овладели экономические
мотивы, а их средствами прежде всего стали преодоление границ
потребления, формирование единого пространства жизнедеятельности
человека в поиске всё новых и новых ресурсов, увеличение и
расширение рынков сбыта. Поэтому человечество стало принимать не
только положительные качества, которые несёт миру глобализация через
устранение препятствий для общения и познания истины, но и её крайне
опасные последствия - повсеместное распространение греха и порока,
удаляющее людей друг от друга и от Бога - именно через глобализацию
происходит усугубление имущественного неравенства, обострение
конкуренции и нарастание взаимного непонимания.
Основной целью социального успеха и главной ценностью
глобализации становится громадный объём потребляемых материальных
благ, происходящий с такой скоростью, что забота о спасении души и
судьбе будущих поколений забывается абсолютно, сталкиваясь с
лимитом естественных возможностей Земли. Ограниченные размеры
Земного шара не соответствуют неограниченным аппетитам
гедонистического
59
общества, которое создаёт острые проблемы
экономического характера.
Церковь же, как Православная, так и Римско-католическая,
призывает искать пути разрешения этих глобальных проблем и
58
«Глобализация - вовлечение народов и государств Земли в единые экономические, культурные,
информационные, политические процессы превратилась в главную отличительную черту
наступившей эпохи. Люди явственно, как никогда ранее, ощущают взаимозависимость, чему служат
всё новые и новые связи, порождённые как растущими возможностями техники, так и
переменившимся образом мысли» / Проект документа «Экономика в условиях глобализации.
Православный этический взгляд». Научный богословский портал.
URL: http://www.bogoslov.ru/text/4904991.html (дата обращения: 23.11.2017).
59
Гедонизм - стремление к наслаждению.
28
несправедливости через категории нравственности и греха и в согласии с
христианской совестью
60
.
Глава 1.2.2. Исламский фундаментализм и гонения на христиан
Исламский фундаментализм или как его ещё называют
«исламизм» - это политическое течение внутри исламского мира,
имеющее своей целью создание мирового исламского государства и
приведение официального права в соответствие с шариатом
61
навязыванием мусульманскому и немусульманскому населению
ценностей и законов радикального ислама. Исламизм - это идеалогия,
претендующая на единственно правильное толкование мусульманства.
Исламский фундаментализм представляет собой большую
опасность, т.к. несопоставим с демократической системой и признаёт
неверующих и немусульман за людей второго сорта. Имея
транснациональный характер, исламизм признаёт только верность
своему религиозному сообществу, исключая национальные,
лингвистические или профессиональные ценности.
Что же на сегодняшний день в контексте сказанного выше
беспокоит РПЦ и побуждает её искать союзников? Это то, что мы
называем «арабская весна». Освещением этой темы стало выступление
Святейшего патр. Кирилла в Дипломатической академии МИД России
30 апреля 2015 г., где он в частности сказал, что происходящее в
Северной Африке и на Ближнем Востоке представляет собой
классическую смуту и погружает христианские народы в хаос, изгоняя
их со своей родной земли, где они оказались беззащитными перед
60
«В отличие от неизменности и универсализма нравственных заповедей, в экономике не может быть
единого решения для всех народов и времён. Разнообразие народов, созданных Богом на Земле,
напоминает нам о том, что каждый народ имеет своё задание от Творца, каждый ценен в очах
Господа и каждый способен внести свою лепту в созидание нашего мира». / Там же /
61
Шариат - комплекс предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную
совесть и нравственные ценности мусульман.
29
страшным лицом экстремизма и терроризма, прикрывающимся именем
ислама и декларирующим своей целью полное изгнание христиан из
мест их традиционного проживания - их физическое уничтожение, т.е.
геноцид христианского населения.
Его Святейшество подчеркнул, что исчезновение христианского
населения нарушает баланс, превращая многорелигиозное общество в
монорелигиозное, провоцируя исламский экстремизм и нетерпимость к
иным религиям, и что эта проблема подтолкнула к принятию документа
по защите христиан, инициированным Россией, Ватиканом и Ливией,
который является сейчас отправной точкой в развитии более широкого
международного сотрудничества по этой теме.
