58
позаботиться о вверенной ему нации, он превратился в заурядного
авантюриста и ввязался в череду бесконечных войн, которые закономерно
привели к краху и его самого и созданную им империю.
Наполеон не был безбожником, но, будучи наследником французского
просвещенства, являлся, видимо, деистом, то есть верил в Бога где-то далеко,
за гранью нашего мира, но отрицал Его участие в нашей жизни, Его
Промысел в бытии человечества. В самой Франции безбожие, за
исключением некоторых регионов, например, Вандеи и юга страны, также
получило очень широкое распространение.
104
Сам Наполеон, впрочем, называл себя «старшим сыном церкви»,
добавляя при этом, что он должен «защищать ее от греческой и
мусульманской скверны», однако, эти слова являются не более чем ширмой,
прикрывающей равнодушие императора к вопросам веры и его желание
использовать церковь как политический инструмент.
Это подтверждается тем, что когда в 1808 году папа римский вступил с
Наполеоном в конфликт, то император не остановился перед его арестом.
Следует указать, что Наполеон планировал заставить папу покориться после
победоносного похода в Россию, когда его авторитет должен был
значительно возрасти. В связи с этим следует указать, что, объективно,
русская армия, сражаясь с французами, отстаивала интересы не только
Русской Православной Церкви, но и всех христианских церквей.
105
В 1812 году огромная армия Наполеона вторглась в Россию, с целью
подчинить еѐ влиянию Франции. С самого начала война с французами
(которых, надо сказать, в армии завоевателя было не более половины от
общего числа войск, набранных по всей Европе) приобрела характер не
только освободительной, но и религиозной.
Французская армия почти полностью состояла из самых настоящих
безбожников, равнодушных к вопросам религии, верующих людей в ней
104
Меттерних. Наполеон / Французы в России: 1812 год по воспоминаниям современников. В III частях. М.,
2012. Части I-II. С.-с. 38-45.
105
Тюлар Ж. Наполеон или миф о «спасителе». М., «Молодая гвардия», 2009. С.-с. 282-287.