47
сподвижников императора в деле руководства церковной жизнью. Труды в
этом направлении, без сомнения, надолго отсрочили наступление
революционных событий. К сожалению, один человек, каким бы великим
угодником Божиим он не был, не может остановить обезумевший народ.
В завершение данной под темы, следует указать на еще одну важную
реформу в сфере Духовного образования в России, а именно, создании
женских учебных заведений в Русской Церкви. Речь идет, конечно же, о
знаменитых училищах для девушек, родившихся в семьях духовенства.
Надо сказать, что в то время женское образование почти отсутствовало
как таковое во всем мире, существовали буквально единицы учебных
заведений, где могли бы обучаться женщины. Подобная ситуация имела место
даже в самых развитых странах. Поэтому Россия в этом отношении оказалась
значительно впереди других народов, что случается не так уж часто.
Проблема заключалась в том, что для выпускника Духовной Семинарии
было очень важно подобрать достойную супругу. Девушки из других
сословий зачастую не понимали особенности жизни Духовного сословия,
того, что матушка должна быть образцом кротости, смирения и
нравственности.
С учетом того, что развод священнику категорически запрещен,
искушения в этой сфере могли привести к самым печальным последствиям,
что мы, к сожалению, знаем и на примерах из современной жизни. Поэтому
священноначалие Церкви, в первую очередь, св. митр. Филарет, поставили
вопрос о решении данной проблемы.
Имп. Николай Первый проявил достаточное понимание сложности
ситуации и согласился на открытие специальных учебных заведений для
девушек из Духовного сословия, которые, после окончания этих заведений,
могли бы стать достойными супругами для белого духовенства.
Поскольку эти женские учебные заведения открывались обычно при
епархиальных управлениях, то их вскоре стали называть «епархиальные
училища», причем подразумевалось, что в них учатся именно девушки,