Ярославская Духовная Семинария

Вы — соль земли… Вы свет мира… (Матф.5:13-14)

Переход от язычества к христианству как смена миропонимания у славянских и неславянских народов (на примере Северо-Восточной Руси)

Опубликовано Янв 30, 2018 в © Игумен Николай (Шишкин), История Русской Православной Церкви | Нет комментариев

Переход от язычества к христианству как смена миропонимания у славянских и неславянских народов (на примере Северо-Восточной Руси)

Слово «мир» в славянских языках употреблялось в нескольких значениях. Во-первых, мир как совокупность живущих в нем людей. Во-вторых, мир как отсутствие войны и некое благоденствие. В-третьих, мир как Вселенная.

Со сменой духовной парадигмы развития славянские и неславянские народы Северо-Восточной Руси познакомились еще с двумя значениями   этого слова: духовный мир («Мир Мой даю вам», — говорит Господь) и мир как совокупность зла, лежащего в нем («Радуйтесь, ибо Я победил мир»).

Вот такое миропонимание возникло в среде славян на сломе эпох, и, конечно, вопросов было больше, чем ответов. Для того, чтобы отвечать на такие вопросы, требовались учителя, прошедшие как школьный, так и духовный искус. Здесь следует сказать о тех людях, кто смог по своим внутренним, интеллектуальным, психофизическим и духовным качествам вместить полноту не просто христианства, а именно Православия.

Существует, я бы сказал, псевдонаучный миф о том, что на территории нынешней Святой Руси некогда существовало русское государство с некими границами и языческой духовной иерархией. По поводу наличия иерархии в языческих культах сомневаться не приходится, потому как никакая религиозная общность (в том числе и Православие) не может существовать без определенной иерархии. Вопрос – кто стоит во главе иерархии. Возможно, духовные языческие иерархические структуры каждого из племен и могли общаться друг с другом, преследуя определенные цели, например, получение мзды за определенные виды языческих треб. Или это мог быть сговор между ними с целью управлять светскими властями древних племен. Это мы находим в некоторых исторических документах, в частности в ведах, если таковые считать истинными.

Но никакого сколь-нибудь важного научного взгляда на единство между племенами на территории Северо-Восточной Руси представить себе просто невозможно. Хотя бы в силу того, что греховная человеческая сущность всегда пытается урвать лучший кусок земли в смысле почвенно-климатических условий. Причем каждый раз это зависело от урожая или неурожая на определенной территории нашей ныне объединенной Родины. Если кто-то отмечал праздник урожая на территории нынешней Курской губернии, а на территории нынешней Ярославской области его не могли отмечать из-за засухи, то последние шли войной на первых. Итак, мира на современной территории России быть не могло в силу:

А) борьбы «за место под солнцем»;
Б) в силу эгоистичной сущности всякого язычника без исключения;
В) в силу религиозных разногласий (вспомним: общалась между собой только духовная иерархическая верхушка языческих культов; простые люди исповедовали следующую вещь: «Человек друг другу не брат, а враг», ибо один поклоняется Перуну, а другой какому-нибудь Инмару или Йомалю);
Г) в силу одного из критериев падшести человечества, заключающегося в том, что к власти в дохристианское время приходили самые безответственные, эгоистичные и горделивые люди, которым было совершенно наплевать на свой народ, зависимый как от волхвов, так и от власть предержащих в племенах.

Именно поэтому ни о каком культурном развитии в современном понимании этого термина не могло быть и речи. Стоит упомянуть лишь об одном – у людей не было письменности, вернее, они ее утратили за ненадобностью. Культура сегодня воспринимается как некий объединяющий фактор в истории человечества. И это с научной точки зрения абсолютно верно. Вспомним Древнюю Грецию, Древний Рим и вообще всю средиземноморскую цивилизацию дохристианского периода как некую модель нынешней человеческой общности. Там существовало взаимопроникновение культур, на которое, в частности, повлияли:

А) изощренность философской мысли (вспомним Платона);
Б) возникновение искусства и взаимообмен его плодами;
В) здесь сложились самые приятные природно-климатические условия для хоть какого-то примирения между более или менее цивилизованными народами.

Заметим, Александр Македонский пытался завоевать весь мир не только для того, чтобы владеть им, но и, поскольку он был учеником великого Аристотеля, он искренне желал, чтобы все люди познали красоту древнегреческой мысли. Не случайно Александр, приехав в Иудею, так увлекся Библией, что создал предпосылки для Септуагинты. И все равно этот мир ко времени пришествия Христа полностью подчинился дьяволу. Вспомним, что говорили великие апологеты Иустин, Кодрат, Аристид, Марк Минуций Феликс и других великие мужи о сущности культа древних Рима, Греции, Египта, Сирии, Месопотамии.

Теперь сравним Средиземноморье с территориями Древней Руси. Положение плачевно.

