История мировых нехристианских религий

1. Цели и задачи дисциплины

Цель — формирование у студентов духовной семинарии знаний об истории мировых религий, рассмотрение их происхождения, развития и современного состояния.

Основными задачами курса являются:

  • понимание специфики различных религиозных систем как в богословском, так и в философско-религиоведческом аспекте; процессов взаимовлияния религий на разных этапах их развития; основных священных текстов; сакрального языка той или иной религии; понятийного аппарата религиоведческой науки;
  • овладение навыками поиска, обработки и использования различной научной информации; работы с источниками и специальной литературой;
  • развитие умений адаптировать и интерпретировать полученную информацию для учащихся и слушателей; исторического мышления; культуры мышления, речи и общения.

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы (ОП)

Дисциплина включена в базовую часть ОП.

Для успешного изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:

  • ОК-2: Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.
  • ОК-6: Способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
  • ОПК-2: Способность использовать базовые знания в области теологии при решении профессиональных задач.
  • ПК-8: Способность применять базовые и специальные теологические знания к решению экспертно-консультативных задач, связанных с объектами профессиональной деятельности выпускника.

Приступая к освоению дисциплины, студент должен:

  • знать:
    • этапы и особенности развития всемирной истории;
    • основные тенденции исторического развития мировых религий;
    • основные факты истории религий, персоналии, термины и понятия;
    • исторические даты важнейших событии мировой истории человечества;
  • обладать:
    • умениями раскрывать причинно-следственные связи исторических явлений, событий, процессов;
    • выявлять их социокультурное значение;
    • определять их место и роль в истории религий;
    • логически обосновать собственную оценку событий, явлений и процессов системой аргументов;
  • владеть:
    • способами самостоятельной интерпретации исторических фактов;
    • опытом отбора исторической информации в различных историографических и документальных источниках;
    • опытом построения исторической информации в устной и письменной форме;
    • опытом составления характеристики исторического деятеля в контексте определенного исторического времени.

Дисциплина «История мировых нехристианских религий» тесно связана с такими дисциплинами как «Священное Писание Ветхого Завета», «Священное Писание Нового Завета», «Догматическое богословие», «Основное богословие», «Апологетика», «Гомилетика», «Миссиология», «Миссионерское служение в современном мире» и тд.

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Шифр и формулировка компетенцииПеречень компонентовСредства формированияСредства оценивания
  • Общекультурные компетенции: ОК-2, ОК-6.
  • Общепрофессиональные компетенции: ОПК-2.
  • Профессиональные компетенции: ПК-8.

ОК-2:

способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции

Знать:

  • структуру, методологию и критерии современной исторической науки;
  • предметную область исторической науки, ее формирование и развитие;
  • методологию исторических исследований.

Уметь:

  • применять полученные знания в области истории мировых нехристианских религий в профессиональной деятельности;
  • ориентироваться в области исторических знаний;
  • работать с источниками и специальной литературой по истории мировых нехристианских религий.

Владеть:

  • навыками исследовательской работы;
  • специальной терминологией, отражающей особенность изучаемой дисциплины;
  • способами сбора и анализа необходимой исторической информации;
  • методами проведения исторических и религиоведческих исследований и выявления причинно-следственных связей.
  • Внеаудиторная самостоятельная работа.
  • Выбор информационных источников.
  • Работа с компьютерными базами данных.
  • Подготовка к семинарским занятиям.
  • Подготовка эссе, докладов и рефератов.
  • Составление глоссария.
  • Вопросы для фронтального устного/письменного опроса.
  • Темы эссе и докладов к семинарским занятиям (в соответствии с вопросами семинаров).
  • Темы рефератов, индивидуальные задания в тестовой форме и терминологические диктанты.

ОК-6:

Способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Знать:

  • актуальные проблемы во взаимоотношениях в религиозных организациях в различных аспектах и в исторической ретроспективе.

Уметь:

  • анализировать и использовать полученную информацию в учебной и профессиональной деятельности.

Владеть:

  • навыками использования приобретенных исторических и религиоведческих знаний с учетом типологии, конфессиональных и иных особенностей.
  • Внеаудиторная самостоятельная работа.
  • Выбор информационных источников.
  • Работа с компьютерными базами данных.
  • Подготовка к семинарским занятиям.
  • Подготовка эссе, докладов и рефератов.
  • Составление глоссария.
  • Вопросы для фронтального устного/письменного опроса.
  • Темы эссе и докладов к семинарским занятиям (в соответствии с вопросами семинаров).
  • Темы рефератов, индивидуальные задания в тестовой форме и терминологические диктанты.

ОПК-2:

Способность использовать базовые знания в области теологии при решении профессиональных задач.

Знать:

  • основные профессиональные функции пастыря Церкви;
  • теологические основы профессиональной деятельности;
  • способы оценки своей деятельности с учетом целей и задач пастырского служения.

