Направление подготовки: | Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций |
Квалификация: | Бакалавр |
Форма обучения: | Очная |
Закрепленная кафедра: | «Кафедра гуманитарных наук» |
Объем дисциплины |
Аннотация |
Вопросы по экзамену/зачету |
Рекомендуемая литература |
Методические пособия |
Всего часов | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
По ЗЕТ | 72 | |||||||||
По плану | 72 | |||||||||
В том числе | Контакт. раб. | 36 | ||||||||
СР | 36 | |||||||||
Контроль | ||||||||||
Распределение по курсам и семестрам | ||||||||||
1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс | |||||||
1 семестр | 2 семестр | 3 семестр | 4 семестр | 5 семестр | 6 семестр | 7 семестр | 8 семестр | |||
Лекции | 12 | |||||||||
Практические занятия | ||||||||||
Семинары | 24 | |||||||||
Самостоятельная работа | 36 | |||||||||
Контроль | ||||||||||
ЗЕТ | 2 |
1. Цели и задачи дисциплины
Цель — формирование у студентов духовной семинарии знаний об истории монотеистических религий, в частности иудаизма и ислама, рассмотрение их происхождения, развития и современного состояния.
Основными задачами курса являются:
- понимание специфики монотеистических религиозных систем как в богословском, так и в философско-религиоведческом аспекте; процессов взаимовлияния монотеистических религий на разных этапах их развития; их основных священных текстов; сакрального языка данных религий; понятийного аппарата религиоведческой науки;
- овладение навыками поиска, обработки и использования различной научной информации; работы с источниками и специальной литературой;
- развитие умений адаптировать и интерпретировать полученную информацию для учащихся и слушателей; исторического мышления; культуры мышления, речи и общения.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы (ОП)
Дисциплина «История монотеистических религий» является дисциплиной по выбору.
Для ее успешного изучения студент должен обладать следующими компетенциями:
- ОК-2: Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.
- ОК-6: Способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
- ОПК-2: Способность использовать базовые знания в области теологии при решении профессиональных задач.
- ПК-8: Способность применять базовые и специальные теологические знания к решению экспертно-консультативных задач, связанных с объектами профессиональной деятельности выпускника.
Приступая к освоению дисциплины, студент должен:
- знать этапы и особенности развития всемирной истории; основные факты из истории монотеистических религий в объеме программы средней школы (персоналии, термины и понятия); исторические даты важнейших событии мировой истории человечества;
- обладать умениями раскрывать причинно-следственные связи исторических явлений, событий и процессов; выявлять их социокультурное значение; определять их место и роль в истории религий; логически обосновать оценку событий, явлений и процессов системой аргументов строго в русле христианской традиции;
- владеть способами самостоятельной интерпретации исторических фактов; опытом отбора исторической информации в различных историографических и документальных источниках; опытом построения исторической информации в устной и письменной форме; опытом составления характеристики религиозного деятеля в контексте определенного исторического времени.
