Вступительные испытания

Целью вступительного испытания является определение достаточности уровня знаний абитуриента для дальнейшей образовательной деятельности в области подготовки регента церковного хора.

Направление подготовки Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания
Профили подготовки Регент церковного хора, преподаватель
Вступительные испытания Профессиональной направленности* Русский язык**
минимальный проходной балл (ЕГЭ)   36
Приоритет 1 2
Информация о форме проведения вступительного испытания устный письменный
Информация о языке (языках), на котором осуществляется сдача вступительного испытания русский язык русский язык

*Вступительное испытание профессиональной направленности:

а) устный экзамен — знание основных библейских событий Ветхого и Нового Заветов; знание порядка богослужения; знание молитв (начальные молитвы, Символ веры, тропари Двунадесятых праздников, тропарь своему святому), знание Десяти Заповедей и Заповедей Блаженств; чтение Псалтыри на Церковнославянском языке;
б) собеседование;
в) музыкальные дисциплины (прослушивание: «Сольфеджио», «Вокал», «Фортепиано» (при наличии музыкального образования).

**Вступительные испытания по общеобразовательным предметам, по которым проводится ЕГЭ (удовлетворительные результаты ЕГЭ, сданного в течение пяти лет до нынешнего поступления, засчитываются автоматически):

а) русский язык — сочинение (изложение или эссе) на церковно-историческую или библейскую тему.

Перечень вопросов к вступительным испытаниям.

 Библейская история Ветхого Завета.

  1. Библия. Что такое книги Ветхого Завета.
  2. Сотворение мира и человека.
  3. Грехопадение прародителей. История Каина и Авеля.
  4. События всемирного потопа.
  5. Вавилонское смешение языков.
  6. Авраам; жертвоприношение Исаака.
  7. Патриархи Исаак и Иаков.
  8. История Иосифа.
  9. Пророк Моисей. Исход из Египта.
  10. Синайское законодательство. Сорокалетнее странствие еврейского народа по пустыне.
  11. Иисус Навин – преемник Моисея.
  12. Царь Давид.
  13. Правления царя Соломона.
  14. Пророк Илья.
  15. Пророк Елисей.

Библейская история Нового Завета.

  1. Библия. Что такое книги Нового Завета.
  2. Рождество Христово. История события.
  3. Рождество святого пророка Иоанна Предтечи.
  4. Обрезание и Сретение Господа Иисуса Христа.
  5. Бегство в Египет и избиение младенцев.
  6. Крещение Господа Иисуса Христа.
  7. Сорокадневный пост и искушение от диавола.
  8. Первое чудо в Кане Галилейской.
  9. Усекновение главы Иоанна Крестителя.
  10. Преображение Господа Иисуса Христа.
  11. Вход Господень во Иерусалим.
  12. Великая среда. Предательство Иуды.
  13. Тайная Вечеря.
  14. Распятие Господа Иисуса Христа.
  15. Воскресение и Вознесение Господа Иисуса Христа.

Церковный устав.

  1. Христианский храм. Происхождение, устройство.
  2. Священнослужители и церковнослужители.
  3. Богослужебный круг.
  4. Богослужебные книги.
  5. Перечислить двунадесятые праздники с датами празднования.
  6. Перечислить 5 Великих праздников с датами их празднования.
  7. Перечислите многодневные посты с датами их начала и окончания.
  8. Перечислите однодневные посты с их датами.
  9. Понятие о Всенощном бдении.
  10. Божественная Литургия. Проскомидия.
  11. Божественная Литургия. Литургия оглашенных.
  12. Божественная Литургия. Литургия верных.
  13. Перечислить Церковные таинства.
  14. Великий пост. Назовите несколько особенностей Великопостного богослужения.
  15. Назовите виды Божественных Литургий.