Уметь:

  • работать с историческими источниками и исследовательской литературой в области истории мировых нехристианских религий для поиска разрешения возникающих проблем в ходе осуществления профессиональной деятельности;
  • использовать теологическую и церковно-историческую терминологию для подготовки необходимых документов и грамотного участия в дискуссиях в области истории мировых нехристианских религий;
  • корректно выражать и аргументированно обосновывать основные богословские и исторические положения;
  • анализировать, делать обоснованные выводы, проводить сравнения, управлять информацией, принимать решения.
  • Внеаудиторная самостоятельная работа. 
  • Выбор информационных источников, работа с компьютерными базами данных.
  • Подготовка к семинарским занятиям.
  • Подготовка эссе, докладов и рефератов, составление глоссария.
  • Вопросы для фронтального устного/письменного опроса.
  • Темы эссе и докладов к семинарским занятиям (в соответствии с вопросами семинаров).
  • Темы рефератов, индивидуальные задания в тестовой форме и терминологические диктанты.

ПК-8:

Способность применять базовые и специальные теологические знания к решению экспертно-консультативных задач, связанных с объектами профессиональной деятельности выпускника

Знать:

  • нормативно-правовые акты РФ, касающиеся религиозных организаций;
  • базовые понятия из основных разделов теологической науки;
  • теологические основы профессиональной деятельности;
  • актуальные проблемы во взаимоотношениях в религиозных организациях в различных аспектах и в исторической ретроспективе.

Уметь:

  • анализировать историю мировых нехристианских религий с правовой точки зрения тех стран, на территории которых эта религия исповедуется;
  • работать с литературой и источниками по истории мировых нехристианских религий.

Владеть:

  • современными статистическими данными о деятельности мировых нехристианских религий;
  • методами проведения научного исторического исследования.
  • Внеаудиторная самостоятельная работа.
  • Выбор информационных источников, работа с компьютерными базами данных.
  • Подготовка к семинарским занятиям.
  • Подготовка эссе, докладов и рефератов, составление глоссария.
  • Вопросы для фронтального устного/письменного опроса.
  • Темы эссе и докладов к семинарским занятиям (в соответствии с вопросами семинаров).
  • Темы рефератов, индивидуальные задания в тестовой форме и терминологические диктанты.

Уровни формирования компетенций определяются по Паспорту компетенций формируемых у обучающихся при освоении образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 «Теология» (Приложение 1).

4. Содержание разделов дисциплины


п/п
Наименование раздела дисциплиныСодержание раздела (в дидактических единицах)
1Введение в курс «История мировых нехристианских религий».

Ключевые проблемы курса, особенности источников.

2Религии Древней Индии.

Ведическая религия, священные тексты. Пантеон Вед, функции, атрибуты, ритуалы. Трансформация ведической религии, боги Атхарваведы. Брахманизм. Священные книги. Брахманы и их статус. Система Веданты. Характерные черты древнейшей религиозной системы Индии. Возникновение оппозиционных учений.

3Джайнизм.

Причины возникновение, деятельности Махавира Джины. Священные тексты. Особенности космогонических представлений. Проблема человека Мокша, нирвана. Этика джайнов. Триратна, йога.  Аскеты-джайны. Дигамбары, шветамбары. Роль джайнизма в истории и культуре Индии.

4Буддизм.

Возникновения буддизма, характеристика источников. Личность Будды, суть его учения. Четыре благородные истины, священные тексты, буддийский пантеон, бодхисатвы. Понятия: «карма», «сансара», «нирвана». Буддизм Тхеравады и Махаяны. Распространение буддизма и причины его вытеснения из Индии. Дзен-буддизм, чань-буддизм. Роль буддизма в современном мире.

5Индуизм.

Возникновения индуизма. Источники. Основные даршаны. Традиция Бхаки, Шанкара, Веданта. Вишит-Адвайта, Рамануджа. Роль индуизма в жизни современного индийского общества.

6Ламаизм

Истоки и процесс возникновения, этапы развития. Священные тексты. Пантеон, особенности, вероучения и религиозной практики ламаистов. Распространение ламаизма. Деятельность Цзонхавы, Будда Майтрейя, бодисаттвы, почитание идамов. Понятия: «гуру», «тантра», «мантра», «янтра», «идамы». Далай-лама. Реформы ламаизма в XV – XVII вв. Ламаизм в Тибете. Роль ламаизма в жизни народов Востока.

7Конфуцианство.

Древний Китай (период Инь и Чжоу). Кризис эпохи «сражающихся царств». Возникновение конфуцианства, личность Кун-цзы и особенности его учения. «Луньюй». Конфуцианский канон, представления о человеке, государстве, особенности конфуцианской этики. Понятия: «Жень», «и», «ли», «цзюй-цзы». Роль церемониала, культ предков, нормы «сяо», культ семьи, конфуцианское воспитание. Эволюция конфуцианства после смерти Кун-цзы. Тансформация конфуцианства. Роль конфуцианства в жизни Китая.

8Даосизм.

