10
Диалог является одним из наиболее достоверных источников о жизни
св. Иоанна Златоуста, однако полнота освещения в нем исторических
событий ограничена его апологетической и полемической направленностью.
Палладий обращал внимание главным образом на те исторические факты,
которые непосредственно служили бы цели защиты св. Иоанна от обвинений:
проливали бы свет на характер его священнического служения и являлись бы
основными вехами жизни святителя, отметившими его путь к мученической
кончине. Поэтому некоторые важные события из жизни Златоуста, такие,
например, как его посредничество при установлении церковного мира между
Римской и Антиохийской Церквами, урегулирование им государственного
кризиса, связанного с мятежом Гайны, его ходатайство перед императором о
разрушении языческих храмов в Финикии, не упоминаются Палладием. С
грозное письмо, вызывая его на суд собора, который соберется на Западе и будет судить дело по
канонам Никейского собора, единственно признаваемого на Западе.
По изгнании Златоуста его приверженцы во множестве бежали в Рим и там дружелюбно
принимались. Папа доложил об этом гонении своему западному императору Гонорию, прося
созвать собор в Фессалонике. Тот согласился и обратился с этим к императору Аркадию. Большое
и почетное посольство направилось в Константинополь. Под защитой этого посольства
возвращалась в Константинополь и часть греческих беженцев, скопившихся в Риме.
Уже в Афинах посольство по приказу императора Аркадия было задержано. В
Фессалонику его не пустили. И когда довезли до Константинополя, то с берега увезли на берег
Мраморного моря как своего рода арестантов. До впуска в столицу у них потребовали
предварительно признания поставленного на место Златоуста Аттика. Все отказались. Тогда
посольская неприкосновенность этой группы лиц была отвергнута. Письма императора и папы у
послов были отобраны, а сами они арестованы. Итальянцев отвезли обратно в Рим. Греков
развезли по разным местам ссылки. B частности, Палладия Елеонопольского отправили в верхний
Египет до Ассуана (Сиены).
Оскорбленный папа Иннокентий I должен был разорвать общение с врагами Златоуста и
посылал много раз ссыльному святителю утешительные письма. На Востоке во власти императора
Аркадия все приверженцы Иоанна Златоуста были гонимы как ромофилы.
Златоуста защищал не только Рим, но и свой антиохийский Восток. B Антиохии почти
столетний архиепископ Флавиан скончался (26 сентября 404 г.). B следующем месяце (6 октября
404 г.) скончалась и императрица Евдоксия, имя которой заставляло воздерживаться от излишних
жестокостей по отношению к Златоусту. Партия императора Аркадия на место скончавшегося
Флавиана постаралась провести врага Златоуста пресвитера Порфирия. Приверженцы Златоуста
возглавлялись пресвитером Констанцием и хотели бы видеть его заместителем Флавиана. Но
Констанций мужественно отправился в Закавказье, как бы посланником к Златоусту от
антиохийской паствы. За время его отсутствия императорская власть и водворила в Антиохии
Порфирия. Особый указ императора повелевал не допускать в церковь отвергающих общение с
Феофилом, Акакием и этим новым — Порфирием.
Неправедное гонение на Иоанна Златоуста не могло быть принято общецерковным
сознанием. Враждебная Златоусту сторона продолжала порочить славу его имени и по смерти. Но
соборное признание широких низовых церковных масс и высоко поднятое знамя Рима в защиту
праведника очень скоро победили временную официальную ложь государственной и партийной
церковной власти. (См.: Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994.)