76
он же свидетельствует о том, что «отступить от добра означает не что иное,
как сделать зло, ибо известно, что зло – это недостаток добра».
44
Свт. Григорий Нисский по этому поводу говорил так: «…и если в
одном и том же месте свободного человека постигает зло, а другого нет, в
зависимости от свободного выбора каждого из них, то становится ясно, что
никакое зло не приходит к нам без нашего собственного выбора».
45
Вроде
бы, всѐ понятно. Зло зависит от нашего свободного выбора. Но если
источник зла в воле, тогда она сама есть творящая зло, а это ведѐт к
дуализму. Поэтому свт. Григорий Нисский говорит, что источник зла – это не
свободная воля сама по себе, но наоборот, искажение этой воли, вследствие
которого она предстоит в виде зависти и гордости - «ибо вне свободного
произволения нет никакого самобытного зла, но зло потому и называется
злом, что оно не добро, не суще же не существует, а Создатель
существующего не есть создатель несуществующего. Следовательно, не
причина зол Бог – Творец сущего, а не того что не суще. Создавший зрение, а
не слепоту, явивший добродетель, а не лишение таковой».
46
Теперь становится ясным, что источником зла является искажѐнная
свободная воля. Остаѐтся один вопрос – где тот маяк, который покажет нам
то, от чего нельзя уклоняться. Ведь очень часто человек, пытаясь сделать
добро, делает зло, не понимая этого. Нет руководства на все случаи жизни.
Свт. Григорий Нисский даѐт такой ответ. Образцом, эталоном, абсолютной
основой всякого бытия является Бог. Поэтому всѐ, что делается в
соответствии с волей Божией, – это добро, а всѐ остальное – это искажение
или зло. Всѐ вышесказанное показывает, как свт. Григорий определял
проблему сущности зла, а вопрос о том, как отличить, в соответствии ли с
волей Божией совершается какое-либо действие, – это тема другого
исследования.
44 Ориген. О началах. Спб., изд. «Амфора», 2000, 328 с., С. 139.
45 Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея Законодателя. М., 2009, 98 с., С. 47-48
46 Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. Т. VII, К. Пролог, 2003, 298 с., С. 94.