Глава 1.2.3. Гендерная политика и попытки ниспровержения
христианских семейных ценностей в постхристианской
Европе
Рассуждая о гендерной политике, стоит начать с того, что
Христианство принесло культуру и цивилизацию в языческие страны с
господствующим язычеством с человеческими жертвоприношениями, с
аморальностью, с разлагающим душу гомосексуализмом и другими
извращениями плоти. Святейшая из книг Библия рассказывает о
величайшем достоинстве человека, которого создал Бог по Своему
образу и подобию, «мужчину и женщину сотворил их...» (Быт. 1: 27).
Но что же мы наблюдаем сейчас в Евросоюзе? Это
провозглашение антиценностей и легализация античеловеческих и
противоестественных законов «гендер - гей равенства»
62
. Под
абсурдную болтовню о гендерном равенстве «некто» хочет создать
62
Гендерная политика и гомосексуализм в новом законодательстве Украины. Христианский взгляд на
«гендер» URL: http://rodkom.com.ua/wp-content/uploads/2016/11/Gendernaya-politika-i-
gomoseksualizm-v-novom-zakonodatelstve-Ukrainy.pdf (дата обращения: 10.01.2018)
30
женоподобных мужчин и мужеподобных женщин, не способных
относиться к жизни как к ежедневному терпению и самоотвержению. Но,
ведь отношения между мужчиной и женщиной в христианском
супружестве являются таинством, навеки связывающим супругов,
которые перед Богом пронесут все радости и беды до самой смерти.
Сегодня же женщины - феминистки лоббируют законы по уничтожению
семьи посредством гендера и ювенальной юстиции, т.к. согласно
гендерной теории человек рождается дву - или несколькополым и сам
может выбирать - быть ему женщиной, мужчиной или принадлежать к
иному полу. И кто противостоит этим постановлениям, тот должен быть
наказан следуя новым антидискриминационным законам, что создаёт
риск уничтожения исконной иерархии в Церкви и угрозы введения в
церковную жизнь женского священства
63
.
В целом данная тема слишком деликатна, поэтому нет желания
углубляться в её понятия, однако становится нестерпимо больно за то,
что в мире происходит глубинное изменение человеческой природы и
этики. Нужны ли нам такие изменения? Хотим ли мы видеть наших
потомков на бесстыдных оргиях - парадах вместе с трансвеститами и
лесбиянками
64
? Отвечая на этот вопрос, становится понятно желание
двух мировых традиционных христианских конфессий объединить
усилия для противостояния этой духовной гнили.
63
«Именно благодаря этим законам, в Европе женщинам не только разрешено становиться
священниками (или священницами), но и позволено не стесняться при этом с «выбором
собственного гендера» - поэтому ряд государственных Церквей там возглавляют открытые
лесбиянки» Рябиченко Л. / Русская народная линия. Настоящая правда о гендере URL:
http://ruskline.ru/analitika/2012/02/23/nastoyawaya_pravda_o_gendere (дата обращения: 09.01.2018).
64
«Любая страна сильна и крепка благодаря самой главной ее составляющей - семье. Семье в прямом,
традиционном понимании этого слова, где есть папа и мама, дедушка и бабушка. Где перед сном
читают сказки о прекрасной Любви Принца и Принцессы. А в воскресенье все вместе идут в Храм на
Причастие» / Трусова И. О гендерных стереотипах. Православный взгляд.
URL: https://www.zaweru.ru/pravila/2152-o-gendernyh-stereotipah.html (дата обращения: 12.12.2017)
31
Глава 1.2.4. Интерес западного мира к православной традиции и
культуре
Стоит отметить ещё одну немаловажную сторону изучаемого
вопроса - у католиков существует немалый интерес к русской
религиозной идее, жизни и культуре, обозначающий не просто
любознательность, а более глубокую духовную потребность, которую
можно охарактеризовать как искание религиозного света с Востока, т.к.
западный человек уже не может жить только своим собственным
ослабевающим религиозным светом.
