57
повел длинную и упорную борьбу с русскими под началом имама Шамиля.
Мюридизм не считался с этническими особенностями горцев, с бытовыми и
семейными отношениями и культурными традициями. «Очевидно, что
полудикие горцы, сохранившие от христианства одни отрывочные понятия,
не могут оценивать религию по ее содержанию: они судят о ней по внешней
стороне, по живым примерам, которые видят перед глазами. С такой точки
зрения выгода тогда была не на стороне христианства. Начать с того, что
мусульманство гораздо понятнее дикарю. Коран не требует от человека
никаких усилий, чтобы возвыситься над своим естественным состоянием,
напротив, он освящает это состояние как должное, узаконивает все его
побуждения, чувственность, беспечность, личную месть, кровопролитие для
приобретения добычи, т.е. все, что нужно хищнику. Кроме того,
мусульманство для кавказских горцев – вера, можно сказать,
патриотическая, в том смысле, что она есть символ и знамя их
независимости, в которой для горца заключается все, чем мила ему жизнь.
Проповедники мюридизма, являвшиеся посреди наших полухристианских
племен олицетворяли в их понятии идеал мужского величия, полные
страстного убеждения и отваги, готовые всякую минуту на мученичество, но
не на мученичество страдательное как у православных, которого горец пока
не понимает, а на гордую смерть в самом неравном бою против гяуров
(неверных), «во славу Божию», эти люди производили всегда глубокое
впечатление на полудикий народ. Ислам увлекал горцев со всех сторон
жизни ему доступных. Бороться с таким врагом в горах, в среде, как будто
нарочно для него созданной, могло только истинное христианское
самоотвержение, поддержанное самым деятельным участием
правительства».
119
Надо сказать, что в середине XIX в. плоды миссионерства
снаружи казались внушительными, но в действительности, на местах, в
горных аулах и ущельях Северного Кавказа все было гораздо хуже.
119
Лилов, А. Деятельность Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1860-1870
гг. - Тифлис, 1871. - С. 92-94.