Ярославская Духовная Семинария

Вы — соль земли… Вы свет мира… (Матф.5:13-14)

Православная семья – путь к жизни вечной

Опубликовано Фев 4, 2018 в © Ковалева Зоя Григорьевна, Педагогика | Нет комментариев

Православная семья – путь к жизни вечной

Самое сложное – молитва и воспитание детей
Преподобный Серафим Вырицкий

Каждый из нас является продолжателем своего рода. А знает ли каждый из нас свою родословную, может ли изобразить генеалогическое древо своего рода хотя бы до пятого поколения? Можем ли мы сказать, кто были наши прапрадедушки, прапрабабушки, их родственники, а значит, и наши; известно ли нам, что они оставили после себя не столь материальное, сколь духовно-нравственное наследие? Знаем ли мы наши корни, из которых растет   генеалогическое древо, на котором произрастает и наша ветвь? Задумываемся ли мы, какой плод, а быть может, плоды даст именно наша ветвь, понимаем ли мы свое назначение как продолжателя рода и отвечаем ли за осуществление Божиего замысла в каждом из нас?

Приняли ли мы православную веру, которую донесли, передали нам наши боголюбивые предки, способны ли мы передать ее нашим потомкам?

Можем ли мы сказать, что мы наставлены в евангельском учении и что наставляем в этом учении своих детей, внуков, правнуков? Знаем ли историю своего Отечества, русскую историю? Устремим пытливый взор в глубь веков и увидим, как «в конце X века вошли в купель святого крещения племена полян, древлян, кривичей, вятичей, радимичей и иных славян. Вышел из купели – русский народ, в течение шести веков (с X по XVI) вдумчиво и сосредоточенно размышлявший о месте Святой Руси в мироздании, пока <…> не утвердился в своем национально-религиозном мировоззрении» [1].

Актуальными по сей день являются слова прп. Нестора Летописца: «Удивления достойно, сколько он (т.е. князь Владимир) сотворил добра Русской земле, крестив ее. Ибо если бы он не крестил нас, то и ныне бы еще пребывали в заблуждении дьявольском, в котором и прародители наши погибли. <…> Через него познали мы Бога». Здесь важно привести и рассуждения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Осознанный выбор святого князя, а вслед за ним народа Руси – это не просто событие прошлого. Все мы, наши народы в единстве каждого из них и в их общем единстве, должны непрестанно этот выбор подтверждать, преодолевая силой воли, силой разума, силой сердца, силой духа то сопротивление, с которым мы сталкиваемся не столько в самих себе, но и в окружающем нас мире» [2].

Нам нужно знать свою историю во истине, нам нельзя забывать, что мы русский православный народ, народ Божий. По словам В.О. Ключевского, «История не учит, она строго спрашивает за плохо выученные уроки».

Всенародный российский пастырь, святой праведный Иоанн Кронштадтский наставляет нас: «Перестали понимать русские люди, что такое Русь! Она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога, что он русский».

Вслед за святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским звучат слова мудрости и великой любви к России и народу русскому: «Третий же Рим – Москва, государство народа русского и ему всемогущим Промыслом Божиим определено отныне и до века хранить чистоту Православного вероучения, утверждающего конечное торжество Божественной справедливости и любви. Так к XVI в. определилось служение русского народа. Так что ключ к пониманию русской жизни лежит в области религиозной, церковной, и, не усвоив этого, не поймем мы ни себя, ни свой народ, ни свою историю.

