10
особенностей быта японского народа в Средние века. Из знакомства с его
сочинениями становится очевидным, что в японском обществе одновременно
имеются как синтоистские, так и буддийские верования, которые вполне
сочетаются в мировоззрении одного человека. Кроме того, в поэзии Басе
постоянно встречаются конфуцианские мотивы, повествующие об уважении
к родителям, к своим предкам, ко всему Отечеству.
11
В ряде поэтических сборников или антологий, посвященных японской
поэтической культуре, приведено большое количество сочинений наиболее
известных японских поэтов. Интересно, что среди них встречаются
представители самых разных сословий, в том числе и самураев, поскольку,
согласно известному кодексу самурайской чести под названием «бусидо»
самурай должен быть не только умелым воином, но и достаточно
образованным человеком. Таким образом, религиозные представления
оказывают прямое влияние на формирование образа служилого сословия
Японии.
12
Из источников, созданных Св. Отцами, мы привлекли источники
мемуарного характера, созданный свт. Николаем, архиеп. Японским. Свт.
Николай, будучи глубоко образованным человеком, сумел прекрасно изучить
сущность японской религии, что и неудивительно, ведь он посвятил этому
значительную часть своей жизни. Поэтому его сочинения представляют
собой огромную ценность как источник по ознакомлению с религиозными
представлениями японцев, с их бытом, жизнью, традициями.
Не меньшее значение для православного христианина имеют ценные
указания свт. Николая о менталитете японского народа, о его отношении к
истинной религии, христианству.
Свт. Николай указывает, что проповедь христианства, хотя и
сталкивается с сопротивлением традиционных религий, но все же вполне
возможно, так как многие японцы ищут смысл жизни и не могут быть
11
Мацуо Басе. Стихи и проза. СПб., «Гиперион». 2005. С. с. 34, 39, 43, 52.
12
Японские пятистишия. СПб., 2007; Японская поэзия Серебряного века. СПб., «Азбука-классика», 2008;
Спеваковский А. Б. Самураи – военное сословие Японии. М., «Наука», 1981. С. 49.