Направление подготовки: | Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций |
Квалификация: | Бакалавр |
Форма обучения: | Очная |
Закрепленная кафедра: | «Кафедра богословия и церковной истории» |
Объем дисциплины |
Аннотация |
Вопросы по экзамену/зачету |
Рекомендуемая литература |
Методические пособия |
Всего часов | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
По ЗЕТ | 144 | |||||||||
По плану | 144 | |||||||||
В том числе | Контакт. раб. | 90 | ||||||||
СР | 19 | |||||||||
Контроль | 36 | |||||||||
Распределение по курсам и семестрам | ||||||||||
1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс | |||||||
1 семестр | 2 семестр | 3 семестр | 4 семестр | 5 семестр | 6 семестр | 7 семестр | 8 семестр | |||
Лекции | 28 | |||||||||
Практические занятия | ||||||||||
Семинары | 62 | |||||||||
Самостоятельная работа | 18 | |||||||||
Контроль | 36 | |||||||||
ЗЕТ | 4 |
1. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины «История (История Отечества)» – формирование у студентов духовной семинарии основополагающих знаний по истории России, особенностям ее социально-экономического и политического развития в Новый и Новейший период ее существования.
Задачи дисциплины:
- понимание особенностей, закономерностей и основных тенденций отечественного исторического процесса, роли Русской Православной Церкви на формирование русской государственности и самосознания русского человек в Новый и Новейший период ее истории;
- овладение навыками восприятия и оценки исторической информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно выражать суть отечественной исторической проблематики;
- развитие умения ведения дискуссий на исторические темы, полемики и диалога по проблемам исторического развития России в Новый и Новейший период ее истории, в том числе в контексте мировой истории, применения понятийного исторического аппарата и приемов исторического анализа для раскрытия сущности и значения исторических событий и явлений в нашем Отечестве за последнее столетие, проявления русского патриотизма и обоснованной гражданской позиции.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ОП)
Дисциплина «История (История Отечества)» относится к циклу обязательных дисциплин. Для успешного освоения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:
- ОК-2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;
- ПК-6: способностью вести соответствующую учебную, воспитательную, просветительскую деятельность в образовательных и просветительских организациях.
Приступая к освоению дисциплины, студент должен:
- знать: основные этапы развития российской истории и Русской Православной Церкви в целом в объеме изучения данной дисциплины на Подготовительном курсе;
- уметь: выстраивать межличностное общение, излагать учебный материал и иметь навыки работы работать с основными программами Microsoft Office;
- владеть:
- методикой работы с учебной и популярной исторической литературой, анализа памятников отечественной религиозной письменности;
- элементарными навыками четкого выражения своих мыслей, аргументации, ведения дискуссии и полемики на отечественную историческую тематику;
- способностью использовать теоретические исторические знания в практической деятельности и готовностью осуществлять учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность.
Дисциплина «История (История Отечества)» является предшествующей для таких дисциплин как «История Русской Православной Церкви», «Правовые и экономические основы деятельности канонических подразделений Русской Православной Церкви», «История Поместных Церквей», «Новейшие нормативные документы Русской Православной Церкви», «Церковь, государство и общество (основы социальной концепции)» и тд.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Шифр и формулировка компетенции | Перечень компонентов | Средства формирования | Средства оценивания |
|
|||
ОК-2: способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
ПК-6: способность вести соответствующую учебную, воспитательную, просветительскую деятельность в образовательных и просветительских организациях |
Знать:
Уметь:
Владеть:
|
|
|
Уровни формирования компетенций определяются по Паспорту компетенций, формируемых у обучающихся при освоении образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 «Теология».
4. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела (в дидактических единицах) |
1 | Российская империя накануне революционных потрясений (правление Николая II, 1894 — 1917 гг.). |
Российская империя в конце XIX века – перспективы развития. Проблематика духовно-нравственной жизни. Плюсы и минусы в социально-экономической сфере. Венценосная Семья – личность последнего Российского императора и его окружение. Русско-японская война: причины, ход боевых действий, последствия. Подвиг экипажа крейсера «Варяг». Военное духовенство и его роль в Русско-японской войне. «Кровавое воскресенье». Революция 1905-1907 гг. Причины, ход событий, подавление революционных выступлений. Реформы государственного управления в 1905-1907 гг. Политические партии России. I, II и III Государственная дума. Оценка деятельности и перспективы развития парламентаризма в России. П. И. Столыпин. «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Биография. Деятельность на посту главы правительства. Аграрная реформа и ее последствия. Оценка личности. Социально-экономическое положение России в годы правления Николая II. Проблематика уровня жизни населения. Российская наука и культура. Перспективы развития Российской империи. Первая Мировая война – общее описание. Причины, ход боевых действий, итоги. Война и духовно-нравственная деградация человечества. Причины поражений первого этапа военных действий. Преодоление трудностей. «Брусиловский» прорыв. Перспективы России. Герои Первой Мировой войны – мифы и реальность. |
2 | «Утопия у власти». Россия в 1917-1945 гг. |
Причины Октябрьской революции. Проблематика неизбежности революционных событий. Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II. Формирование Временного правительства и возникновение двоевластия. Развал экономики страны, армии и флота. Потеря Временным правительством реальной власти. Проблематика выступления генерала Л. Г. Корнилова. Октябрьская революция 1917 года. Советское правительство и его первые шаги. Утопическая социально-экономическая политика Советской власти и крах экономики России как причина начала Белого движения. Карательные органы Советской власти. Красный террор, его причины, цели и последствия. Гражданская война в России 1917-1922 годы. Фронты боевых действий. Причины поражения Белого движения. Голод в Поволжье. Международная помощь голодающим. Образование СССР. Новая экономическая политика, ее причины, развитие и сворачивание. Результаты НЭПа. И. В. Сталин. Идеология сталинизма как причина экономических реформ и репрессий. Коллективизация. Борьба с «кулаками» и уничтожение российского крестьянства. Голод 1932-1933 годов как следствие преступлений сталинизма. Итоги коллективизации. Проблематика индустриализации. Милитаризация экономики СССР. Советская идеология и культура. Культ Сталина как квазирелигия. Реформа календаря как борьба с религией. Возвращение к традиционным ценностям в конце 1930-х годов. Антинародная сущность Советской власти как причина репрессий. Репрессии в 1920-е годы. «Философские пароходы». Соловецкий лагерь особого назначения. Массовые репрессии в 1930-е годы. Судебные процессы над «врагами народа». Тотальный террор 1937-1938 гг. Сталинские концлагеря: воспоминания узников. Внешняя политика СССР в 1920-1929 годах. Установление дипломатических отношений с ведущими странами мира. Конфликты с Японией. Боевые действия на Хасане и Халхин-Голе. Взаимоотношения СССР и нацистской Германии – от конфронтации к сотрудничеству. Пакт Молотова-Риббентропа и его оценка с духовно-нравственной точки зрения. Советско-финская война. Причины и цели войны. Провокация в Майнила. Поражения первого периода боевых действий. Реорганизация армии и прорыв линии Маннергейма. Заключение мира. Итоги войны. Потери СССР и Финляндии. Причины нападения Германии на Советский Союз. Соотношение сил сторон. Катастрофа 1941 года. Причины поражения Советской армии. Битва под Москвой. Переход экономики СССР на «военные рельсы». Положение народа. Рост военной промышленности. Значение ленд-лиза для победы в войне. Боевые действия в 1942 году. Поражения Красной армии в первом полугодии. Сталинградская битва и ее значение. Боевые действия в 1943-1945 годах. Победа над Германией. Герои войны. Политика захватчиков на оккупированных территориях. Истребление мирного населения. Партизанское движение в годы войны – мифы и реальность. |
