1. Цели и задачи дисциплины
Цель — формирование у студентов духовной семинарии знаний об истории мировых религий, рассмотрение их происхождения, развития и современного состояния.
Основными задачами курса являются:
- понимание специфики различных религиозных систем как в богословском, так и в философско-религиоведческом аспекте; процессов взаимовлияния религий на разных этапах их развития; основных священных текстов; сакрального языка той или иной религии; понятийного аппарата религиоведческой науки;
- овладение навыками поиска, обработки и использования различной научной информации; работы с источниками и специальной литературой;
- развитие умений адаптировать и интерпретировать полученную информацию для учащихся и слушателей; исторического мышления; культуры мышления, речи и общения.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы (ОП)
Дисциплина включена в базовую часть ОП.
Для успешного изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:
- ОК-2: Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.
- ОК-6: Способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
- ОПК-2: Способность использовать базовые знания в области теологии при решении профессиональных задач.
- ПК-8: Способность применять базовые и специальные теологические знания к решению экспертно-консультативных задач, связанных с объектами профессиональной деятельности выпускника.
Приступая к освоению дисциплины, студент должен:
- знать:
- этапы и особенности развития всемирной истории;
- основные тенденции исторического развития мировых религий;
- основные факты истории религий, персоналии, термины и понятия;
- исторические даты важнейших событии мировой истории человечества;
- обладать:
- умениями раскрывать причинно-следственные связи исторических явлений, событий, процессов;
- выявлять их социокультурное значение;
- определять их место и роль в истории религий;
- логически обосновать собственную оценку событий, явлений и процессов системой аргументов;
- владеть:
- способами самостоятельной интерпретации исторических фактов;
- опытом отбора исторической информации в различных историографических и документальных источниках;
- опытом построения исторической информации в устной и письменной форме;
- опытом составления характеристики исторического деятеля в контексте определенного исторического времени.
Дисциплина «История мировых нехристианских религий» тесно связана с такими дисциплинами как «Священное Писание Ветхого Завета», «Священное Писание Нового Завета», «Догматическое богословие», «Основное богословие», «Апологетика», «Гомилетика», «Миссиология», «Миссионерское служение в современном мире» и тд.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Шифр и формулировка компетенции | Перечень компонентов | Средства формирования | Средства оценивания |
|
|||
ОК-2: способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
ОК-6: Способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. |
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
ОПК-2: Способность использовать базовые знания в области теологии при решении профессиональных задач. |
Знать:
Уметь:
|
|
|
ПК-8: Способность применять базовые и специальные теологические знания к решению экспертно-консультативных задач, связанных с объектами профессиональной деятельности выпускника |
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
Уровни формирования компетенций определяются по Паспорту компетенций формируемых у обучающихся при освоении образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 «Теология» (Приложение 1).
4. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела (в дидактических единицах) |
1 | Введение в курс «История мировых нехристианских религий». |
Ключевые проблемы курса, особенности источников. |
2 | Религии Древней Индии. |
Ведическая религия, священные тексты. Пантеон Вед, функции, атрибуты, ритуалы. Трансформация ведической религии, боги Атхарваведы. Брахманизм. Священные книги. Брахманы и их статус. Система Веданты. Характерные черты древнейшей религиозной системы Индии. Возникновение оппозиционных учений. |
3 | Джайнизм. |
Причины возникновение, деятельности Махавира Джины. Священные тексты. Особенности космогонических представлений. Проблема человека Мокша, нирвана. Этика джайнов. Триратна, йога. Аскеты-джайны. Дигамбары, шветамбары. Роль джайнизма в истории и культуре Индии. |
4 | Буддизм. |
Возникновения буддизма, характеристика источников. Личность Будды, суть его учения. Четыре благородные истины, священные тексты, буддийский пантеон, бодхисатвы. Понятия: «карма», «сансара», «нирвана». Буддизм Тхеравады и Махаяны. Распространение буддизма и причины его вытеснения из Индии. Дзен-буддизм, чань-буддизм. Роль буддизма в современном мире. |
5 | Индуизм. |
Возникновения индуизма. Источники. Основные даршаны. Традиция Бхаки, Шанкара, Веданта. Вишит-Адвайта, Рамануджа. Роль индуизма в жизни современного индийского общества. |
6 | Ламаизм |
Истоки и процесс возникновения, этапы развития. Священные тексты. Пантеон, особенности, вероучения и религиозной практики ламаистов. Распространение ламаизма. Деятельность Цзонхавы, Будда Майтрейя, бодисаттвы, почитание идамов. Понятия: «гуру», «тантра», «мантра», «янтра», «идамы». Далай-лама. Реформы ламаизма в XV – XVII вв. Ламаизм в Тибете. Роль ламаизма в жизни народов Востока. |
