Ярославская Духовная Семинария

Вы — соль земли… Вы свет мира… (Матф.5:13-14)

Место предметов гуманитарного цикла в системе общего образования

Опубликовано Фев 3, 2018 в © Чеканова Нина Васильевна, Педагогика | Нет комментариев

Место предметов гуманитарного цикла в системе общего образования

В настоящее время российская система общего образования в целом и ее подсистемы, в частности, гуманитарное (особенно социально-гуманитарное) образование переживают затянувшийся процесс модернизации. Необходимость изменений вызвана, безусловно, важными объективными причинами. Это прежде всего – понимание и признание: 1) поликультурности, многонациональности и поликонфессиональности современного российского общества, 2) соответствия уровня образования критериям качества, требованиям инновационной экономики и конкурентоспособности России в глобальном мире, 3) ускорения процессов глобализации и, как следствие, активной международной кооперации и разделения труда, 4) усилившегося взаимовлияния государств и культур, 5) неизбежности интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом богатейшего российского образовательного и историко-культурного контекста.  

В самом общем смысле в качестве главной цели процесса модернизации российской системы образования, всех осуществленных и предполагаемых нововведений провозглашается необходимость достижения современного уровня образования. Однако существует ли некая модель или определен ли некий уровень современного образования, что они собою представляют? И, если они есть, то, в каком приближении к этой модели или к этому уровню находится наше сегодняшнее школьное образование? Попыткой ответить на эти вопросы и сформулировать общественные и государственные требования к системе общего образования, включая цели изучения гуманитарных дисциплин, стал предпринятый в 2004 г. первый опыт стандартизации российского образования, в частности – разработка и утверждение Министерством образования РФ федерального компонента государственного образовательного стандарта. Стандарт первого поколения фактически представлял собой профессионально подготовленную «суперпрограмму» по всем учебным предметам. Его задачей, прежде всего, было обеспечение нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования в условиях многообразия образовательных систем, вариативного образования и т.п. Однако этот вариант стандарта не стал основой объединения всех тех сил, которые были заинтересованы в модернизации образовательной системы. По существу, он касался лишь одной составляющей процесса образования – обучения, когда школа должна была отработать обязательный для усвоения и предъявления обучающимися минимальный набор учебных знаний, умений и навыков. Стандарт практически не затрагивал вторую составляющую образовательного процесса – воспитание, формированиея личности обучающегося. Этим была продиктована задача разработки нового федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) – «стандарта второго поколения», который был принят в течение 2009-2012 гг. ФГОС акцентировал внимание на обеспечении условий для развития полноценной интеллектуально развитой и социально ориентированной личности обучающихся, стимулировав тем самым создание инновационной системы образования, ориентированной на формирование инновационной экономики и инновационные аспекты деятельности педагогов.

Таким образом, на смену технократической парадигме российской системы образования пришла новая – развивающая, личностно-ориентированная, компетентностная, системно-деятельностная. Однако и современная парадигма в лучшем случае неполна, в худшем неверна: в ней отсутствуют ясные ценностные ориентиры, а прагматический характер современного знания не учитывает субъективной составляющей процесса образования, связанной с социальными или личными потрясениями обучающегося, или с его запросами духовного плана. В результате российская школа в целом, и учитель, и ученик и сегодня мечутся среди огромного количества педагогических подходов, технологий, методик, приемов, требований, задач и пр.

 Всегда, во все времена, начиная с античной Греции, где впервые сложилась некая система светского образования, главной его целью была передача подрастающему поколению накопленного социального опыта (в широком смысле понимания этого термина). Этот опыт слагался (и слагается до сих пор), как правило, из четырех основных компонентов: 1) знания о природе, технике, человеке, обществе и государстве; 2) владения производственными навыками; 3) владения приемами и практикой интеллектуальной деятельности; 4) аксиологического опыта, т.е. формирования и закрепления у подрастающих поколений эмоционально-ценностного отношения к действительности. Иначе говоря, социальный опыт всегда отражал и отражает следующие состояния: что и как человек чувствует, понимает, знает и делает. Таким образом, социальный опыт – это система знания, взглядов и представлений человека об окружающей действительности, но вместе с тем это и совокупность убеждений и принципов, определяющих отношение человека к окружающей действительности, совокупность практических приемов и навыков, определяющих его место и роль в этой действительности.[1]

