7
интересах той или иной отдельно взятой группы. Анализируя труды
историков, не позиционирующих себя как церковных деятелей, мы
приходим к выводам, что нужно крайне внимательно относиться к тем
моментам, где они приводят анализ церковного участия в
государственных процессах.
Авторы, которые позиционируют себя Церковными
исследователями, в своих трудах естественно ставят четкий акцент на
представителях православного духовенства, подробно описывая не
только их участие в жизни общества, но и их быт, характер, внутри
церковные взаимоотношения. Однако, и в трудах указанной группы
авторов существует ряд недочетов. Желая усилить роль личности того
или иного церковного иерарха в жизни общества в противовес светским
историкам, церковный автор, чтобы подчеркнуть независимость Церкви
от политики, не редко помещает объект исследования в определенный
социальный вакуум. Поэтому при исследовании данных трудов
возникает ложное ощущение, с одной стороны, некой автономности
бытия того или оного церковного иерарха, и одновременно, с другой
стороны, активной позиции в общественной жизни.
Такой подход к исследованию помимо упомянутых плюсов
содержит, как минимум, два минуса: 1. Невольно умоляется участие в
жизни государства процерковных политических сил. Что приводит к
тому, что современное общество не в состоянии для себя точно
определить, что такое процерковная позиция, как она выражается, и
каким образом нужно взаимодействовать с церковной иерархией. 2.
Современное общество, особенно воцерковлённая его часть, требуют от
духовенства той же автономности бытия, отвлеченности от всех