Русская соборность – это сознание духовной общности народа, коренящейся в общем служении, в общем долге. С соборностью народа неразрывно связаны другие его драгоценные качества: державность и открытость. Державность – это сознание каждым ответственности отдельной личности за нравственное здоровье общества и крепость государства. Не принудительной ответственности «за страх», а добровольного религиозного служения «за совесть». <…> Оба эти народных качества с неизбежностью проявились в третьем – в открытости, всечеловечности русского характера. Открытость – это отрицание фальшивой национальной спеси самоценности национальной принадлежности. Это готовность бескорыстно соединиться с каждым, приемлющим святыни и нравственные устои народной жизни. Вспомнив все это, задумаемся: не пришла ли сегодня пора попристальнее всмотреться в себя? Взглянуть друг на друга. Оглянуться трезвенным взором вокруг. И может быть – найти в себе силы сказать честно, что в нас, сегодняшних, такой русскости уже почти не осталось. <…> Зададим себе тот главный вопрос, без ответа на который немыслимо само дальнейшее существование нашего народа: как вернуть себе ясно понимаемый смысл бытия? Как восстановить в себе черты народа-богоносца <…>? Как обезопасить себя от духовной заразы потребительства, этой поистине мировой чумы, растлившей и погубившей уже многие народы, бывшие некогда христианскими? Все эти и еще некоторые иные проблемы, стоящие сегодня перед нами, суть один и тот же вопрос: как дальше жить? <…> Жизнь общества, государства требует осмысленности так же, как и жизнь отдельного человека. <…> Критерием государственного устройства должна стать его богоносность, соотнесенность с тысячелетними святынями веры. <…> Нужно осознать, что если мы хотим выжить – нам надо научиться защищать себя, свою веру, свои святыни…» [3].

Тревожность и озабоченность митрополита Иоанна есть обобщенное выражение национальной тревоги за судьбу России, ее будущее – детей, ибо сегодня это дети, а завтра – это народ. Нам нужно полюбить себя в христианстве, полюбить свое многострадальное отечество, православную Русь, носительницу христианской культуры. Нам необходимо изменить свою жизнь в соответствии с евангельскими истинами, ибо, по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «отказ от евангельских ценностей как основания нашей цивилизации – прямой путь к уходу христианства со сцены истории, а значит, как мы знаем, к концу истории как таковой» [4].

Как нам вернуть себе образ Божий? Выход видится в понимании главных причин происходящего. Мы потеряли опору в православной вере, отошли от Бога и блуждаем во тьме. У нас нет твердого представления о Мироздании, Божием Домостроительстве, Божием замысле спасения человечества. Мы заменили истинные ценности ложными, потеряли критерии нравственности. Разрушается фундамент основ традиционной культуры, образования, воспитания. Нам нужно, как «блудному сыну», «прийти в себя» и вернуться из «страны далекой» к нашему Отцу Небесному с покаянием, чтобы Божие Человеколюбие явило нам свое милосердие и любовь.

 

СЕМЬЯ КАК БОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ СПАСЕНИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА 

Большая семья народов России состоит из миллионов семей. Семья – это маленькая ячейка Российского государства. Вполне понятно, что каждая семья вносит свою лепту в общее морально-этическое, духовно-нравственное, религиозное состояние всего российского общества. Далеко не каждый вступающий в брак осознает всю полноту ответственности за будущую семью.

В наше время с болью приходится наблюдать разрушение института семьи, нравственную и физическую деградацию детей. Многие младенцы рождаются уже тяжелобольными. Но еще страшнее появление на свет детей со склонностями ко злу. В раннем возрасте у них проявляется распущенность, чрезмерное себялюбие, эгоизм. С нашего молчаливого согласия, безразличия и равнодушия стали нормой их жизни наркотики, табак, спиртное, ранние половые связи. Мы слишком поздно понимаем, что наших детей надо воспитывать, учить элементарному добру, порядочности. Детям неуютно, непонятно, когда взрослые их не воспитывают, когда они растут, как придорожная трава, без присмотра и попечения родителей. Нежеланные, заброшенные дети, выросшие без любви, ласки, не имеющие представления об истинных, христианских, отношениях в семье, часто становятся недобрыми, холодными, жестокими, завистливыми, невежественными.

И начинаем мы думать – кто же виноват: семья, воспитатели, учителя, друзья или еще кто-то? Но нельзя забывать, что мы, родители, и только мы будем отвечать перед Богом за своих детей и отчасти за внуков. Нужно ясно осознавать, что не приложить должных усилий для спасения душ, нам вверенных, — все равно что погубить их.