Не секрет, что сейчас Европа переживает небывалый духовный
кризис
65
. Кризис западной культуры - это кризис западного христианства,
утратившего внутреннюю целостность, но не утерявшего Христа,
следовательно исход для Запада может быть найден лишь в религиозной
плоскости, а именно в лоне Православия, исторический час которого
пробил. Католицизм потому и бессилен сейчас исторически, т.к. он и
породил кризис человеческой души и культуры. Лишь через
Православие мир может вернуться к целостности и полноте, которую
открыл нам Христос. Мы вступаем в век православной культуры и
выведения христианского мира из своего тупика и излечения его от
своей основной болезни
66
. И России в данном процессе принадлежит
далеко не последняя роль.
65
«Пусть техническая культура Запада достигла в наше время той зрелости, при которой она может
развиваться бесконечно долго и успешно, но в ней иссякает ее дух, иссякают те источники, питаясь
которыми жила Европа» / Зеньковский В., прот. Идея православной культуры. Православие и
культура. Сборник религиозно - философских статей «Русская книга» Берлин. 1923 г.
URL: http://www.odinblago.ru/idea_pravos_kulturi (дата обращения: 03.12.2017)
66
«Мир вступает в эпоху очень схожую с эпохой эллинистической, с эпохой заката греко-римской,
античной цивилизации. Теперь, как и тогда, происходит сближение и единение Востока и Запада,
разных типов культур, религий и рас. Европа не может остаться в своем замкнутом состоянии» /
Бердяев Н. А. Проблемы русского религиозного сознания. Русская религиозная идея. 1923 г.
URL: http://www.odinblago.ru/problemi_ru_relig_sozn/2 (дата обращения: 20.10.2017).
32
Выводы. На основании сказанного можно прийти к
умозаключению, что множество вышеперечисленных причин и
предпосылок являются объективным фактором для активизации
межконфессиональных связей РПЦ и РКЦ в XXI век. Перед угрозой
современного секулярного общества и «исламской весны» никакие
догматические разногласия и взаимные претензии, которые всё же со
временем можно разрешить тем или иным способам, не могут являться
причиной, препятствующей совместному диалогу по преодолению
общих для всех традиционных христиан вызовов мира. Несомненно, что
критическая ситуация, имеющая место в мире в настоящее время,
является поводом для сплочения обеих Церквей в сфере противостояния
вызовам агрессивного общества приемлемыми с точки зрения общей для
обеих деноминаций христианской этики, методами.
33
Глава 2. ПАПСКИЙ БЕЗОШИБОЧНЫЙ МАГИСТЕРИУМ В
СВЕТЕ КРИТИКИ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО
БОГОСЛОВИЯ
Как уже упоминалось выше, по мнению католиков Римский
престол обладает особыми благодатными преимуществами и занимает
исключительное место в Церкви, и в разрыве с ним инославные
христиане теряют всякую легитимность и право именоваться таковыми.
Кафедра Римского епископа также якобы непричастна заблуждению, а
папа не может быть судим даже церковной полнотой, которая обязана
безусловно повиноваться ему как в организационных вопросах, так и в
вопросах вероучения, не имея права не только изменить его решения, но
даже возразить.
Титул Римского понтифика одновременно объемлет понятия
«епископа Рима, наместника Христа, преемника князя апостолов,
верховного первосвященника Вселенской Церкви, суверена государства
- града Ватикана». Для любого католика папство есть
богоустановленный институт, в котором особые благодатные
прерогативы принадлежат только Римскому епископу. Так, новый
катехизис, утверждённый Иоанном Павлом II в 1992 г. в своём 881 - м
пункте гласит, что «…Господь поставил одного Симона,…Петра,
камнем Своей Церкви. Он поставил его пасти всё стадо…»
67
, а в 882 - м
пункте: «Папа, еп. Римский и преемник св. Петра, …имеет над
Церковью в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей
Церкви, полную верховную и вселенскую власть, которую он вправе
всегда свободно осуществлять»
68
.
67
Катехизис Католической Церкви. Стр. 221. Культурный центр «Духовная библиотека». Отпечатано с
оригинал - макета в ППП «Типография Наука». Москва. 10. 02. 2002г. URL:
file:///C:/Users/User/Downloads/Catechesis2002.pdf. (дата обращения: 10.11.2017).
68
Там же.
