Ярославская Духовная Семинария

Вы — соль земли… Вы свет мира… (Матф.5:13-14)

Семантика слова «человек» в латинском, греческом и русском языках и её соотношение с особенностями западноевропейского, греческого и славянского менталитетов

Опубликовано Фев 3, 2018 в © Титов Олег Анатольевич, Древнегреческий язык, Латинский язык | Нет комментариев

Семантика слова «человек» в латинском, греческом и русском языках и её соотношение с особенностями западноевропейского, греческого и славянского менталитетов

 

Из всех живых творений лишь человеку дарована тяга к познанию. И мы стремимся приблизиться к пониманию Бога, выявить законы Вселенной, найти смысл своего существования. Однако каждый раз – в любой системе знаний – центральным оказывается вопрос: а кто есть сам человек? Ответ на него определяет и все остальные особенности мировоззрения. Тем не менее вопрос этот наиболее сложный. Дело в том, что у человека множество разных признаков, качеств, способностей… Какие из них в первую очередь делают его человеком? Выясняется, что к единому решению этой проблемы люди так и не пришли. Поэтому мы встречаем самые разные определения: от платоновского «Человек – это двуногое существо, лишённое перьев, и с широкими ногтями» [1,  с. 246] до современного, зафиксированного в Толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, что человек – это «живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда» [2, с. 879].

Помимо определений, созданных отдельными людьми или группами исследователей, существуют и такие понимания человека, что присущи всему народу. Их можно выявить посредством анализа языка. Известно, что именно язык является сокровищницей знаний и представлений народа. Название предмету здесь в большинстве случаев даётся по тому его признаку, что наиболее важен с точки зрения всего коллектива говорящих на данном языке людей. Но и здесь мы встретимся с разными пониманиями того, что же является главным качеством человека. У каждого народа складывается свой менталитет, безусловно проявляющийся в языке. Остановимся на значении слова «человек» в языках тех народов, культуры которых предопределили нашу православную культуру или в определённых аспектах ей противопоставлены.

Итак, человек… Что является главным его признаком? В древнегреческом языке человек называется «άνθρωπος». Это слово известно многим как составная часть терминов и характеристик – антропология (наука о человеке), синантроп (китайский человек), питекантроп (обезьяночеловек), мизантроп (человеконенавистник), филантроп (человеколюбец)… Само же слово «άνθρωπος» происходит, на наш взгляд, от двух греческих лексем – «άνα» (вверху) и «τρόπος» (образ). Получается, что человек – это образ того, Кто вверху. То есть он создан по образу и подобию Бога. Неслучайно греки стремились к развитию тела, разума и души, а также гармонии между ними. При таком понимании возрастает уважение к человеку, выясняется его соотношение с Богом, определяется цель его бытия – телесное, нравственное, духовное самосовершенствование. Человек тянется к Богу, как образ стремится стать всё более похожим на свой прототип. А для этого необходима постоянная работа по улучшению самого себя, познанию собственной сути. Неслучайно человек – гармоничный человек – стоит в центре древнегреческой культуры, культуры антропоцентричной.

Теперь посмотрим, как понимали человека древние римляне – другой народ, стоящий у истоков европейской цивилизации и культуры. Человек по-латински «homo», человеческий – «humānus». Отсюда гуманизм (человечность), гуманоид (человекоподобный), гуманитарный (связанный с познанием человека)… Однако само латинское слово «homo» восходит к «humus», что означает «земля», «почва». И здесь уже не отмечается никакого богоподобия. Человек – существо низшее, сотворённое из праха земного и в прах возвращающееся. В наименовании подчёркивается лишь материальная составляющая человека. Духовная природа, божественная искра, способность к творчеству – всё это не важно. Неслучайно все основные силы римлян направляются на организацию материального благополучия, обустройство государства и частного быта: дороги, чёткая планировка городов, рациональная организация армии, экономики, управления… Именно римляне заложили основы европейского прагматизма, «здравого смысла», установки на развитие точных наук и техники. Здесь важнее всего материальная сторона человека, в то время как для культуры греческой приоритетной оказывается духовная составляющая. Уже на этом уровне проявляются важнейшие отличия римской и греческой культур: первая стремится к обустройству быта, вторая – к возвышению души.