 

…ЕСЛИ СЛЕПОЙ ВЕДЕТ СЛЕПОГО, ТО ОБА УПАДУТ В ЯМУ (Мф.15,14)

 

Чтобы вести других к спасению, нужно самому ясно видеть спасительный путь, что невозможно без знания Божественных истин: Божиего домостроительства, миропонимания, мироздания. Святитель Феофан, Затворник Вышенский, оставил нам ценнейшее руководство о нравственно-христианской жизни: «Корень христианской жизни в воплощенном домостроительстве! Без этого домостроительства христианство, жизнь христианская и спасение немыслимы. Оно предначертано от века, а в действие вош­ло в свое ему время, в лице Единого от Пресвятыя Троицы, нас ради человеков и нашего ради спасения, сошедшего с небес и воплотившего­ся от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося Христа Господа. От Него пошли христианская жизнь и спасение, и Им устроено и подается все потребное для этого. Все это и есть воплощенное домостроительство» [5].

Нельзя не разделить восхищения Святого Праведного Иоанна Кронштадтского чудной красотой мироздания, которую сотворил любвеобильный Бог для Его главного творения – человека: «Чудная благость и премудрость Божия и промышление Божие о Своих тварях, разумных и неразумных: все нужды и потребности их предусмотрены и все сотворено, что должно служить на пользу и удовольствие человека, в радость его жизни, – всякие предметы нужные и полезные. Все предусмотрено и создано в потребном количестве. Нет числа делам Твоим, нет числа премудрости Твоей, промысла Твоего! Слава Тебе за все, за все стихии и за дела Твои, за свет солнечный, лунный, звездный, за ветры Твои, за воды Твои бесчисленные! Аминь» [6].

Бог не оставляет свое высшее творение – человека – неустанным попечением, мудрым руководством, начиная от зачатия человека, его рождения до последнего смертного часа. Направляющее, воспитывающее Слово Божие посылается людям с самых древних времен в преданиях, пророчествах, законе пророка Моисея, в книгах Священного писания, в деяниях апостолов, в деяниях святых, в знамениях.

 

ХРИСТИАНСКИЙ БРАК КАК СОЮЗ ДВУХ ЛЮДЕЙ – МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

По своему замыслу Бог указывает путь человека к спасению через семью и в семье, благословляя первых людей – Адама и Еву. Бог заповедал в семье деторождение: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» [7].

По пришествии Своем на землю Господь Иисус Христос возвел брак в степень таинства: «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» [8].

         Супружество – счастье временное и вечное спасение. Поэтому приступать к нему следует не с легкомыслием, но со страхом и осторожностью. Добрым супружеством благословляет Бог того, кто своим благочестием предан Богу, уповает на Него и молится, чтобы Сам Он послал другую половину, угодную Ему и спасительную человеку.

         Встреча в жизни будущих супругов должна восприниматься как дар Божий, с любовью и почтением. Таинственное освящение супружеской жизни в чистоте целомудрии, жертвенности происходит в чине венчания.

         С древности знали, что воспитывать детей нужно уже с момента их зачатия, когда рождается Душа ребенка. «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя», – говорит Господь пророку Иеремии [9].

         Ребенок наследует наклонности своих родителей, как хорошие, так и плохие. Большую роль для физического здоровья и нравственного воспитания ребенка играет забота о нем родителей, особенно матери, уже в период беременности. Также важны и отношения между родителями. Если мать радуется, то и дитя веселится в утробе ее, а когда огорчается или плачет – ребенок тоже тревожится. Чем больше мать старается жить по воле Божией, тем более благотворно отражается это на нравственном состоянии ребенка, и наоборот.

