53
Для современных пастырей и монашества важно то, что усилиями
владыки началось издание трудов прп.Иоанна Лествичника, свт.Иоанна
Златоуста и его современника еп. Тихона Задонского. Митр. Платон составил
акафист прп. Сергию Радонежскому, так, как был большим почитателем его
трудов им написано и житие этого святого. Особенно важен пастырский
аспект проповедей и трудов митр. Платона борьба с расколом внутри Церкви.
Его труд «Увещание раскольникам с чиноположением, как принимать
обращающихся из них к Православной вере», не потерял актуальности и в
наши дни.
Большое значение имеет его радения о чистоте Православного учения и
неприятие католичества. Митр. Платон в письмах к преосвященному
Амвросию писал: «папежество наиболее всего развратило христианскую
веру и для нее опасная зараза», так же он писал: «…иезуиты, которые из всех
двуногих самые негодные и самые коварные и не уснут, пока не сделают зла.
Дивлюсь, что такого рода монахам позволили жить, и притом нескрытно, в
нашей империи, даже в Петербурге…»
47
В 1804 году митр. Платон совершил поездку по многим отдаленным от
центра городам. Выехав из Москвы, он посетил Можайск, Гжатск, Оршу,
Вязьму, Смоленск, Могилев и Чернигов.
48
Во время поездки митрополит не
только знакомился с достопримечательностями городов, но и любил
беседовать с раскольниками и униатами. Он отмечал, что они недалеки от
соединения с Православной Церковью, но опасаются поляков, своих
хозяев. Владыка по пути составлял записки, в которых отражал местные
нравы, обычаи той или иной местности, отмечал и отдельные негативные
моменты. Записки владыка составлял с той целью, что хотел быть полезным
Отечеству и утверждению Православия на землях, которые находились под
властью униатов. Путевые заметки, которые владыка Платон вел
___________________
47
Цыпин, прот., Митр. Платон и реформа богословского образования // Платоновские
чтения. Выпуск.1. М., 2005. - СМ. 13-14