66
Другого источника для законодательства кроме монарха теперь нельзя было
себе и представить, поэтому работа каких – либо церковных соборов,
являвшихся высшими органами церковного управления в пределах
юрисдикции РПЦ, была запрещена.
190
Ситуация усложнилась тем, что в известной борьбе Синода с Сенатом
за равенство чести в правительственных кругах появилась мысль о том, что
для Синода также требуется представитель императора в Сенате, где таковым
являлся генерал - прокурор. Именно с этой целью 11 мая 1722 г. в Сенате
рукою Петра I был подписан указ, чтобы «в Синод выбрать из офицеров
доброго человека, кто б имел смелость и мог управление синодского дела
знать, и быть ему обер-прокурором и дать ему инструкцию, применительно к
инструкции генерал-прокурора Сената».
191
До 13 мая того же года эта
инструкция была опубликована
192
.
190
В Основных законах 1832 г. в стт.42 и 43 о власти российских императоров по отношению к Церкви мы
видим следующее:
Ст. 42. «Император, яко христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов
господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния». На эту
законодательную статью Сперанский дал следующее замечание: «В сем смысле император в акте о наследии
престола 1797 апреля 5 именуется Главою Церкви».
Ст. 43. «В управлении церковном Самодержавная Власть действует посредством Святейшего
Правительствующего Синода, Ею учрежденного». Мы видим, что в статье 42 все права и обязанности
церковной иерархии приписаны исключительно императору. В статье же 43 поясняется, что Святейший
Синод тоже имеет права и обязанности, выраженные в ст. 42, но т.к. сам Синод является творением рук
монаршей власти, то поэтому только монарх является источником всех законов, в том числе и церковных.
Ст. 63. «Император, Престолом Всероссийским обладающий, не может исповедывать никакой иной веры,
кроме Православной».
Ст.64. «Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов
господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния».Те же мысли
повторяются в Основных законах издания 1906 г. в стт. 64- 65, правда, в условиях новой конституции,
которая ограничила самодержавие в законодательном плане посредством Государственного Совета и
Государственной Думы. Слова из ст. 65. о том, что «самодержавная власть действует посредством
Святейшего Правительственного Синода, Ею учрежденного, в управлении церковном», приобретают иной
смысл, т.к. это церковное управление стало зависимым от двух высших законодательных учреждений –
Государственного Совета и Государственной Думы, поэтому в то время не могло существовать
независимой церковной власти. Лишь Всероссийским Поместным собором 1917-1918 гг. было вновь
восстановлено неотъемлемое каноническое право Церкви на самоуправление, законодательство и
собственный суд. (См. Карташев А.В. Очерки по истории РПЦ. С. 369.).
191
Генеральный регламент, гл. VI.
192
Например, согласно статье № 1. генерал – прокурор «повинен сидеть в Синоде и смотреть накрепко, дабы
Синод свою должность хранил…по Регламенту и Указам отправлял…также накрепко смотреть, чтоб в
Синоде не на столе только дела вершались, но самым действом по указам исполнялись».
Статьей № 2 предписывалось, чтобы светский представитель императора «…накрепко смотрел, дабы
Синод в своѐм звании праведно и нелицемерно поступал. А ежели что увидит противное сему, тогда в тот
же час повинен предлагать Синоду явно, с полным изъяснением, в чѐм они, или некоторые из них, не так
делают, как надлежит, дабы исправили. А ежели не послушают, то должен в тот же час протестовать и иное
дело остановить и немедленно донести Нам, если весьма нужное. А о прочих в бытность Нашу в Синоде,
или помесячно, или понедельно, как указ иметь будет».