Понимание процесса образования как передачи социального опыта в обозначенном нами контексте указывает на его колоссальную мировоззренческую и гуманистическую составляющую, что в свою очередь определяет его огромный воспитательный заряд: миссия образования не только (и даже, может быть, не столько) привить обучающимся некоторую сумму знаний, но прежде всего — сформировать личность; развить не только интеллект, но и гражданскую и нравственную ответственность, морально-этическое и эмоционально-эстетическое чувства, творческую активность и инициативу.[2]

В этом двуедином процессе — усвоения системы знаний, с одной стороны, и развития личности, обретения ею духовно-нравственного и социального опыта – с другой, — предметы гуманитарного цикла должны занять важнейшее место. Определяя место предметов гуманитарного цикла в системе общего образования, нельзя рассматривать их только как способ расширения общего кругозора. Они являются и должны восприниматься обучающимися как необходимый элемент полноценного общего образования. В этом смысле преподавание предметов гуманитарного цикла выполняет когнитивную функцию: позволяет, во-первых, эффективно формировать общие представления о человеке, природе, обществе и государстве; во-вторых, лучше понимать накопленный веками общечеловеческий культурный опыт; в-третьих, более глубоко усваивать особенности и специфику развития отечественной культуры и истории. Изучение гуманитарных предметов позволяет формировать и развивать важнейшие учебно-познавательные компетенции: организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку учебно-познавательной деятельности; ставить познавательную цель и познавательные задачи, организовывать их достижение и уметь их пояснить; задавать вопросы к наблюдаемым и озвученным фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; выбирать средства и способы достижения цели и решения поставленных познавательных задач; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия целостной картины мира и т.п.

Таким образом, определяя место предметов гуманитарного цикла в образовательной системе, следует прежде всего иметь в виду общеобразовательные цели.

Наряду с этим в школьной среде бытует мнение, что такие дисциплины, как литература, история, обществознание, география не относятся к «основным» предметам и играют в образовательном процессе второстепенную роль (основные предметы – математика и русский язык). Подобное отношение к гуманитарным дисциплинам формирует у обучающихся изначально неверные представления о значении предметов данного цикла. В конечном итоге, когда наступает время выбора будущей профессии, а, следовательно, своей роли и своего будущего места в обществе, выпускники школы оказываются «функционально безграмотными» и интеллектуально пассивными. Школа, безусловно, учит их читать и писать и даже прививает значительную сумму знаний. Однако эти знания оказываются “мертвым грузом”, т.к. выпускники не умеют систематизировать, логически осмыслить, отчетливо выразить и использовать на практике полученные знания.

В связи с этим важной составляющей в преподавании предметов гуманитарного цикла, и с точки зрения дидактики, и с точки зрения аксиологии, должна выступать следующая задача: необходимо прививать учащимся отчетливое понимание значимости соприкосновения с гуманитарным знанием. Эта значимость диктуется не только чисто прагматическим причинами, но и тем, что в общечеловеческом гуманитарном наследии содержится такое конкретно-теоретическое и морально-этическое богатство, в нем обозначены такие проблемы и такие способы решения этих проблем, которые не просто представляют значительный интерес сами по себе, но помогают шире и глубже понять истоки, основы и особенности многих социально-экономических, политических и культурных явлений современной жизни.

Место предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования определяется не только общеобразовательными, но и конкретными содержательными целями. Успешность процессов обучения и воспитания, формирования гражданственности и российской культурной идентичности во многом зависит от эффективности изучения гуманитарных дисциплин и «гуманитарного образования» в целом. Так, эффективность изучения национальной культуры, краеведения (истории родного края), родного языка и национальной литературы способствует формированию не только этнической идентичности, но и общероссийской гражданственности, т.к. позволяет через восприятие «малой Родины» как органичной части единого российского государства осознать себя его гражданином.

Эффективность изучения таких предметов, как всеобщая история, экономика и право, мировая художественная культура, мировая литература, история религий народов мира (даже изучение математики и информатики, как универсальных языковых систем), способствует приобщению к достижениям мировой культуры, пониманию всеобщей истории как истории человечества, истории цивилизаций и вместе с этим способствует приобщению к общечеловеческим ценностям, формированию «общечеловеческой идентичности».