34
Получается, что РКЦ - это абсолютная монархия, а папа - не
только возглавитель иерархии, главный организатор и руководитель
церковной жизни, он ещё якобы и носитель всей полноты власти,
никому не подсудный и никому не обязанный отчётом самодержец.
Личная власть его несоизмеримо больше соборной власти епископов.
Основной целью данной главы является: 1. рассмотреть основные
догматические отклонения РКЦ; 2. произвести краткий обзор и анализ
принятия РКЦ догмата о папском примате; 3. проанализировать первые
два пункта через призму авторитета святоотеческого богословия.
Глава 2.1. Осмысление властных папских амбиций в свете решений
I Ватиканского Собора
Примат Римского епископа формировался в течение веков и
официально получил догматическое обличие 18 июля 1870 г. на I
Ватиканском Соборе
69
. Одновременно это событие показало высокую
дисциплину и силу католической организации, но также и её духовную
слабость. Приверженцы догмата о примате утверждают, что эта
доктрина имела место в Церкви изначально, но сами условия принятия
его на Соборе доказывают обратное, что описано прот. С. Булгаковым
70
.
Догмат гласит, что еп. Рима является верховным и непогрешимым,
неподсудным и неподотчётным. Однако за историю РКЦ бывали случаи,
когда кафедру «преемников св. Петра» занимали одновременно
69
Протоколы этого Собора опубликованы в собрании Mansi. МАНСИ И.Д. ЕД.) MANSI G.D (ED.) -
СВЯТЫХ СОБОРОВ НОВОЕ И ОБШИРНЕЙШЕЕ СОБРАНИЕ, ТТ.1-53 / SAKRORUM
CONCILIORUM NOVA, ET AMPLISSIMA COLLECTIO, T.1-53. 1901-1927.
70
«...состав собора был заранее подобран, причём, было обеспечено послушное папе большинство.
Это было достигнуто тем, что кроме реальных, представляющих свою епархию епископов, в состав
собора было введено значительное количество титулярных епископов, никакой епархии не
представляющих и в сущности являющихся просто послушными чиновниками папских
консисторий, а то, даже, и вовсе не епископов, - кардиналов, орденских генералов » / Булгаков С.,
прот. Очерки учения о Церкви. IV. О Ватиканском догмате // Путь. 1929. 15.стр.41-49. URL:
http://www.runivers.ru/upload/iblock/3d9/Put_N15__02.1929.zip%20u2l.pdf./ (дата обращения:
05.10.2017).
35
несколько пап, а так как в католических канонических трактатах папа
есть высшая и особая степень священства, то становится непонятным -
кто из епископов на тот момент им являлся? Зададимся ещё одним
вопросом: где остаётся вся полнота и непогрешимость церковной власти
в то время, когда умирает (или низлагается) занимающий кафедру папа и
долгое время, даже более двух лет, кафедра пустует? Выходит, что
Церковь может обходиться без папы? Значит, не Церковь является
вотчиной папства. Она в это время (без папы) восполняет его отсутствие.
И она же (РКЦ), как мы знаем из истории, в лице своих соборов судила и
низлагала пап без всяких на то возражений со стороны церковной власти.
Существуют даже факты, что папский примат отрицался на некоторых
соборах РКЦ, поэтому эти соборы не признаются имеющими
канонической силы
71
.
Глава 2.1.1. Основные отклонения РКЦ от вероучения Вселенской
Церкви
В данной подглаве необходимо остановиться на пунктах,
содержащих существенные изменения апостольских догматов с целью
показать масштаб заблуждений РКЦ. В первую очередь это лжеучение
об исхождении Св. Духа не только от Бога - Отца, но и от Сына (filioque),
которое явилось одной из основных догматических причин разделения
Церквей и до сих пор остаётся вероучительным заблуждением
католичества, препятствующим возможному единению.
Принимая во внимание трудности богословского осмысления
образа троичного бытия Третьего Лица Св. Троицы, православное
сознание в любом случае не может согласиться с фактом произвольного
71
«Мы разумеем, конечно, большие реформаторские Соборы, бывшие в Констанце и Базеле. Из
которых первый в одной части римской Церковью признаётся как Вселенский Собор, а второй
вовсе не признаётся» ам же. С.52 -53/
36
изменения соборно утверждённого Символа Веры, что остаётся на
совести духовных вождей Западной Церкви.