3 | Загнивание и крах Советского Союза (1945-1991 гг.). |
Цена победы. Восстановление экономики СССР. Внутренняя и внешняя политика страны в 1945-1953 гг. Возникновение стран соцлагеря. Смерть И. В. Сталина. Приход к власти Н. С. Хрущева. Прекращение репрессий. «Оттепель» в международных отношениях. Кубинский кризис. Внутренняя политика Н. С. Хрущева. Плюсы: выход в космос, широкомасштабное строительство жилых домов, повышение уровня жизни населения. Минусы: целина, кукурузная эпопея, экономические ошибки. Смещение Хрущева и оценка его личности. Правление Л. И. Брежнева (1964-1982). Годы «застоя». Внутренняя и внешняя политика. Помощь «братским» странам и ее цена. СССР к середине 1980-х гг. Нарастание деструктивных тенденций в идеологической и экономической сфере. Война в Афганистане и ее последствия. Реформы М. С. Горбачева и их оценка. Нарастание национального сепаратизма. Нормализация отношений со странами Запада. Путч 1991 года. Б. Н. Ельцин и крушение СССР. |
4 | История Российской Федерации (1991 год – наше время). |
Российская Федерация в 1990-е годы. Внутренняя и внешняя политика. Развал экономики. Война в Чечне. Духовно-нравственный кризис в обществе. Российская Федерация в правление В. В. Путина. Стабилизация положения в стране. Локализация войны в Чечне. Положительные и отрицательные факторы в современной России. Русская Православная Церковь как духовное основание для возрождения и процветания русского народа. Перспективы России. |
Форма и время проведения аттестации | Вопросы по экзамену |
---|---|
Форма проведения: Экзамен |
|
Скачать (открыть) вопросы по экзамену 1-го семестра |
Б1.Б… | Базовая часть |
---|---|
Б1.Б.10 | Патрология |
Б1.Б.11 | Нравственное богословие |
Б1.Б.13 | Введение в библистику |
Б1.Б.17 | Физическая культура и спорт |
Б1.Б.18 | Каноническое право |
Б1.Б.5 | Информатика |
Б1.Б.6 | История Древней Церкви |
Б1.Б.9 | Догматическое богословие |
Б1.В… | Вариативная часть |
---|---|
Б1.В.ОД.1 | Введение в специальность |
Б1.В.ОД.10 | Церковнославянский язык |
Б1.В.ОД.11 | Древнегреческий язык |
Б1.В.ОД.12 | Латинский язык |
Б1.В.ОД.13 | Новейшая история западных исповеданий |
Б1.В.ОД.17 | Пастырское богословие |
Б1.В.ОД.18 | Концепции современного естествознания |
Б1.В.ОД.19 | Русская религиозная мысль |
Б1.В.ОД.2 | История Русской Православной Церкви |
Б1.В.ОД.3 | История Поместных Церквей |
Б1.В.ОД.4 | Литургика |
Б1.В.ОД.5 | Апологетика |
Б1.В.ОД.7 | Риторика |
Б1.В.ОД.8 | Гомилетика |
Б1.В.ОД.9 | Русская патрология |
Б1.В.ДВ… | Дисциплины по выбору |
---|---|
Б1.В.ДВ.1 | История религий |
Б1.В.ДВ.1 | История архаических религий |
Б1.В.ДВ.1.1 | История монотеистических религий |
Б1.В.ДВ.1.2 | История архаических религий |
Б1.В.ДВ.2 | Русский язык и культура речи |
Б1.В.ДВ.2 | Стилистика русского языка |
Б1.В.ДВ.3 | Русская литература |
Б1.В.ДВ.3 | Христианство и литература |
Б1.В.ДВ.4 | Второй иностранный язык |
Б1.В.ДВ.5 | Педагогика |
Б1.В.ДВ.6 | Психология |
Б1.В.ДВ.6 | Возрастная психология |
Б1.В.ДВ.7 | Церковнославянское чтение |
Б1.В.ДВ.8 | Церковное пение |
Б1.В.ДВ.8 | Певческий тренинг |
Б1.В.ДВ.9 | Практикум по церковному пению |
Б1.В.ДВ.9 | Хор (хоровое пение) |
Б2… | Практики |
---|---|
ФТД… | Факультативы |
---|---|
ФТД.2 | Музееведение |
ФТД.3 | Византология |