         Огромную роль для будущего воспитания детей и их здоровья играет исповедь и Причастие родителей, особенно матери. «Во время исповеди она разрешается от своих грехов, а в таинстве Причастия соединяется с Богом посредством Тела и Крови Иисуса Христа» [10], исполняясь вместе со своим ребенком великой благодати.

         Радость и благодарение Богу за дарование ребенка сменяется заботой родителей освятить его Таинством крещения, дабы посвятить его на служение Богу истинному, положить на нем печать Божественного Духа, как основу и семя вечной жизни. Духовное рождение – святое крещение – превосходит по значению земное рождение. На младенца надевают животворящую святыню – нательный крестик, от которого идет Благодать Божия, дарующая силы жить чисто, честно, благородно – свято. От святого крещения младенцу придается Ангел-хранитель, который отвращает от него различные опасности. «Не забывай, христианин, что ты по крещению, миропомазанию и причислению к Церкви – гражданин неба и отечества небесного, куда Предтечею вошел наш Искупитель Христос Бог, Матерь Божия и все святые, ветхозаветные и новозаветные» [11]. «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» [12].

 

СЕМЬЯ – МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ

Если Церковь – это объединение, единство людей в Боге, то христианская семья есть малая Церковь, единство любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. Родители призваны стать примерами христианской жизни и веры. Нельзя говорить о христианской жизни в семье, если в ней не осуществляется жизнь малой Церкви: стремление к добру, к истине, к миру и любви, к Богу. Семья даже в самые трудные времена – это малая Церковь. В семейной жизни бывают периоды, когда только кто-то один остается исповедником, продолжателем христианской веры, христианского отношения к жизни. В наше время это часто наблюдаемое явление.

 

СЕМЬЯ – НАСЛЕДНИЦА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ

Семья есть нечто большее, чем отец, мать и дети. Семья – это наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. Невозможно создать подлинный христианский жизненный уклад, пренебрегая традициями. Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию. Из семейной традиции почитания предков и отеческих могил, семейного очага и национальных обычаев создавалась культура национального самосознания и патриотической верности. Семья есть для ребенка первое родное место на земле, источник не только тепла и питания, но и любви и духовного понимания. Сама идея Родины – лона моего рождения – и Отечества, земного гнезда моих отцов и предков, возникла из недр семьи.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. немецкие фашисты насильно угоняли, увозили российских детей с завоеванных территорий в Германию. Матери бежали за уходящими вагонами и кричали детям: «Помни имя свое, помни: твоя Родина – Россия!»

Старейший иерарх Русской Православной Церкви митрополит Антоний Сурожский в одной из проповедей рассказывает следующее: «Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. много детей находились в немецких концлагерях. Они умирали от голода и непосильной работы. В один из концлагерей к ним попросился некий отец Сельвестр, чтобы возместить им то, чего они лишились: тепла, любви. Один мальчик вел себя так, словно он читал и знал Евангелие. Отец Сельвестр спросил его о Евангелии.

– А что это? Никогда не читал.

– Это книга, которая рассказывает о жизни Иисуса Христа.

– А кто это? Никогда не слышал.

Оказалось потом, что его родители были верующими. Они жили по Евангелию в вере и любви, и он тоже жил так. Духовное зерно органически укрепилось в мальчике с молоком матери на всю жизнь.

Именно православные семьи российские от крещения Руси и по сей день совершают невидимый подвиг, выполняя Божию заповедь – хранить веру православную.

 

РОДИТЕЛИ: ОТЕЦ, МАТЬ

О каждом человеке есть Божий замысел. Благо, если в семье это понимают и способствуют его осуществлению, соработничествуют с Богом. От этого зависит, как наша жизнь начинается, продолжается и заканчивается.

Первые лица в семье – отец и мать. Отец не только муж, но и тот человек, без которого в семье нет и не может быть материнства. Мать никогда не заменит отца. Он является духовным главой семьи, ее опорой и защитой. Если отец предстательствует за детей в Боге, то Господь открывает путь каждого из детей к Богу, и отец старается способствовать тому, чтобы дети шли этим путем. Отец знает каждого ребенка. Спокойствие семьи во многом зависит от отца. Он защищает в трудные минуты всех членов семьи, является примером мужества, твердости. Он – ее моральная сила.