Дисциплина «История монотеистических религий» тесно связана с такими дисциплинами как «Священное Писание Ветхого Завета», «Священное Писание Нового Завета», «Догматическое богословие», «Основное богословие», «Апологетика», «Гомилетика», «Миссиология», «Миссионерское служение в современном мире» и тд.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Шифр и формулировка компетенции | Перечень компонентов | Средства формирования | Средства оценивания |
|
|||
ОК-2: способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции. |
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
ОК-6: способность работать в коллективе, толерантно восприни-мать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. |
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
ОПК-2: способность использовать базовые знания в области теологии при решении профессиональных задач. |
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
ПК-8: способность применять базовые и специальные теологические знания к решению экспертно-консультативных задач, связанных с объектами профессиональной деятельности выпускника. |
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
4. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела (в дидактических единицах) |
1 | Введение в курс «История монотеистических религий». |
Ключевые проблемы курса. Особенности источников. Понятие «монотеизм». Христианство и монотеистические нехристианские религии: проблематика вопроса «У нас с вами ведь один Бог». Позиция Православной Церкви по этому вопросу. Взаимоотношения с иудаизмом и исламом согласно новейшим нормативным документам РПЦ. История взаимоотношений Христианства с нехристианскими монотеистическими религиями. Культурная проблематика. Вопросы полемики с иудеями и мусульманами в истории Христианской Церкви в древности и на современном этапе. Памятники христианской письменности данной направленности. |
2 | Иудаизм. |
Проблема периодизации истории еврейского народа. Иудейский народ и Израильское царство до XI в. до н.э. Талмудический период: еврейская государственность на рубеже нашей эры; национальные религиозные школы в Палестине и еврейские центры в Месопотамии. Раввинистический (постталмудический) период: формирование раввината; еврейская диаспора в различных странах Европы; появление новых направлений иудаизма. Современная эпоха (эпоха Третьего храма): движение за возвращение на историческую родину; зарождение сионизма; холокост; субэтнические группы евреев (ашкеназы, сефарды, фалаши, кочинские и горские евреи и тд.). Священные и ключевые тексты. Танах (свод библейских текстов). Талмуд и его состав (Мишна и Гемара, Галаха и Аггада). Другие значимые книги (Мишне Тора, Шулхан арух). Важнейшие доктрины и концепции иудаизма (монотеизм, идея избранничества, концепция Завета, доктрина Мессии). Конфессиональная ситуация и направления иудаизма в современном мире. Ортодоксальный иудаизм (литваки, хасиды, хабад, ортодоксальный модернизм и религиозный сионизм). Реформистский иудаизм (умеренный и радикальный). Консервативный иудаизм и его основатели. Караимы как этно-культурный феномен. Иудейский мистицизм (система философских взглядов Каббалы). Роль иудаизма в современном мире. Статистические данные. Иудеи в России и странах СНГ. История иудаизма в Ярославской области. |
3 | Ислам. |
Предпосылки зарождения ислама. Социально-экономические и этнополитические отношения в Аравии накануне появления ислама. Уровень материальной культуры и религиозная ситуация в Аравии доисламского периода VI – VII вв. (особенности эпохи джахилийи – язычества, Христианство и иудаизм в Аравии, ханифы, «пророки» доисламского мира). Положение Мекки и святилище Каабы. Идейные факторы складывания исламского вероучения. Внешние геополитические факторы появления новой религии. Мухаммад и его проповедь. Исторические источники о жизни Мухаммада (происхождение, детство, первый брак, жизнь до 40 лет, первое «откровение», начало проповеди в Мекке и за ее пределами, военные столкновения и походы, смерть Мухаммада). Хиджра и мусульманский календарь. Оценка личности исламского пророка с позиции Православия. Правление «праведных халифов». Арабские завоевания после смерти Мухаммада и формирование исламского мира. Коран и