62
однонаправленности избирательной воли во всех людях и неизбежному
принятию ими Божественной Истины.
В связи с неоднозначностью высказываний святителя Григория
Нисского о будущем апокатастасисе в разных произведениях, в данном
исследовании проведен анализ актуальности идеи апокатастасиса для самого
святителя Григория в разные периоды его жизни. Для этого, на основании
работ исследователей были выявлены произведения святителя, в которых он
говорит о будущем всеобщем восстановлении. Установлено, что все
произведения святителя Григория, в которых он высказывается о
возможности апокатастасиса, написаны в период с 379 по 385 год, хотя самое
раннее известное произведение святителя относится к 371 году, а самое
позднее – к 394 году. В ходе исследования установлено, что как в ранних, так
и в поздних своих произведениях святитель Григорий ничего не говорит о
будущем всеобщем восстановлении, о временном характере и очистительных
свойствах адских мук. Наоборот, он высказывает вполне православное,
принятое Церковью учение о вечности адских мук, о вечной погибели
грешников, о необходимости истинно христианской жизни для наследования
прежнего блаженного состояния. В произведениях, написанных после 386 –
го года видно изменение воззрений святителя на полноту и единство
человеческой природы, он начинает уделять больше внимания категории
человеческой индивидуальности. Таким образом, в ходе работы установлено,
что развитие святителем Григорием идеи апокатастасиса оказалось
тупиковой ветвью эволюции его богословских взглядов. На основании
исследования можно утверждать, что после длительного размышления
святитель Григорий Нисский отказался от этой идеи и в поздних
произведениях высказывался по этим вопросам в полном согласии с другими
Святыми Отцами и с общим Церковным Преданием. В связи с этим
ссылаться на авторитет святителя Григория Нисского для утверждения идеи