Душа человека Господом Богом устроена так, что он Его в любом случае жаждет. Жаждет истины и, самое главное, правды Его. Также существует непреложный надрелигиозный духовный закон – чем больше человек страдает, находится в уничижительном положении, тем более он просит Бога об избавлении от этого. И вдруг такому человеку являются некие посланники с просветленными, как духовно, так и физически, очами и говорят, что был некий Человек, Который так же страдал, но страдал ненапрасно. Оказывается, Он в своих страданиях сострадал всему страждущему человечеству, и, более того, Его страдания обожили человечество и теперь, оказывается, страдать на этой земле стало не наказанием, а наоборот, высшей прерогативой человека как образа и подобия Его. Умные поняли сразу, неумные как всегда пошли за ними. И не ошиблись!

Ни для кого не является секретом, куда и к кому пришли первые византийские проповедники. Они увидели полудикие языческие племена, где даже князья зачастую не владели никакой грамотой и письменностью. Остается только догадываться или воображать, в какую, прежде всего духовную, атмосферу попали святые Кирилл и Мефодий. Остается ответить на вопрос: что же они смогли предложить этим, в общем-то хорошим людям, труженикам, кстати, имевшим своих жрецов, волхвов и прочих служителей языческих культов, живших их трудами?

Апостол Павел в одном из своих посланий говорит о том, что если бы Христос не воскрес, тщетна была бы и всякая проповедь о Нем. Нося в себе воскресшего Христа и имея благодаря этому внутри себя Его Любовь, христианские православные первопроходцы всегда побеждали злобный мир своим крайним смирением и непритязательностью к чужому имуществу. Короче говоря, нестяжательность и любовь к людям и всему, что было для этих людей важным, крайняя внимательность к себе самим позволили византийцам убить одним выстрелом двух зайцев: показать во всей «красе» духовные издержки римского католицизма, напиравшего отовсюду, и одновременно победить язычество, процветавшее в самых жестоких формах. Передовые люди из славян, финно-угров и других народов посещали Константинополь и его святыни, говоря потом, что они побывали на небесах. А в данном случае Небо само пришло на земли Древней Руси в виде того невиданного благочестия, которое и должно являть истинное Православие.

Не забудем и то, что каждый (не только власть имущий) теперь имел возможность быть грамотным, передавать свои мысли письменно. Вспомним, с каким трепетом и уважением к нашим предкам была составлена первая славянская азбука, а гениальный перевод Евангелия на старославянский язык до сих пор поражает лингвистов и филологов непостижимыми духовностью, лаконичностью и крайней близостью к оригиналу.

По прошествии нескольких веков именно благодаря христианской проповеди и самому Православию, утвердившемуся на их землях, народы исторической Руси смогли дать достойный отпор как турецкому игу на юго-восточных территориях, так и римскому католичеству на территориях северо-западных. Вспомним и то, что цивилизационный выбор, сделанный равноапостольным Владимиром, позволил просветить все северо-восточные земли вплоть до Аляски. Заметим, что просвещение это было не навязыванием своей веры язычникам, т.е прозелитизмом, — это было той же самой проповедью христианства не словом, а делом, плодом духовных подвигов. Вспомним сейчас святых и великих Леонтия Ростовского, Иннокентия Вениаминова, Николая Касаткина, преподобного Германа Аляскинского и других «их же несть числа» сыновей и дочерей Христовых, шедших даже на лютую смерть, лишь бы не погибли души тех, к кому они обращались с Христовой проповедью.

Миропонимание в данном случае есть не что иное, как осознание людьми жуткого зла, в котором они живут сами и которое существует помимо них. Выше мы сказали, что христианство дает такое знание. Противиться этому злу учит Святое Христово Евангелие. Именно в нем есть ответы на все вопросы и прямое руководство к действию. Такая смена миропонимания произошла и у наших предков. Но не нужно думать, что это произошло мгновенно. Это был длительный тяжелейший процесс среди многих поколений наших народов, когда мы осознавали себя будущими насельниками Небесного Царствия и, соответственно, постепенно ощущали всю неприглядность своего внутреннего существования и внешнего враждебного мира, о котором Христос ясно говорит: «Не любите мира и того, что в мире».

С научно-исторической, научно-цивилизационной точки зрения можно говорить о самом грандиозном и крупном в истории человечества переходе целого этноса, состоящего из разных субэтносов, в совершенно иную плоскость бытия как такового. Этот переход совершился от земли к Небу, и понять его сущность можно только скрупулёзно изучая христианскую антропологию у таких великих отцов Церкви, как свтт. Афанасий Великий и Григорий Нисский, но это тема уже другого разговора. Этот шаг был Божественным и промыслительным, т.к. до сих пор позволил истинному христианству сохраниться в его чистейшей догматической и социокультурной неприкосновенности.

В заключение скажем о плодах этого перехода – сонме святых и количестве Поместных Церквей, образовавшихся в результате этой смены миропонимания у славянских народов: из пятнадцати сестер-церквей девять – славянские или это церкви, которым славянские являются Церковью-матерью. Это Русская, Болгарская, Чешских земель и Словакии, Польская, Румынская, Албанская, Сербская, Американская, автономная Японская.

Таким образом, ни о каком существовании русского государства на территории нашей страны до христианства не может быть и речи. Всякие же попытки навязать неоязычество и иные антихристианские вещи удмуртам, мордве, марийцам, коми, чукчам, русским и другим народам нашей страны обречены на полное и неизбежное фиаско — православное христианство у нас за тысячелетнюю историю вписалось в генетический код.

Оставить комментарий