Современная западная цивилизация стала прямым наследником Древнего Рима. Это проявляется и в менталитете, и в языке. Латинский «земной» «homo» звучит в английском «human», французском «homme», итальянском «uomo». Появляются и другие наименования. Прежде всего, это слова, образованные от латинского «mens» (разум): английское «man», немецкое «Mann»… Таким образом, другое важнейшее свойство человека, с точки зрения западной культуры, — это разум. Но, с одной стороны, разумом обладают и животные, а с другой – помимо разума в человеке таится и сильнейшее иррациональное начало. Тем не менее западная культура продолжает рассматривать человека как исключительно разумное существо, которому достаточно объяснить причины его недостойного поведения, чтобы он исправился и создал основанное на разумных принципах общественное устройство. Идеи порядка, рационального отношения к жизни, трезвого расчёта и «здравого смысла», культивируемые на Западе, основываются на искажённом, неполном понимании природы человека. При всём внешнем благополучии человек в таком обществе не может быть по-настоящему счастлив, не может ощутить истинную степень своей греховности, не может уделить большее внимание своей душе. Не отсюда ли и возрастающие проблемы с «душевными» болезнями, от которых не могут спасти представителей западной цивилизации столь популярные у них психотерапевты, психологи, психоаналитики?

А какова ситуация у нас? Известно, что славянские народы испытали сильное влияние со стороны и греков, и римлян. Но каково же было их собственное понимание человека? Несмотря на внешнюю простоту, это слово вовсе не распадается на две части, образующие словосочетание «чело века» («высший продукт времени, эволюции»). Всё оказывается сложнее, и не существует общепризнанной гипотезы о происхождении этого слова. Например, немецкий лингвист Циммер пытается рассмотреть его как соединение индоевропейского «kel» (стая, клан) с древнепрусским «vaix» (дитя, потомок) [3, с. 626], что выглядит явно натянуто. Такая интерпретация слова слишком напоминает прочие попытки немецких учёных принизить роль славян в истории и свести их к людям второго сорта, чуть ли не животным. Более близкой к истине представляется нам идея, высказанная ещё старшим современником А. С. Пушкина Президентом российской академии наук адмиралом А. С. Шишковым, гипотеза, поддержанная многими отечественными филологами. «Слово сие, — писал А. С. Шишков в своём «Славянорусском корнеслове», — кажется составленным из двух цельных, без всякого изменения, слов чело и век; но сии два слова, порознь взятые, не дают ни малейшего понятия о человеке. Итак, надлежит думать, что оно испорчено из какого-нибудь иного слова. В некоторых славенских наречиях пишут и говорят цловек. Буквы ч, цис удобно заменяются одна другою; а потому цловек легко могло измениться из словек от имени слово; и тогда название человек (от словек, то есть словесник) будет действительно отличать свойство его от безсловесных тварей» [4]. Предположения А. С. Шишкова подтверждаются и современными данными исторической фонетики, вполне допускающей появление Ч из первоначальной С и развитие между ними вставного гласного Ь. Взяв за основу эту гипотезу, мы увидим, что славяне основным свойством человека считали его владение речью. Это действительно то качество, что выделяет человека из всех остальных земных существ. Однако носителем Слова может быть ещё одно существо – Бог. И здесь оказывается, что мотивировка слова «человек» отражает общее для Бога и человека свойство – творить посредством слова. Такое объяснение названия подтверждается и другими данными. Известно, что до XVII века славяне именовали себя СЛОВЕНАМИ, где опять-таки звучит корень «слов», как и в названиях других славянских народов – «словаки», «словенцы». Лишь с развитием идеи старца Филофея о Москве – Третьем Риме потребовалось изменить СЛОВО на СЛАВА. Вспомним, что ещё и в XIX веке слова «язык» и «народ» были синонимами. «И назовёт меня всяк сущий в ней язык,» — пишет А. С. Пушкин и перечисляет далее не языки, а наименования народов. Неслучайно отсюда и называние всех иностранцев, не говорящих на понятном языке, «немцами», то есть немыми. Действительно, понимание человека, прежде всего, как носителя слова присуще всей славянской культуре. При таком отношении к человеку она естественно оказывается более близка к греческой, нежели латинской. И в греческом понимании человека, и в славянском в нём подчёркивается его божественная суть, но если в первой он оказывается лишь отражением высшего идеала, то во второй у человека выделяется общая с Божеством способность к творчеству – творчеству мира, а прежде всего к преображению самого себя, своей жизни, своей души… Неслучайно наши предки выбрали христианство именно в восточном, греческом его варианте, где человек оказывается более значим, богоподобен и продолжает совершенствоваться.

Да, человек обладает многими свойствами, но мы всегда должны помнить о тех, что в первую очередь отличают его от других живых существ и уподобляют Богу. И здесь очень важна роль языка, который хранит в себе истинное понимание природы многих явлений и объясняет нам нас самих.

 

Библиографический список

  1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [Текст] / Диоген Лаэртский. – М., 1979.
  2. Ожегов, С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М., 2004.
  3. Семёнов А. В. Этимологический словарь русского языка [Текст] / А. В. Семёнов. – М., 2004.
  4. Шишков А. С. Славянорусский корнеслов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: fanread.ru›Книги›8601806

Оставить комментарий