коранистика. Характеристика структуры и содержания. Специфика чтения. Восприятие Корана мусульманами. История создания и «канонизации» текста Корана и его разных редакций. Проблемы сохранности текста Корана. Появление кодекса Усмана. Текст Корана (легенды, притчи, эпические сказания, элементы полемики, культово-обрядовой практики, коранические сюжеты и образы, восходящие к библейскому кругу). Хронология коранических аятов. Современный порядок сур в Коране и принцип их расположения. «Отменяющие» и «отмененные» аяты в Коране. Неполнота раскрытия определенных тем в Коране. Вероучение ислама. «Шесть основ веры». Иман как вся вера в совокупности. Вера в Аллаха. Вера в ангелов. Вера в святость Писания. Вера в посланников ( образ Иисуса Христа в исламе, другие посланники Аллаха). Вера в Судный день и исламские представления о рае и посмертных страданиях. Вера в предопределение и проблема свободы воли. «Пять столпов ислама» (нормы этико-ритуального характера). Таухид (исповедание веры). Джихад как форма таухида. Намаз. Закят (милостыня). Ураза (практика постов). Хадж (паломничество и священные места мусульман). Сунна (исламское предание). Форма и содержание. Хадисы: структура, содержание и история записи. Категории хадисов. Суннитские и шиитские сборники хадисов. Суннитское богословие в Средние века: эволюция мусульманской теолого-философской мысли. Суфизм (мистический ислам). Проблема истоков и корней суфизма. Периодизация суфизма в средневековье. Философия суфизма и основа суфийского мировоззрения (покаяние, таваккул, бедность, терпение и тд). Концепция святости в суфизме. Суфийские ордена, школы, братства и авторитеты. Дервиши. Исламское право (шариат). Различные школы. Запрет на художественные изображения. Положение женщин в исламе. Отношение к христианам и тд. Основные направления в исламе. Понятие «халифат». Политическое противоборство в халифате при преемниках Мухаммада. Сущность и причины раскола в исламе и основные направления его последователей: сунниты, шииты, алавиты, друзы, ахмадийа. Историческое значение фундаментального раскола для исламского мира. Ислам в современном мире. Массовые религиозно-политические движения на мусульманском Востоке в XVIII – XX вв. Концепция «исламского государства». Исламский фундаментализм. Высшие исламские образовательные учреждения. Ислам в России и странах СНГ. Структурные единицы (муфтияты, джамааты и тд.). Статистические данные. |
Форма и время проведения аттестации | Вопросы по зачету |
---|---|
Форма проведения: Зачет |
|
Скачать (открыть) вопросы по зачету 4-го семестра |
Б1.Б… | Базовая часть |
---|---|
Б1.Б.10 | Патрология |
Б1.Б.11 | Нравственное богословие |
Б1.Б.13 | Введение в библистику |
Б1.Б.17 | Физическая культура и спорт |
Б1.Б.18 | Каноническое право |
Б1.Б.5 | Информатика |
Б1.Б.6 | История Древней Церкви |
Б1.Б.9 | Догматическое богословие |
Б1.В… | Вариативная часть |
---|---|
Б1.В.ОД.1 | Введение в специальность |
Б1.В.ОД.10 | Церковнославянский язык |
Б1.В.ОД.11 | Древнегреческий язык |
Б1.В.ОД.12 | Латинский язык |
Б1.В.ОД.13 | Новейшая история западных исповеданий |
Б1.В.ОД.17 | Пастырское богословие |
Б1.В.ОД.18 | Концепции современного естествознания |
Б1.В.ОД.19 | Русская религиозная мысль |
Б1.В.ОД.2 | История Русской Православной Церкви |
Б1.В.ОД.3 | История Поместных Церквей |
Б1.В.ОД.4 | Литургика |
Б1.В.ОД.5 | Апологетика |
Б1.В.ОД.7 | Риторика |
Б1.В.ОД.8 | Гомилетика |
Б1.В.ОД.9 | Русская патрология |
Б1.В.ДВ… | Дисциплины по выбору |
---|---|
Б1.В.ДВ.1 | История религий |
Б1.В.ДВ.1 | История архаических религий |
Б1.В.ДВ.1.1 | История монотеистических религий |
Б1.В.ДВ.1.2 | История архаических религий |
Б1.В.ДВ.2 | Стилистика русского языка |
Б1.В.ДВ.2 | Русский язык и культура речи |
Б1.В.ДВ.3 | Русская литература |
Б1.В.ДВ.3 | Христианство и литература |
Б1.В.ДВ.4 | Второй иностранный язык |
Б1.В.ДВ.5 | Педагогика |
Б1.В.ДВ.6 | Психология |
Б1.В.ДВ.6 | Возрастная психология |
Б1.В.ДВ.7 | Церковнославянское чтение |
Б1.В.ДВ.8 | Церковное пение |
Б1.В.ДВ.8 | Певческий тренинг |
Б1.В.ДВ.9 | Практикум по церковному пению |
Б1.В.ДВ.9 | Хор (хоровое пение) |
Б2… | Практики |
---|---|
ФТД… | Факультативы |
---|---|
ФТД.2 | Музееведение |
ФТД.3 | Византология |