Во-вторых, это искажение учения о Церкви, порождённое
гипертрофированными представлениями о папской верховной власти.
Некоторые православные исследователи
72
связывают такое
преобладание земного образа Церкви над её таинственной природой с
ущербным восприятием Св. Духа под влиянием filioque. Духовная
составляющая бытия Церкви оказалась догматически уменьшенной и за
счёт этого значительно увеличилась её материально-внешняя сторона,
т.е. власть земная в лице Римского понтифика и учение о его якобы
учительной непогрешимости.
Ни одно из заблуждений РКЦ не порождало такого соблазна в
христианском мире как этот лжедогмат, т.к. истина, которая
принадлежит только всей Церкви, не может быть зависима от одной
персоны. Такое понятие совершенно немыслимо для православного
веросознания
73
.
В-третьих, это совершенно искажённый взгляд на отношения
между Богом и человеком, что выразилось в неправильном понимании
католиками природы первородного греха, спасения и загробной участи
человека - в грехопадении человек лишился укрепляющей Божией
благодати, которая была изъята из его природы, вследствие чего он
носит в себе бремя Божьего гнева. В католицизме не человек меняет
своё отношение к Богу после первородного греха, но Бог изменяет Своё
72
Катанский А. Л.(1836-1919), проф. Об исхождении Св. Духа: по поводу старокатолического вопроса.
/ Азбука веры. Православная библиотека. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Katanskij/ob-
ishozhdenii-sv-duha-po-povodu-starokatolicheskogo-voprosa/#note17_return (дата обращения 04.04.2018)
73
Так гласит Окружное послание Восточных Патриархов: "Св. отцы ... научают нас, чтобы мы не по
престолу судили о православии, но о самом престоле и седящем на престоле - по божественным
Писаниям, по соборным уставам и определениям и по вере, всем проповеданной, т.е. по
православию непрерывного учения Церкви". Окружное послание Единой, Святой Соборной и
Апостольской Церкви ко всем Православным христианам. 6 мая 1848 г. §11 / URL:
http://krotov.info/acts/19/1840/18480506.html (дата обращения: 23.12.2017).
37
отношение к Нему. Человек лишается благодатной милости Бога. Это
возвращение к образу Ветхозаветного Судии, поставившего ангела с
огненным мечом у входа в рай и отсекающего от Себя человека.
Последовательное развитие такого лжеучения неизбежно приводит
сознание западного христианства к косвенному отрицанию смысла и
ценности дел добра и самого добра как такового. "Собственно говоря,
дела человеку не нужны, не должны иметь оправдательной силы"
74
.
Вследствие такого учения деятели Реформации вполне справедливо
обвиняли католичество в подмене Нового Завета Ветхим.
Православие же не решается видеть в Боге вражду к человеку, т.к.
"не Бог враждует против нас, но мы - против Него. Бог же никогда не
враждует"
75
. Человек сам уходит по стопам блудного сына «на страну
далече», отвергая неизменную любовь Божию и полагая ветхозаветную
вражду между Ним и родом человеческим. "Грех удаляет человека от
Бога, а не Бога - от человека"
76
.
Следующее - это лжеучение о непорочном зачатии Девы Марии.
догматизация которого стала следствием идеи догматического развития,
усвоенного РКЦ, что ещё более отдалило католиков от наследия Церкви
Вселенской.
Чтобы воплотиться и стать совершенным человеком, Бог Слово
нуждался в совершенной, не заражённой грехом природе, поэтому якобы
было необходимо присвоить Его Матери непричастность первородному
74
Сергий (Страгородский), патр. Московский и всея Руси. Православное учение о спасении.
URL: http://predanie.ru/sergiy-stragorodskiy-patriarh-moskovskiy-i-vseya-rusi/book/77976-pravoslavnoe-
uchenie-o-spasenii/#toc2 (дата обращения: 30.10.2017).
75
Иоанн Златоуст, свт. Беседы на 2-е послание к Коринфянам. Беседа 11 на 2 Кор.5:11. стр. 575.
Электронная библиотека Одинцовского благочиния.
