45
причастности тварного Божественным энергиям, его призвание к
высочайшей любви. Творческая воля Бога предполагает порядок и
разум, она засевает живыми идеями все "пространство" тварного, она
требует для своего распространения некое "вне" Божественной природы.
Святой Иоанн Дамаскин в своем "Изложении православной веры",
говоря о творении, пользуется терминами "идеи-воления" или "водящие
мысли". Таким образом, Божественные идеи неотделимы от творческого
произволения. Бог несомненно мыслил вселенную извечно в отношении
к тому "другому", которое должно было начаться, то есть положить
начало времени. Так, по слову Священного Писания, именно
Премудрость утверждает семь столпов дома. Здесь мир платоновских
идей опрокинут, они суть орудия, творения, а не "потусторонность"
тварного. Бог, сотворяя, мыслит творение, и эта мысль и придает бытию
вещей его реальность. Идеи - это премудрость Божественного действия,
или, вернее, Премудрость в действии, если угодно, даже "образы", но
образы динамические, образы "волений-мыслей", "мыслей-слов", в
которых коренятся "логосы" вещей. Божественным словом мир вызван
из своего небытия, и есть слово для всего существующего, слово в
каждой вещи, для каждой вещи, слово, которое является нормой ее
существования и путем к ее преображению. Святой, тварная воля
которого свободно соработает волениям-идеям Божиим, его
утверждающим и зовущим, в своем бесстрастном созерцании природы
провидит мир, как некое "музыкальное согласие": в каждом творении
слышит он слово Слова, и в этом ревностном чтении "книги вселенной"
каждая тварь теперь для него уже есть слово пребывающее, потому что
"небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут" (Мф. 24, 35).
Из
отношении
вышеизложенного вытекает,
часть
что Филиокве является
лежит
учением
собственно августиновским;
антиохийского
его успех
общего
на Западе объясняется,
франками
по-