7 | Конфуцианство. |
Древний Китай (период Инь и Чжоу). Кризис эпохи «сражающихся царств». Возникновение конфуцианства, личность Кун-цзы и особенности его учения. «Луньюй». Конфуцианский канон, представления о человеке, государстве, особенности конфуцианской этики. Понятия: «Жень», «и», «ли», «цзюй-цзы». Роль церемониала, культ предков, нормы «сяо», культ семьи, конфуцианское воспитание. Эволюция конфуцианства после смерти Кун-цзы. Тансформация конфуцианства. Роль конфуцианства в жизни Китая. |
8 | Даосизм. |
Возникновение даосизма, Лао-цзы. Трактата «Дао дэ цзин». Космогония, пантеон, представления о человеке, государстве, правителе. Культовая практика. Эволюция даосизма. Чжуан-цзы. «Ле-цзы». Мистические практики, фэн-шуй, культ восьми бессмертных. Теократическое государство даосов. Роль даосизма в жизни Китая. |
9 | Синтоизм. |
Возникновение синтоизма, термин «синто». Личность императора. Пантеон. Аматерасу, «удзиги», «ками». Атрибуты богов, культовая практика синтоизма, до проникновения в Японию буддизм. Особенности древнеяпонской религии. Трансформация синтоизма взаимодействие с буддизмом и конфуцианством. Концепцию «Исэ синто», явление тэнноизма. Роль синтоизма в истории и культуре Японии. |
10 | Сикхизм. |
Истоки и причины возникновения сикхизма. Священные тексты. Особенности понимания Бога, представление о человеке. Гуру, «система сангат». Эволюция сикхизма с XVII века. Деятельность Арджуны. Священные тексты. Понятия «хальсе», кодекс «пяти к». Эволюция сикхизма в XVIII веке. Религиозные секты. Роль сикхизма в жизни Индии. |
11 | Иудаизм. |
Проблема периодизации истории еврейского народа: талмудический, раввинистический периоды и современная эпоха (эпоха Третьего храма). Движение за возвращение на историческую родину. Зарождение сионизма и холокост. Современные субэтнические группы евреев. Священные и ключевые тексты. Танах и Талмуд. Другие значимые книги (Мишне Тора, Шулхан арух). Доктрины и концепции иудаизма. Обрядовые традиции. Иудейские праздники. Конфессиональная ситуация и направления иудаизма в современном мире: ортодоксальный, реформистский и консервативный иудаизм. Караимы. Иудейский мистицизм (система философских взглядов Каббалы). Роль иудаизма в современном мире. Статистические данные. Иудеи в России и странах СНГ. История иудаизма в Ярославской области. |
12 | Ислам. |
Предпосылки зарождения ислама. Аравия накануне появления ислама. Уровень материальной культуры и религиозная ситуация в Аравии доисламского периода VI – VII вв. (язычество, Христианство и иудаизм в Аравии, ханифы, «пророки» доисламского мира). Положение Мекки и святилище Каабы. Мухаммад и его проповедь. Исторические источники о жизни Мухаммада (происхождение, детство, первый брак, жизнь до 40 лет, первое «откровение», начало проповеди в Мекке и за ее пределами, военные столкновения и походы, смерть Мухаммада). Хиджра и мусульманский календарь. Оценка личности исламского пророка с позиции Православия. Правление «праведных халифов». Арабские завоевания после смерти Мухаммада и формирование исламского мира. Коран и коранистика. Характеристика структуры и содержания. Специфика чтения. Восприятие Корана мусульманами. История создания и «канонизации» текста Корана и его разных редакций. Проблемы сохранности текста Корана. Появление кодекса Усмана. Текст Корана. Хронология коранических аятов. Современный порядок сур в Коране и принцип их расположения. Вероучение ислама. «Шесть основ веры». Вера в Аллаха, в ангелов, в святость Писания, в посланников, в Судный день. Исламские представления о рае и посмертных страданиях. Вера в предопределение и проблема свободы воли. «Пять столпов ислама» (нормы этико-ритуального характера). Таухид (исповедание веры). Джихад как форма таухида. Намаз. Закят (милостыня). Ураза (практика постов). Хадж (паломничество и священные места мусульман). Сунна (исламское предание). Форма и содержание. Хадисы: структура, содержание и история записи. Категории хадисов. Суннитские и шиитские сборники хадисов. Суннитское богословие в Средние века: эволюция мусульманской теолого-философской мысли. Суфизм (мистический ислам). Проблема истоков и корней суфизма. Периодизация суфизма в средневековье. Философия суфизма и основа суфийского мировоззрения (покаяние, таваккул, бедность, терпение и тд). Концепция святости в суфизме. Суфийские ордена, школы, братства и авторитеты. Дервиши. Исламское право (шариат).Различные школы. Запрет на художественные изображения. Положение женщин в исламе. Отношение к христианам и тд. Основные направления в исламе. Сущность и причины раскола в исламе и основные направления его последователей: сунниты, шииты, алавиты, друзы, ахмадийа.. Историческое значение фундаментального раскола для исламского мира. Ислам в современном мире. Концепция «исламского государства». Исламский фундаментализм. Высшие исламские образовательные учреждения. Ислам в России и странах СНГ. Структурные единицы (муфтияты, джамааты и тд.). Статистические данные. |
13 | Религия современных внеписьменных народов. |
Специфика религии современных внеписьменных народов. Особенности вероучения. |