Понятия «мать», «материнство» должны быть святы, ибо мать в семье призвана быть источником семейной связи, ее духовной силой. У матери особое единение с каждым ребенком, не столь бытовой и жизненной связью, сколь близостью внутренней, сердечной. 

По словам апостола Павла, жена «спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» [13]. Не нужно бояться рождать детей даже в трудное время: «Дети – это благословение Божие» [14]. Чем больше детей, тем изобильнее Господь дает счастье и радость родителям, если они прикладывают все усилия – и духовные, и физические. Сколько Господь пошлет детей, столько и поможет прокормить, ведь у Бога и малые птицы не забыты, «и волосы у человека на голове сочтены» [15]. Когда родители оставляют этот мир и переходят в вечность, на Земле остаются их дети, которые о них молятся.

 

 ВОСПРИЕМНИКИ: КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ И КРЕСТНАЯ МАТЬ

Первое место после родителей в деле воспитания традиционно занимают крестный отец и крестная мать. Они ручаются перед лицем Самого Бога за будущую веру и христианскую жизнь крещаемых, когда они достигнут возраста самосознания. Церковь возлагает на них обязанность учить воспринятых ими от святой купели истинам веры, своим примером и словом наставлять их на всякое доброе дело.

 

МИР БОЖИЙ 

Родители являются первыми учителями своих детей. Они призваны день за днем открывать детям Божий мир, окружающий нас. Изучать это дивное творение Господа человек начинает с первых дней своей жизни, едва лишь у ребенка раскрываются глаза, и он начинает делать свои первые наблюдения.

Душа ребенка изначально духовна. Необходимо с любовью направлять ее развитие. Духовно-нравственное развитие состоится, если получаемые познания об окружающем мире ребенок будет воспринимать не только разумом, но и душой. Знания, не окрашенные духовным светом, не смогут сформировать внутренний мир ребенка, дающий ему свободу, но свободу нравственно ограниченную. Нужно научить ребенка видеть красоту мира во всем его многообразии, понимать истинную красоту взаимоотношений между людьми. Дальнейшее развитие души ребенка и его нравственных качеств нужно направлять на любовь ко всему живому, вызвать у него желание, а далее и потребность заботиться об окружающем его мире, нести за него ответственность. Очень важно помогать ребенку всякий раз исполнять свои добрые желания: не только хотеть помочь, но помогать, не только сопереживать, но поддержать, не только сострадать, но позаботиться. Очень полезно в доброжелательной обстановке обсуждать с детьми их хорошие дела. В атмосфере доверительности дети рассказывают и о плохих поступках, словно раскаиваясь в них. В таких ситуациях ребенку очень нужно сочувствие, ибо порок как болезнь, от которой нужно выздороветь. Таким выздоровлением для него будет побуждение к хорошему, к посещению храма, к исповеди.

Очень важным в духовно-нравственном развитии ребенка является воспитание в нем нравственной активности, когда он не только сам сделает добро, но и других увлечет за собой. Это высокий уровень развития и требует большого душевного труда ребенка, который в будущем при постоянном содействии христианского уклада семьи может достичь высоких духовно-нравственных качеств.

 

ИКОНА

В каждой православной семье есть иконы, перед которыми молятся родители и дети. Икона являет собой образ Горнего мира, ибо икона всегда отражает внутренний мир. Икона – это праздник, это рассуждение, это борец за укрепление Православия. Детям в самом раннем возрасте стоит объяснить, что икона не Сам Бог, Богородица или святой, а лишь их изображение. Поэтому не иконе мы должны молиться, а Богу, Богородице, святому.

Детям будет интересно узнать, как Сам Спаситель дал нам Свое изображение. Умывшись, Он отер пречистый Лик Свой полотенцем и чудесно изобразил его на этом полотенце для больного князя Авгаря. Когда больной князь помолился перед этим нерукотворенным изображением (образом) Спасителя, то исцелился от болезни своей.