URL: http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/10_2/11 (дата обращения: 29.10.2017).
76
Сергий (Страгородский), патр. Московский и всея Руси. Православное учение о спасении.
URL: http://predanie.ru/sergiy-stragorodskiy-patriarh-moskovskiy-i-vseya-rusi/book/77976-pravoslavnoe-
uchenie-o-spasenii/#toc2 (дата обращения: 30.10.2017).
38
греху и несмотря на естественное рождение, Пресвятая Дева по особой
благодати свыше уже в утробе матери пребывала в совершенном и
безгрешном состоянии, а Сын Божий прежде Своего воплощения и
крестной смерти уже распространил искупительное действие этой
благодати на Свою Пречистую Матерь, избавив Её от власти смерти.
Догмат о непорочном зачатии прямо противоречит Свящ.
Преданию, свидетельствующему о смерти Пресвятой Богородицы, так
как смерть есть прямое следствие первородного греха, ибо "одним
человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть" (Рим. 5:12) и породил
ещё одно заблуждение католицизма - лжеучение о Её телесном
вознесении на небо.
Столь обострённое внимание к Богородице происходит от
искажения идеи и образа Бога в религиозном сознании католиков
77
, так
как лучше обратиться к Богородице, видя в Ней заступницу более
близкую, чем Её Сын, и человека из плоти и крови, приближённого к
Престолу Господню, способного донести молитву грешника. Также это
учение искажает реальность Боговоплощения, когда Господь перестаёт
быть Сыном Человеческим, разделившим вся тяготы земной жизни. Он
отдаляется, а религиозное чувство начинает искать более человечного
замещения удалившемуся и желающему правосудия Богу.
Кроме того, в католицизме кроме авторитета Свящ. Писания и
Свящ. Предания канонизировано и учительство Церкви (т.е пап) как три
равноправных источника веры, что закреплено решением II
77
"Основной причиной этого мариологического воодушевления ... является утрата в средние века
католиками восприятия Христа Иисуса как Спасителя ... и превращение евангельского облика
Христова в облик Царя, Судии, законоположителя и мздовоздаятеля. Такая подмена ... привела к
отдалению души католика от своего Господа, от единого Посредника между Богом и людьми -
человека Иисуса, к разрушению внутреннего единения с Ним и к замене Его сознанием
юридической ответственности, которая существовала ещё в Ветхозаветной Церкви" / Михаил
(Мудьюгин), архиеп. Православная трактовка развития римско - католической мариологии за
последнее столетие. «Вестник Русского западно - европейского патриаршего Экзархата» 1966. №№
54/55. С.137.
39
Ватиканского Собора, что даёт возможность оправдывать самые
серьёзные изменения не только в церковной жизни, но и в понимании
истин веры и слова Божия
78
.
Глава 2.2. Реакция ярких представителей русской и зарубежной
православной богословской мысли XX в. на «монополию» пап в
вопросах веры и морали.
Как известно, в основании Церкви лежит исповедание Христа
Богом и вера в Него или лучше сказать Сам Господь. Ап. Петр первым
исповедал божественное достоинство своего Учителя, тем самым может
показаться, что он первым лёг в основание будущей Церкви. Но он там
не один, ибо по слову св. ап. Павла Церковь « …бывши утверждена на
основании апостолов и пророков» (Еф. 2,20)
79
. Из греческого текста
Нового Завета в этом месте мы видим, что речь идёт о подобных
«основаниях». Пребывающие в Церкви апостолы и пророки есть не
только определённые личности, но по полученной от Бога харизме и
своему служению в Церкви, это образ смиренного подчинения
Божественному гласу. «Послушание, по имени своему, - говорит свт.
Филарет Московский, - есть последование тому, что слышишь, т.е. как
наставление или как повеление».
«Каменность (Петра) есть его готовность отдаться в руки Божии,
как только услышана воля Божия. Поэтому Петр непременно
предполагает под собою прежде себя, Симона. Это типологическое
значение Симона - Петра делает его или, лучше сказать, его тип камнем,
78
«Католическая Церковь значительно расширяет канон Ветхого Завета, и, согласно определению
Тридентского Собора, включает в него неканониче