История мировых нехристианских религий

1. Цели и задачи дисциплины

Цель — формирование у студентов духовной семинарии знаний об истории мировых религий, рассмотрение их происхождения, развития и современного состояния.

Основными задачами курса являются:

  • понимание специфики различных религиозных систем как в богословском, так и в философско-религиоведческом аспекте; процессов взаимовлияния религий на разных этапах их развития; основных священных текстов; сакрального языка той или иной религии; понятийного аппарата религиоведческой науки;
  • овладение навыками поиска, обработки и использования различной научной информации; работы с источниками и специальной литературой;
  • развитие умений адаптировать и интерпретировать полученную информацию для учащихся и слушателей; исторического мышления; культуры мышления, речи и общения.

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы (ОП)

Дисциплина включена в базовую часть ОП.

Для успешного изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:

  • ОК-2: Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.
  • ОК-6: Способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
  • ОПК-2: Способность использовать базовые знания в области теологии при решении профессиональных задач.
  • ПК-8: Способность применять базовые и специальные теологические знания к решению экспертно-консультативных задач, связанных с объектами профессиональной деятельности выпускника.

Приступая к освоению дисциплины, студент должен:

  • знать:
    • этапы и особенности развития всемирной истории;
    • основные тенденции исторического развития мировых религий;
    • основные факты истории религий, персоналии, термины и понятия;
    • исторические даты важнейших событии мировой истории человечества;
  • обладать:
    • умениями раскрывать причинно-следственные связи исторических явлений, событий, процессов;
    • выявлять их социокультурное значение;
    • определять их место и роль в истории религий;
    • логически обосновать собственную оценку событий, явлений и процессов системой аргументов;
  • владеть:
    • способами самостоятельной интерпретации исторических фактов;
    • опытом отбора исторической информации в различных историографических и документальных источниках;
    • опытом построения исторической информации в устной и письменной форме;
    • опытом составления характеристики исторического деятеля в контексте определенного исторического времени.

Дисциплина «История мировых нехристианских религий» тесно связана с такими дисциплинами как «Священное Писание Ветхого Завета», «Священное Писание Нового Завета», «Догматическое богословие», «Основное богословие», «Апологетика», «Гомилетика», «Миссиология», «Миссионерское служение в современном мире» и тд.

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Шифр и формулировка компетенции Перечень компонентов Средства формирования Средства оценивания
  • Общекультурные компетенции: ОК-2, ОК-6.
  • Общепрофессиональные компетенции: ОПК-2.
  • Профессиональные компетенции: ПК-8.

ОК-2:

способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции

Знать:

  • структуру, методологию и критерии современной исторической науки;
  • предметную область исторической науки, ее формирование и развитие;
  • методологию исторических исследований.

Уметь:

  • применять полученные знания в области истории мировых нехристианских религий в профессиональной деятельности;
  • ориентироваться в области исторических знаний;
  • работать с источниками и специальной литературой по истории мировых нехристианских религий.

Владеть:

  • навыками исследовательской работы;
  • специальной терминологией, отражающей особенность изучаемой дисциплины;
  • способами сбора и анализа необходимой исторической информации;
  • методами проведения исторических и религиоведческих исследований и выявления причинно-следственных связей.
  • Внеаудиторная самостоятельная работа.
  • Выбор информационных источников.
  • Работа с компьютерными базами данных.
  • Подготовка к семинарским занятиям.
  • Подготовка эссе, докладов и рефератов.
  • Составление глоссария.
  • Вопросы для фронтального устного/письменного опроса.
  • Темы эссе и докладов к семинарским занятиям (в соответствии с вопросами семинаров).
  • Темы рефератов, индивидуальные задания в тестовой форме и терминологические диктанты.

ОК-6:

Способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Знать:

  • актуальные проблемы во взаимоотношениях в религиозных организациях в различных аспектах и в исторической ретроспективе.

Уметь:

  • анализировать и использовать полученную информацию в учебной и профессиональной деятельности.

Владеть:

  • навыками использования приобретенных исторических и религиоведческих знаний с учетом типологии, конфессиональных и иных особенностей.
  • Внеаудиторная самостоятельная работа.
  • Выбор информационных источников.
  • Работа с компьютерными базами данных.
  • Подготовка к семинарским занятиям.
  • Подготовка эссе, докладов и рефератов.
  • Составление глоссария.
  • Вопросы для фронтального устного/письменного опроса.
  • Темы эссе и докладов к семинарским занятиям (в соответствии с вопросами семинаров).
  • Темы рефератов, индивидуальные задания в тестовой форме и терминологические диктанты.

ОПК-2:

Способность использовать базовые знания в области теологии при решении профессиональных задач.

Знать:

  • основные профессиональные функции пастыря Церкви;
  • теологические основы профессиональной деятельности;
  • способы оценки своей деятельности с учетом целей и задач пастырского служения.

