51
веки (Ин. 14, 16). И Дух Святой, придя и обитая в нас, возвестил и преподал
нам всю истину (Ин. 16, 13). Как же тогда мы познаем Бога через одно только
тварное, при этом известное, а не неизвестное нам? Получается так что, кто не
имел опыта супружества, тот не знает и как Бог сопрягается с Церковью, так
как не умеет заключить по аналогии из своего опыта, и ты посоветуешь всем
избегать девственности, чтобы найти это твое богопознание? Но тебя
опровергнет апостол Павел, который, будучи неженатым, первый
провозгласил, что тайна сия велика, но — в отношении Христа и Церкви (Еф.
5, 32).
Вспомним же боговдохновенные слова: благодарим Тебя, Отче, Господь
неба и земли, что, соединив Себя с нами и явив нам Себя через Себя Самого,
Ты скрыл это от мудрецов и умных (Мф. 11, 25; Лк. 10, 21). Они являются
разумными лишь перед собою самими и обладают ученостью в собственных
глазах, почему, слыша речи Твоих святых, отвергают одних, перетолковывают
смысл других, а иных дерзают и извращать, дабы всех ввести в обман. Когда
свт. Григорий объясняет, что есть открывающееся чистым сердцам
боговидение, и, при этом сказав, что «возможно и мудрецам века сего через
гармонию мира возможно умозаключить о Боге», то он добавляет: «Однако,
по моему мнению, величие блаженства предполагает нечто иное», -они
откровенно настаивают на том, что противно его мнению. Великий Дионисий
Ареопагит пишет, как мы познаем Бога, Который и не умопостигаем и не
чувственен. Далее он как бы в сомнении продолжает. «Не будет ли
правильным сказать, что мы познаем Бога не через Его природу, а через
порядок сущего»? После этого он раскрывает перед нами божественнейшее
познание, совершающееся в сверхприродном единении, превыше ума и
знания, со сверхсветлым светом. Они же отвергли сверхумное познание как
ничто, а сомневающиеся слова святого как якобы добавленные им напрасно не
удостоили никакого разыскания и приводят их в отрыве от непосредственно
предыдущего и последующего как будто бы утверждение, что Бог познается
только через тварное. Философы не сумели даже понять, что у святого речь