Направление подготовки: | Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций |
Квалификация: | Бакалавр |
Форма обучения: | Очная |
Закрепленная кафедра: | «Кафедра гуманитарных наук» |
Объем дисциплины |
Аннотация |
Вопросы по экзамену/зачету |
Рекомендуемая литература |
Методические пособия |
Всего часов | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
По ЗЕТ | 72 | |||||||||
По плану | 72 | |||||||||
В том числе | Контакт. раб. | 36 | ||||||||
СР | 36 | |||||||||
Контроль | ||||||||||
Распределение по курсам и семестрам | ||||||||||
1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс | |||||||
1 семестр | 2 семестр | 3 семестр | 4 семестр | 5 семестр | 6 семестр | 7 семестр | 8 семестр | |||
Лекции | 12 | |||||||||
Практические занятия | ||||||||||
Семинары | 24 | |||||||||
Самостоятельная работа | 36 | |||||||||
Контроль | ||||||||||
ЗЕТ | 2 |
1. Цели и задачи дисциплины
Цель — сформировать у студентов духовной семинарии системное представление о важнейших формах архаических религий для их критического осмысления и анализа с точки зрения православной христианской традиции.
Основными задачами курса являются:
- понимание специфики архаических религиозных систем как в богословском, так и в философско-религиоведческом аспекте; процессов взаимовлияния архаических религий на разных этапах их развития; их культовых особенностей;
- сакрального языка данных религий и понятийного аппарата религиоведческой науки;
- овладение навыками поиска, обработки и использования различной научной информации; работы с источниками и специальной литературой;
- развитие умений адаптировать и интерпретировать полученную информацию для ее использования в профессиональной деятельности; развитие культуры мышления, речи и общения.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы (ОП)
Дисциплина «История архаических религий» является дисциплиной по выбору.
Для ее успешного изучения студент должен обладать следующими компетенциями:
- ОК-2: Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.
- ОК-6: Способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
- ОПК-2: Способность использовать базовые знания в области теологии при решении профессиональных задач.
- ПК-8: Способность применять базовые и специальные теологические знания к решению экспертно-консультативных задач, связанных с объектами профессиональной деятельности выпускника.
Приступая к освоению дисциплины, студент должен:
- знать этапы и особенности истории человечества во взаимосвязи с религиозными представлениями (в объеме материала средней школы); исторические даты важнейших событии мировой истории человечества;
- обладать умениями раскрывать причинно-следственные связи исторических явлений, событий и процессов; выявлять их социокультурное значение; определять их место и роль в истории религий; логически обосновать оценку событий, явлений и процессов системой аргументов строго в русле христианской традиции;
- владеть способами самостоятельной интерпретации исторических фактов; опытом отбора исторической информации в различных историографических и документальных источниках; опытом построения исторической информации в устной и письменной форме.
Дисциплина «История архаических религий» тесно связана с такими предметами как «Священное Писание Ветхого Завета», «Священное Писание Нового Завета», «История монотеистических религий», «История мировых нехристианских религий», «Догматическое богословие», «Основное богословие», «Апологетика», «Гомилетика», «Миссиология», «Миссионерское служение в современном мире» и тд.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Шифр и формулировка компетенции | Перечень компонентов | Средства формирования | Средства оценивания |
|
|||
ОК-2: способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции. |
Знать:
Уметь:
|
|
|
ОК-6: способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. |
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
ОПК-2: Способность использовать базовые знания в области теологии при решении профессиональных задач. |
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
ПК-8 Способность применять базовые и специальные теологические знания к решению экспертно-консультативных задач, связанных с объектами профессиональной деятельности выпускника |
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
Уровни формирования компетенций определяются по Паспорту компетенций формируемых у обучающихся при освоении образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 «Теология» (Приложение 1).
4. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела (в дидактических единицах) |
1 | Введение в курс «История архаических религий» |
Ключевые проблемы курса. Особенности источников. Понятие «религия» и «архаическая» религия. Христианство и архаические религии. Позиция Православной Церкви по этому вопросу. История взаимоотношений Христианства с архаическими религиями. Культурная проблематика. Памятники христианской письменности данной направленности. |
2 | Религиозные представления эпохи палеолита, мезолита и неолита |
Общие особенности палеолитической эпохи. Археологические свидетельства о религиозных представлениях эпохи (погребения, наскальная живопись и тд.). Общие особенности мезолитической и неолитической эпох. Влияние хозяйствования и быта на религиозные представления (охоты. Сельского хозяйства, начала обработки металла). Религиозные памятники эпохи. |
3 | Шаманизм |
Понятие «шаманизм». Шаманизм как архаическая психотехника. Космологические представления в шаманизме. Шаман и его инициация. Шаманские религиозные практики и символика. |
4 | Религиозные представления эпохи мегалита |
Общие особенности эпохи мегалита. Типы мегалитических памятников и символика мегалитических построек. Культ мертвых. Ритуальная сторона религии мегалита. Женское начало. |
5 | Религия и культура шумерской цивилизации и Аккада |
Общие сведения о цивилизации Шумера. Шумерский пантеон и система религиозных взглядов. Шумерские мифы о происхождении Вселенной и человека. Древняя религиозная практика и ритуалы. Общие замечания о культуре Аккада. Пантеон и система религиозных взглядов. Мифология Аккада («Энуш элиш» и эпос о Гильгамеше). Ритуальная сторона аккадской религии. |
6 | Древний Египет |
Общие замечания о древнеегипетской цивилизации. Пантеон и специфика религиозных представлений. Священные древнеегипетские тексты. Космологические и антропологические представления древних египтян. Отношение к загробной жизни. Ритуальное значение личности фараона. |
7 | Религия и культура хеттов |
Общие замечания и археологические свидетельства. Краткий очерк хеттской истории. Хеттский пантеон и религиозные представления. Мифология и религиозная практика хеттов. |
8 | Религия и культура Восточного Средиземноморья |
Общая характеристика региона и его населения. Культурное и военное господство семитских племен (амореи и финикийцы). Культура и религиозные традиции Ханаана. Ханаанский пантеон и мифология. Ритуальная ханаанская практика. |
9 | Религия эгейской и Критомикенской цивилизации |
Общая характеристика региона в III – II тыс. до н. э. Археологические и исторические изыскания (роль Г. Шлимана в поисках Трои и тд.). Культура Кикладских островов. Минойская цивилизация и Крит в эпоху бронзового века. Критская религиозная символика и проблемы ее интерпретации. Минойский культ быка и его ритуальные особенности. Критская мифология. Погребальный культ и критская ритуальная практика. Микенская культура и археологические свидетельства. |
10 | Религия Древней Греции |
Особенности исторического и культурного развития Древней Греции. Периодизация древнегреческой истории. Религиозные представления древних греков: пантеон олимпийских богов, «младшие» боги и герои греческих мифов. Ритуальные особенности религии древних греков. Спорт как часть ритуальной традиции. Особенности древнегреческой космологии и антропологии. Представления о загробном мире. Взаимосвязь древнегреческой религии и философии. Элевсинские и дионисийские мистерии. Миф о Деметре и Персефоне. Внутренний смысл и ритуальная практика элевсинских мистерий. Дионис как центральный персонаж дионисийских мистерий и мифы о происхождении Диониса. Практики вакханалий. Ритуальное значение вина. |
11 | Религия Древнего Рима |
Периодизация истории религиозных представлений Древнего Рима: до начала правления династии Тарквиниев, от Тарквиниев до Пунических войн, от Пунических войн до конца республики. Религиозные практики древнего Рима в I – IV вв. н. э. Значение Миланского эдикта и положение язычества в постконстантиновскую эпоху. Миф о происхождении Рима. Древнеримский пантеон. Обрядовая сторона. Древнеримские религиозные праздники и культ императора. |
Форма и время проведения аттестации | Вопросы по зачету |
---|---|
Форма проведения: Зачет |
|
Скачать (открыть) вопросы по зачету 4-го семестра |
Б1.Б… | Базовая часть |
---|---|
Б1.Б.10 | Патрология |
Б1.Б.11 | Нравственное богословие |
Б1.Б.13 | Введение в библистику |
Б1.Б.17 | Физическая культура и спорт |
Б1.Б.18 | Каноническое право |
Б1.Б.5 | Информатика |
Б1.Б.6 | История Древней Церкви |
Б1.Б.9 | Догматическое богословие |
Б1.В… | Вариативная часть |
---|---|
Б1.В.ОД.1 | Введение в специальность |
Б1.В.ОД.10 | Церковнославянский язык |
Б1.В.ОД.11 | Древнегреческий язык |
Б1.В.ОД.12 | Латинский язык |
Б1.В.ОД.13 | Новейшая история западных исповеданий |
Б1.В.ОД.17 | Пастырское богословие |
Б1.В.ОД.18 | Концепции современного естествознания |
Б1.В.ОД.19 | Русская религиозная мысль |
Б1.В.ОД.2 | История Русской Православной Церкви |
Б1.В.ОД.3 | История Поместных Церквей |
Б1.В.ОД.4 | Литургика |
Б1.В.ОД.5 | Апологетика |
Б1.В.ОД.7 | Риторика |
Б1.В.ОД.8 | Гомилетика |
Б1.В.ОД.9 | Русская патрология |
Б1.В.ДВ… | Дисциплины по выбору |
---|---|
Б1.В.ДВ.1 | История религий |
Б1.В.ДВ.1 | История архаических религий |
Б1.В.ДВ.1.1 | История монотеистических религий |
Б1.В.ДВ.1.2 | История архаических религий |
Б1.В.ДВ.2 | Стилистика русского языка |
Б1.В.ДВ.2 | Русский язык и культура речи |
Б1.В.ДВ.3 | Русская литература |
Б1.В.ДВ.3 | Христианство и литература |
Б1.В.ДВ.4 | Второй иностранный язык |
Б1.В.ДВ.5 | Педагогика |
Б1.В.ДВ.6 | Психология |
Б1.В.ДВ.6 | Возрастная психология |
Б1.В.ДВ.7 | Церковнославянское чтение |
Б1.В.ДВ.8 | Церковное пение |
Б1.В.ДВ.8 | Певческий тренинг |
Б1.В.ДВ.9 | Практикум по церковному пению |
Б1.В.ДВ.9 | Хор (хоровое пение) |
Б2… | Практики |
---|---|
ФТД… | Факультативы |
---|---|
ФТД.2 | Музееведение |
ФТД.3 | Византология |