Эффективность приобщения школьников к таким дисциплинам, как этика и эстетика (пусть даже на уровне включенных курсов), способствует формированию аксиологических установок личности и закреплению их в практической жизни.

Материал гуманитарных предметов имеет значение, выходящее за рамки учебного процесса. Например, этическое сознание древних греков обращалось ко многим социальным и нравственным проблемам: соотношению между законопослушанием и свободой волевого импульса, соотношению фатализма и внутреннего этического императива и т.п. – все эти идеи стали основой не только философии, мировой художественной литературы и исторической науки, но и основой современных общественных наук (социологии и политологии). В этом смысле, место предметов гуманитарного цикла в образовательном и воспитательном процессах определяется тем, что их преподавание позволяет сформировать полноценную, самодостаточную личность, способную формулировать личностно- и общественно значимые стратегические цели, конкретные тактические задачи и способы их достижения. Немаловажен и тот факт, что широкое системное гуманитарное знание позволяет мыслить метафорично, образно, логично и лаконично.

Таким образом, сегодня процесс образования мыслится как «человекообразующий» процесс, и предметы гуманитарного цикла должны занять в нем важнейшее место. Усиление гуманитарной составляющей в образовательном и воспитательном процессах позволит: во-первых, актуализировать гуманистическую ориентацию российской системы образования; во-вторых, заложить основы знаний о человеке, обществе, общечеловеческих и гражданских ценностях, сформировать совокупность умений и навыков адаптироваться в социально-политической среде; наконец, заложить основы диалогического сознания и мышления, позитивного отношения к поликультурному характеру мира, что в условия нарастающего процесса глобализации может, образно говоря, сформировать у обучающихся «полифонический слух» по отношению к окружающему миру.

Однако реализация образовательного, развивающего и воспитательного потенциала гуманитарного образования может натолкнуться на серьезные проблемы. Это: 1) слабая в ряде случаев заинтересованность образовательных учреждений в удовлетворении образовательных запросов граждан, направленных на получение качественного образования, отвечающего современным требованиям личности, общества и государства; 2) недостаточное внимание к поиску эффективных подходов к процессу развития личности, формирования гражданственности, российской идентичности молодежи; 3) низкий уровень восприятия российской образовательной системой мировых тенденций развития образования, суть которых заключается в выработке у современных школьников умений и навыков самостоятельного освоения знаний и применения их в конкретных практических ситуациях; 4) недостаточное внимание к теории и практике поликультурного, многоперспективного и компетентностного подходов в содержании подготовки самих педагогов, которые в большинстве случаев просто не знают о существующем педагогическом опыте.

Инструментами преодоления этих проблем и реализации целей и задач, стоящих сегодня перед российской системой образования, могут выступать: формирование новой информационно-образовательной среды, подготовка нового поколения учебников по гуманитарным дисциплинам, развитие информационных ресурсов и т.п. Особое место в этом ряду должен занять такой инструмент, как повышение квалификации педагогов: профессиональная и личная готовность педагогических кадров участвовать в решении комплекса социально-педагогических задач, воспринимать новые тенденции развития российской системы образования, обеспечивать необходимые изменения в содержании образования, осваивать современные образовательные технологии и способы измерения результата образовательных достижений. В этом процессе свою специфическую роль должна сыграть система дополнительного профессионального образования, которая могла бы предложить новые образовательные программы, направленные на повышение квалификации учителей гуманитарных дисциплин и учитывающие ценностные, целевые и содержательные ориентиры деятельности педагога в условиях модернизации школьного образования.

[1] В этом смысле процесс образования следует понимать как сложный процесс, содержанием которого является обеспечение усвоения основ социального опыта, а педагогические приемы, методики, технологии и пр., т.е. способы общения между теми, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает, выступают лишь формами образования. См.: Дьяченко В.К. Новая дидактика. – М.: Народное образование, 2001. – С. 63-72, 101.

[2] В западноевропейской педагогике подобный подход получил название холистического – авторы Р. Миллер и Дж. Макс. См.: Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров/ Под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2001. – С. 18.

Оставить комментарий