Экзаменационные требования к прослушиванию по музыкальным дисциплинам

Вокал:

  • абитуриент должен исполнить вокальное либо хоровое произведение а capella или под собственный аккомпанемент на фортепиано;

Фортепиано:

  • показать навыки игры на фортепиано, подготовив для исполнения одно произведение (на выбор — полифония, крупная форма, пьеса, этюд)

Сольфеджио:

  • продемонстрировать чувство ритма;
  • написать одноголосный диктант в течение 25-30 минут. (диктант в объеме 6-8 тактов, диатонический, в мажоре или в одном из 3-х видов минора в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Ритмические длительности и группы: целые и половинные ноты, половинные ноту с точкой, четверти, восьмые, четверть с точкой и восьмая).
  • спеть мажорные и минорные (натуральные, гармонические) гаммы до 2-х знаков.
  • спеть с листа незнакомую мелодию в тональностях с 1-2 знаками при ключе. В качестве образца могут служить мелодии из сборника Г.Фридкин. Чтение с листа на уроках сольфеджио М., «Музыка», 2017, NN 117-176.
  • спеть от данного звука вверх чистые, большие и малые интервалы, мажорные и минорные трезвучия и их обращения, доминантсептаккорд в основном виде.
  • спеть в мажорных и минорных тональностях главные трезвучия и их обращения, доминантсептаккорд и его обращения с разрешением.
  • определить на слух отдельные интервалы (простые), мажорные и минорные трезвучия и их обращения, доминантсептаккорд и его обращения.

Ответ абитуриента оценивается по 5-бальной шкале.

Критерии оценок.

5 баллов: абитуриент демонстрирует высокий уровень знаний основных понятий категорий, демонстрирует хорошие навыки анализа используемой литературы. Демонстрирует чистое интонирование, достаточное владение фортепиано, хороший темп ответа.

4 балла: абитуриент демонстрирует небольшие погрешности в интонировании, нарушения в темпе ответа, ошибки в теоретических знаниях.

3 балла: абитуриент показывает удовлетворительный уровень владения знаниями по основным дисциплинам.

2 балла: абитуриент показывает неудовлетворительный уровень владения знаниями по основным дисциплинам, отсутствие музыкального слуха и чувства ритма.

Рекомендованная литература:

Основная литература:

  1. Библия.
  2. Закон Божий для семьи и школы в 4 частях. Протоиерей Серафим Слободцкой. – М., 2003.
  3. Хрестоматии по вокально-педагогическому репертуару.
  4. Школа игры на фортепиано под общей редакцией А. Николаева. – М., 2012.
  5. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М., 1982.
  6. Аверкий, архиепископ. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. СПб., 1995.
  7. Иванов В., прот. Священное Писание Ветхого Завета. М., 2012.
  8. Кашкин А.С. Устав православного богослужения. Саратов, 2010.

Дополнительная:

  1. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М., 1985.
  2. Милич Б. Фортепиано 1-7 класс – Кифара 2012.
  3. Иванов А. Руководство к изъяснению Священного Писания Ветхого Завета. Обозрение Четвероевангелия и книги Деяний Апостольских. СПб., 1984. Амфилохий, арх. Седмица крестных страданий Иисуса Христа. Тифлис, 1904.
  4. Славкин М.И. Песни и хоры для детей младшего, среднего и старшего возраста. М. – Владос, 1999, 124с.
  5. Гатри Д. Введение в Новый Завет. СПб., 1996.
  6. Амвросий (Подобедов), митр. Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета. М., 1840.
  7. Егоров Г., свящ. Священное Писание Ветхого Завета. Часть первая. Законоположительные и исторические книги. М., 2005.
  8. Булгаков С., прот. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993.
  9. Малков П.Ю. Введение в литургическое предание. Таинства Православной Церкви: учеб. пособ. – М.: ПСТГУ, 2006.
  10. Библейская книга Псалтырь.

 

Абитуриенту

Очный сектор

  • Расписание занятий
  • Учебно-календарный график
  • Учебные планы
  • Вопросы к экзаменам
  • Выпускные экзамены

Курсы повышение квалификации духовенства

Курсы подготовки церковных специалистов

Курсы для монашествующих