Уметь:

  • работать с историческими источниками и исследовательской литературой в области истории мировых нехристианских религий для поиска разрешения возникающих проблем в ходе осуществления профессиональной деятельности;
  • использовать теологическую и церковно-историческую терминологию для подготовки необходимых документов и грамотного участия в дискуссиях в области истории мировых нехристианских религий;
  • корректно выражать и аргументированно обосновывать основные богословские и исторические положения;
  • анализировать, делать обоснованные выводы, проводить сравнения, управлять информацией, принимать решения.
  • Внеаудиторная самостоятельная работа. 
  • Выбор информационных источников, работа с компьютерными базами данных.
  • Подготовка к семинарским занятиям.
  • Подготовка эссе, докладов и рефератов, составление глоссария.
  • Вопросы для фронтального устного/письменного опроса.
  • Темы эссе и докладов к семинарским занятиям (в соответствии с вопросами семинаров).
  • Темы рефератов, индивидуальные задания в тестовой форме и терминологические диктанты.

ПК-8:

Способность применять базовые и специальные теологические знания к решению экспертно-консультативных задач, связанных с объектами профессиональной деятельности выпускника

Знать:

  • нормативно-правовые акты РФ, касающиеся религиозных организаций;
  • базовые понятия из основных разделов теологической науки;
  • теологические основы профессиональной деятельности;
  • актуальные проблемы во взаимоотношениях в религиозных организациях в различных аспектах и в исторической ретроспективе.

Уметь:

  • анализировать историю мировых нехристианских религий с правовой точки зрения тех стран, на территории которых эта религия исповедуется;
  • работать с литературой и источниками по истории мировых нехристианских религий.

Владеть:

  • современными статистическими данными о деятельности мировых нехристианских религий;
  • методами проведения научного исторического исследования.
  • Внеаудиторная самостоятельная работа.
  • Выбор информационных источников, работа с компьютерными базами данных.
  • Подготовка к семинарским занятиям.
  • Подготовка эссе, докладов и рефератов, составление глоссария.
  • Вопросы для фронтального устного/письменного опроса.
  • Темы эссе и докладов к семинарским занятиям (в соответствии с вопросами семинаров).
  • Темы рефератов, индивидуальные задания в тестовой форме и терминологические диктанты.

Уровни формирования компетенций определяются по Паспорту компетенций формируемых у обучающихся при освоении образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 «Теология» (Приложение 1).

4. Содержание разделов дисциплины


п/п
Наименование раздела дисциплины Содержание раздела (в дидактических единицах)
1 Введение в курс «История мировых нехристианских религий».

Ключевые проблемы курса, особенности источников.

2 Религии Древней Индии.

Ведическая религия, священные тексты. Пантеон Вед, функции, атрибуты, ритуалы. Трансформация ведической религии, боги Атхарваведы. Брахманизм. Священные книги. Брахманы и их статус. Система Веданты. Характерные черты древнейшей религиозной системы Индии. Возникновение оппозиционных учений.

3 Джайнизм.

Причины возникновение, деятельности Махавира Джины. Священные тексты. Особенности космогонических представлений. Проблема человека Мокша, нирвана. Этика джайнов. Триратна, йога.  Аскеты-джайны. Дигамбары, шветамбары. Роль джайнизма в истории и культуре Индии.

4 Буддизм.

Возникновения буддизма, характеристика источников. Личность Будды, суть его учения. Четыре благородные истины, священные тексты, буддийский пантеон, бодхисатвы. Понятия: «карма», «сансара», «нирвана». Буддизм Тхеравады и Махаяны. Распространение буддизма и причины его вытеснения из Индии. Дзен-буддизм, чань-буддизм. Роль буддизма в современном мире.

5 Индуизм.

Возникновения индуизма. Источники. Основные даршаны. Традиция Бхаки, Шанкара, Веданта. Вишит-Адвайта, Рамануджа. Роль индуизма в жизни современного индийского общества.

6 Ламаизм

Истоки и процесс возникновения, этапы развития. Священные тексты. Пантеон, особенности, вероучения и религиозной практики ламаистов. Распространение ламаизма. Деятельность Цзонхавы, Будда Майтрейя, бодисаттвы, почитание идамов. Понятия: «гуру», «тантра», «мантра», «янтра», «идамы». Далай-лама. Реформы ламаизма в XV – XVII вв. Ламаизм в Тибете. Роль ламаизма в жизни народов Востока.

7 Конфуцианство.

Древний Китай (период Инь и Чжоу). Кризис эпохи «сражающихся царств». Возникновение конфуцианства, личность Кун-цзы и особенности его учения. «Луньюй». Конфуцианский канон, представления о человеке, государстве, особенности конфуцианской этики. Понятия: «Жень», «и», «ли», «цзюй-цзы». Роль церемониала, культ предков, нормы «сяо», культ семьи, конфуцианское воспитание. Эволюция конфуцианства после смерти Кун-цзы. Тансформация конфуцианства. Роль конфуцианства в жизни Китая.

8 Даосизм.