В беседе с детьми хорошо рассказать о древнем предании, как святой Евангелист Лука, удовлетворяя благочестивому желанию верующих видеть лик Божий Матери, написал образ Ея, и когда представил его Приснодеве, то она изрекла: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с ним».

Необходимо объяснять детям содержание сюжета икон, что намного обогатит их духовный мир.

 

МОЛИТВА. ХРАМ. ИСПОВЕДЬ

Жизнь и молитва нераздельны, ибо молитва есть дыхание духовной жизни. Жизнь без молитвы – это жизнь, в которой отсутствует главнейшее делание.

В православной семье детям прививаются понятия о Боге как источнике жизни, блага и добра с первым пробуждением сознания. В это же время они научаются молитве. Важно каждому ребенку усвоить на всю жизнь, «что первым его движением по пробуждении должно быть сложение перстов и крестное знамение, первые слова – хвала Господу, первая беседа – молитва, первое вкушение в течение дня – причастие или принятие святой воды и освященного хлеба (просфоры, антидора, артоса)» [16].

Обычно дитя начинает с «детской молитвы», т.е. своими словами, далее усваивает простую молитву: «Господи, помилуй!», «Господи, благослови!», «Слава Тебе, Господи!». Постепенно молитва становится сердечной.

Молитва – это не только радостный, но и тяжелый труд, поэтому очень важно воспитывать в детях трудолюбие с самых ранних лет. Ленивый человек и о молитве радеть не будет.

Каждый христианин знает библейскую заповедь: «Шесть дней делай дела твои, день седьмой – Господу твоему».

Ежевоскресное посещение храма Божия, а также в двунадесятые, великие праздники — всегда радостное событие в семье. В храме родители и дети переживают незабываемые часы, дни. Храм является атмосферой благодатной жизни, особенно когда взрослые совершают вместе с детьми все обряды. В храме дети учатся благоговейно относиться к иконам, святыням. Их взор впитывает красоту, величие окружающего, и сердце переполняется любовью к Господу.

С семи лет младенец становится отроком и считается ответственным за свои поступки. С этих лет необходимо воспитать в детях духовную чистоплотность, воспитать потребность смывать грех в таинстве покаяния через исповедь. В таинствах Церкви дети общаются с самим Господом. Ограничивая их участие в таинствах, родители нарушают заповедь Спасителя: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» [17].

 

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Блаженны слушающие и читающие Слово Божие

По мере взросления дети вступают в отроческий, юношеский период жизни. Положенные в детстве, с первых лет, начала христианской веры не только будут сохранены, но и возрастут, укоренятся при дальнейшем воспитании детей в благочестии. Главная цель воспитания в семье – чтобы дети осознавали себя христианами, чтобы понимали, что они не слепые исповедники, а собственной волей выбирают жизнь христианскую.

Восходя по духовной лестнице познания, повзрослевшие дети приходят к необходимости чтения Священного Писания. Это требует с самого начала серьезного отношения к пониманию текстов Слова Божия.

Началом, как видится, должно стать «Божественное откровение», то есть «то, что каждому человеку для благоугождения Богу и спасения души нужно знать о Боге. Оно вложено в нас Творцом уже при самом создании в голосе совести, то осуждающей, то одобряющей нас» [18], «и в разуме, которым мы познаем и самих себя и все нас окружающее, и  из этого познания заключаем о Боге как Творце и Промыслителе» [19].

Божественное откровение, записанное пророками и апостолами по вдохновению от Духа Святого, наименовано Священным Писанием. У святых отцов оно чаще именуется Святая Библия или просто Библия. Библия – слово греческого происхождения и означает «книги». Всех книг, составляющих Библию, – 77. Все книги разделяются на две части: на книги, написанные до Рождества Христова пророками, и книги, написанные после Рождества Христова апостолами. Первых книг 50, и они называются Ветхим Заветом; последние 27 книг называются Новым Заветом.

