88
духовное. Как Христос божественною своею силою сделал тело свое
иным, то есть духовным, и так воскресил его от гроба, так и мы,
сделавшись прежде здесь подобными Христу по душе, тогда станем
подобны Ему и по телу, – человеки по естеству и боги по благодати, как
и Христос, будучи Бог по естеству, соделался человеком, как есть
человек, по великой своей благости. Зная наверное сие таинство, как
можем не возжелать смерти, когда, как говорит Апостол, суще в теле сем
воздыхаем, откровения чая сынов Божиих? (Рим.8:19–22).
Но если праведные не бывают причастны вечных благ и не
получают благодати Божией еще здесь, еще в настоящей находясь жизни,
то Христос только пророк есть, а не Бог, и все, о чем говорит Евангелие,
не есть дар благодати, а пророчество о будущих дарованиях; равным
образом и Апостолы получили пророчество, а не исполнение
прореченного: и сами они ничего не получили, и другим ничего не
преподали. Увы! Какое нечувствие и какая слепота у тех, кои держатся
такого мнения! Ибо если так есть, как они говорят, то будем следовать,
что вера наша – одни слова, коим нет соответствующего дела. Но если
благодать Божия, спасительная всем человекам, явилась словом только, а
не делом, и если мы думать станем, что таинство веры нашей есть именно
таково, то кто будет окаяннее нас? Если свет мира есть Христос и Бог, а
мы веровать будем, что ни один человек никогда не видел Его, то кто
другой будет более неверующим, чем мы? Если Христос есть свет, а мы
говорим, что не чувствуем Его, когда облекаемся в Него, то чем будем
отличаться мы от мертвых? Если Он есть лоза виноградная, а мы – ветви,
и, однако ж, не сознаем единения, какое имеем с Ним, то явно, что мы
бездушны и бесплодны, – сухие древеса, гожие только для вечного огня.
Если, по божественному слову, те, которые вкушают Плоть Господа и
пиют Кровь Его, имеют живот вечный, а мы, когда причащаемся, не