Возникновение даосизма, Лао-цзы. Трактата «Дао дэ цзин». Космогония, пантеон, представления о человеке, государстве, правителе. Культовая практика. Эволюция даосизма. Чжуан-цзы. «Ле-цзы». Мистические практики, фэн-шуй, культ восьми бессмертных. Теократическое государство даосов. Роль даосизма в жизни Китая.

9 Синтоизм.

Возникновение синтоизма, термин «синто». Личность императора. Пантеон. Аматерасу, «удзиги», «ками». Атрибуты богов, культовая практика синтоизма, до проникновения в Японию буддизм. Особенности древнеяпонской религии. Трансформация синтоизма взаимодействие с буддизмом и конфуцианством. Концепцию «Исэ синто», явление тэнноизма. Роль синтоизма в истории и культуре Японии.

10 Сикхизм.

Истоки и причины возникновения сикхизма. Священные тексты. Особенности понимания Бога, представление о человеке. Гуру, «система сангат». Эволюция сикхизма с XVII века. Деятельность Арджуны. Священные тексты. Понятия «хальсе», кодекс «пяти к». Эволюция сикхизма в XVIII веке. Религиозные секты. Роль сикхизма в жизни Индии.

11 Иудаизм.

Проблема периодизации истории еврейского народа: талмудический, раввинистический периоды и современная эпоха (эпоха Третьего храма). Движение за возвращение на историческую родину. Зарождение сионизма и холокост. Современные субэтнические группы евреев.

Священные и ключевые тексты. Танах и Талмуд. Другие значимые книги (Мишне Тора, Шулхан арух).

Доктрины и концепции иудаизма. Обрядовые традиции. Иудейские праздники.

Конфессиональная ситуация и направления иудаизма в современном мире: ортодоксальный, реформистский и консервативный иудаизм. Караимы.

Иудейский мистицизм (система философских взглядов Каббалы).

Роль иудаизма в современном мире. Статистические данные. Иудеи в России и странах СНГ. История иудаизма в Ярославской области.

12 Ислам.

Предпосылки зарождения ислама. Аравия накануне появления ислама. Уровень материальной культуры и религиозная ситуация в Аравии доисламского периода VI – VII вв. (язычество, Христианство и иудаизм в Аравии, ханифы, «пророки» доисламского мира). Положение Мекки и святилище Каабы.

Мухаммад и его проповедь. Исторические источники о жизни Мухаммада (происхождение, детство, первый брак, жизнь до 40 лет, первое «откровение», начало проповеди в Мекке и за ее пределами, военные столкновения и походы, смерть Мухаммада). Хиджра и мусульманский календарь. Оценка личности исламского пророка с позиции Православия. Правление «праведных халифов». Арабские завоевания после смерти Мухаммада и формирование исламского мира.

Коран и коранистика. Характеристика структуры и содержания. Специфика чтения. Восприятие Корана мусульманами. История создания и «канонизации» текста Корана и его разных редакций. Проблемы сохранности текста Корана. Появление кодекса Усмана. Текст Корана. Хронология коранических аятов. Современный порядок сур в Коране и принцип их расположения.

Вероучение ислама. «Шесть основ веры». Вера в Аллаха, в ангелов, в святость Писания, в посланников, в Судный день. Исламские представления о рае и посмертных страданиях. Вера в предопределение и проблема свободы воли.

«Пять столпов ислама» (нормы этико-ритуального характера). Таухид (исповедание веры). Джихад как форма таухида. Намаз. Закят (милостыня). Ураза (практика постов). Хадж (паломничество и священные места мусульман).

Сунна (исламское предание). Форма и содержание. Хадисы: структура, содержание и история записи. Категории хадисов. Суннитские и шиитские сборники хадисов. Суннитское богословие в Средние века: эволюция мусульманской теолого-философской мысли.

Суфизм (мистический ислам). Проблема истоков и корней суфизма. Периодизация суфизма в средневековье. Философия суфизма и основа суфийского мировоззрения (покаяние, таваккул, бедность, терпение и тд). Концепция святости в суфизме. Суфийские ордена, школы, братства и авторитеты. Дервиши.

Исламское право (шариат).Различные школы. Запрет на художественные изображения. Положение женщин в исламе. Отношение к христианам и тд.

Основные направления в исламе. Сущность и причины раскола в исламе и основные направления его последователей: сунниты, шииты, алавиты, друзы, ахмадийа.. Историческое значение фундаментального раскола для исламского мира.

Ислам в современном мире. Концепция «исламского государства». Исламский фундаментализм. Высшие исламские образовательные учреждения. Ислам в России и странах СНГ. Структурные единицы (муфтияты, джамааты и тд.). Статистические данные.

13 Религия современных внеписьменных народов.

Специфика религии современных внеписьменных народов. Особенности вероучения.

Абитуриенту

Очный сектор

  • Расписание занятий
  • Учебно-календарный график
  • Учебные планы
  • Вопросы к экзаменам
  • Выпускные экзамены

Курсы повышение квалификации духовенства

Курсы подготовки церковных специалистов

Курсы для монашествующих