Возникновение даосизма, Лао-цзы. Трактата «Дао дэ цзин». Космогония, пантеон, представления о человеке, государстве, правителе. Культовая практика. Эволюция даосизма. Чжуан-цзы. «Ле-цзы». Мистические практики, фэн-шуй, культ восьми бессмертных. Теократическое государство даосов. Роль даосизма в жизни Китая.

9Синтоизм.

Возникновение синтоизма, термин «синто». Личность императора. Пантеон. Аматерасу, «удзиги», «ками». Атрибуты богов, культовая практика синтоизма, до проникновения в Японию буддизм. Особенности древнеяпонской религии. Трансформация синтоизма взаимодействие с буддизмом и конфуцианством. Концепцию «Исэ синто», явление тэнноизма. Роль синтоизма в истории и культуре Японии.

10Сикхизм.

Истоки и причины возникновения сикхизма. Священные тексты. Особенности понимания Бога, представление о человеке. Гуру, «система сангат». Эволюция сикхизма с XVII века. Деятельность Арджуны. Священные тексты. Понятия «хальсе», кодекс «пяти к». Эволюция сикхизма в XVIII веке. Религиозные секты. Роль сикхизма в жизни Индии.

11Иудаизм.

Проблема периодизации истории еврейского народа: талмудический, раввинистический периоды и современная эпоха (эпоха Третьего храма). Движение за возвращение на историческую родину. Зарождение сионизма и холокост. Современные субэтнические группы евреев.

Священные и ключевые тексты. Танах и Талмуд. Другие значимые книги (Мишне Тора, Шулхан арух).

Доктрины и концепции иудаизма. Обрядовые традиции. Иудейские праздники.

Конфессиональная ситуация и направления иудаизма в современном мире: ортодоксальный, реформистский и консервативный иудаизм. Караимы.

Иудейский мистицизм (система философских взглядов Каббалы).

Роль иудаизма в современном мире. Статистические данные. Иудеи в России и странах СНГ. История иудаизма в Ярославской области.

12Ислам.

Предпосылки зарождения ислама. Аравия накануне появления ислама. Уровень материальной культуры и религиозная ситуация в Аравии доисламского периода VI – VII вв. (язычество, Христианство и иудаизм в Аравии, ханифы, «пророки» доисламского мира). Положение Мекки и святилище Каабы.

Мухаммад и его проповедь. Исторические источники о жизни Мухаммада (происхождение, детство, первый брак, жизнь до 40 лет, первое «откровение», начало проповеди в Мекке и за ее пределами, военные столкновения и походы, смерть Мухаммада). Хиджра и мусульманский календарь. Оценка личности исламского пророка с позиции Православия. Правление «праведных халифов». Арабские завоевания после смерти Мухаммада и формирование исламского мира.

Коран и коранистика. Характеристика структуры и содержания. Специфика чтения. Восприятие Корана мусульманами. История создания и «канонизации» текста Корана и его разных редакций. Проблемы сохранности текста Корана. Появление кодекса Усмана. Текст Корана. Хронология коранических аятов. Современный порядок сур в Коране и принцип их расположения.

Вероучение ислама. «Шесть основ веры». Вера в Аллаха, в ангелов, в святость Писания, в посланников, в Судный день. Исламские представления о рае и посмертных страданиях. Вера в предопределение и проблема свободы воли.

«Пять столпов ислама» (нормы этико-ритуального характера). Таухид (исповедание веры). Джихад как форма таухида. Намаз. Закят (милостыня). Ураза (практика постов). Хадж (паломничество и священные места мусульман).

Сунна (исламское предание). Форма и содержание. Хадисы: структура, содержание и история записи. Категории хадисов. Суннитские и шиитские сборники хадисов. Суннитское богословие в Средние века: эволюция мусульманской теолого-философской мысли.

Суфизм (мистический ислам). Проблема истоков и корней суфизма. Периодизация суфизма в средневековье. Философия суфизма и основа суфийского мировоззрения (покаяние, таваккул, бедность, терпение и тд). Концепция святости в суфизме. Суфийские ордена, школы, братства и авторитеты. Дервиши.

Исламское право (шариат).Различные школы. Запрет на художественные изображения. Положение женщин в исламе. Отношение к христианам и тд.

Основные направления в исламе. Сущность и причины раскола в исламе и основные направления его последователей: сунниты, шииты, алавиты, друзы, ахмадийа.. Историческое значение фундаментального раскола для исламского мира.

Ислам в современном мире. Концепция «исламского государства». Исламский фундаментализм. Высшие исламские образовательные учреждения. Ислам в России и странах СНГ. Структурные единицы (муфтияты, джамааты и тд.). Статистические данные.

13Религия современных внеписьменных народов.

Специфика религии современных внеписьменных народов. Особенности вероучения.

Абитуриенту

Очный сектор

Курсы повышение квалификации духовенства

Курсы подготовки церковных специалистов

Курсы для монашествующих