Святое Четвероевангелие – это 4 книги канонических Евангелий. Слово евангелие с греческого означает «благая весть». Благая, потому что Иисус Христос совершил примирение людей с Богом, принес им учение о праведной жизни, указал путь к спасению, к жизни вечной. Евангелия были написано апостолами Матфеем, Марком, Лукой, Иоанном, которые изложили земную жизнь и учение своего учителя Иисуса Христа.

Очень полезно обсудить в семье, разъяснить детям, что свидетельствует Христос Спаситель о слове Божием.

«Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. Если … слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.

… Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у Него сотворим. … Не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек».

Важно также знать, что жизнь человека разграничена тремя главными отношениями – к Богу, к ближним и к самому себе. Для всех этих отношений человеку даны евангельские заповеди, исполняя которые человек получает не только счастье в этой жизни, но и блаженство в жизни будущей. Не исполняя евангельские заповеди, человек не только в будущей жизни подвергается вечным мучениям, но и в этой жизни не будет иметь счастья.

 

Кто не родился от воды и Духа – не может войти в Царство Божие [20]

 

Пока живы наши родители, мы – дети, и родительская любовь, молитва, благословение, совет с нами пребывают. Счастливы родители, если дети их покидают родное гнездо окрепшими духовно и нравственно, подготовленными к восприятию Вечной Жизни, о которой пишет тайнозритель апостол Павел: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце никому из людей, что приготовил Бог любящим Его» [21].

А когда придет время родителям дать ответ перед Богом, они смогут сказать: «Господи, вот мы и дети, которых Ты нам дал!» [22].

Много ли российских семей, родителей, детей, которые могут дерзнуть готовностью дать ответ перед Богом о своей праведной жизни? Много ли их, кто хотя бы задумывается об этом? Еще слишком слаба духовно-нравственная сила российского народа, еще не освободился он от религиозного одичания, забыл об обязанности быть народом православным, промыслительно возложенной на него Самим Богом.

Будем же вслед за Иоанном Кронштадтским молиться и просить: «Господи, выведи Россию на путь истинный и спасительный за все страдания и мученическую кончину от смертоносных орудий верных чад ея, такого множества во всех концах ея. Господи, насади твердую веру в сердцах всех сынов ея, да сияет Церковь твоя православием, благочестием нелицемерным; все сословия научи верить и ходить путем заповедей Твоих» [23].

Самое время нам сейчас прислушаться к призыву Слова Божиего, к отеческому зову Самого Христа, Господа нашего: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо, да слышит…» [24].

 

Библиографический список

  1. Самодержавие духа. Митрополит Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский. – С.-Петербург, 1996. – С.11.
  2. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Освященном Архиерейском Соборе РПЦ (2-3 февраля 2016 г.).
  3. Там же.
  4. Проповеди. Митрополит Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский.
  5. О нашем спасении. Святитель Иоанн Затворник Вышенский. – Москва, 2003. – С. 20.
  6. Живой Колос. Преподобный Иоанн Кронштадтский. – С.- Петербург. – С. 12.
  7. Там же. С. 15.
  8. Там же. С. 31.
  9. Быт. 1, 28.
  10. Мф.19, 3-6.
  11. Иер. 1, 5.
  12. Ин. 6, 56.
  13. Ефес. 2, 19.
  14. Тим. 2. 15.
  15. Быт. 1, 28.
  16. Лк. 12, 6-7.
  17. Православная педагогика. Священник Евгений Шестун. – Самара, 1998. – С. 482.
  18. Мк. 10, 14.
  19. Рим. 1, 19; Деян. 1, 26-28.
  20. Рим. 1. 20; Пс. 18, 1 и др.
  21. Ин. 3, 5.
  22. 1 Кор. 2, 9;
  23. Евр. 2, 13.
  24. Апок. 3: 20-21.

Оставить комментарий