Олег Губкин. Святейший Патриарх Кирилл и развитие духовного образования в России

19 февраля 2019 года в Ярославской духовной семинарии прошел круглый стол «Вклад Святейшего Патриарха Кирилла в церковную дипломатию». На круглом столе с докладом выступил преподаватель семинарии, кандидат богословия, доцент кафедры богословия и церковной истории Ярославской духовной семинарии О. В. Губкина. В своем выступлении Олег Васильевич акцентировал внимание слушателей на связи деятельности Святейшего Патриарха Кирилла с деятельностью отцов Древней Церкви, отцов Русской Православной Церкви, указал на то, что труды Патриарха полностью соответствуют их учению.

«Изучая историю Русской Православной Церкви, нам следует проявлять объективность и признать, что система духовного образования вплоть до недавнего времени была, образно выражаясь, нашей «ахиллесовой пятой». К сожалению, на протяжении долгого времени, мы, православные христиане России, не понимали всей важности религиозного образования как духовенства, так и мирян, что привело к огромным бедствиям как для Церкви, так и для всего народа.

Так, именно богословская неграмотность является одной из важнейших причин таких явлений, как старообрядческий раскол, упадок веры и благочестия в Синодальный период (чего стоит одна только сословная замкнутость духовенства), наконец, трагедия 1917 года.

Не будем забывать, что системного духовного образования у нас не было вплоть до конца XVII века, когда возникла Славяно-Греко-Латинская академия. При Петре I, наконец, возникла сеть духовных учебных заведений, однако, при их создании была допущена ошибка, на которую указывал еще Патриарх Адриан – образовательный процесс оказался просто скопирован с западных образцов, а традиции православной древнерусской святости были почти полностью утрачены.

В течение XIX века ситуацию удалось в значительной степени выправить. Это сделали выдающиеся церковные иерархи и подвижники благочестия, среди которых в первую очередь следует назвать свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского, свт. Игнатия (Брянчанинова) и свт. Феофана Затворника, а также многих других. В результате в начале XX века в России была наконец создана полноценная духовная школа, наконец избавившаяся от зависимости со стороны Запада. Яркими представителями этой школы являлись Патриарх Сергий (Страгородский), архиепископ Иларион  (Троицкий) и другие. Однако, этого оказалось недостаточно, и произошла трагедия 1917 года.

В советские годы с большим трудом удавалось поддержать образованность среди православных христиан хотя бы на минимально приемлемом уровне. И если в среде духовенства эта задача была в целом решена, то среди мирян рост безграмотности, непонимания истин христианства, появление суеверий достигли угрожающих масштабов.

После крушения СССР началось возрождение системы духовного образования. Ныне почивший Патриарх Московский в всея Руси Алексий II проделал большую работу в этом направлении, однако, это было лишь начало долгого пути. В настоящее время Святейший Патриарх Кирилл предпринимает поистине титанические усилия для того, чтобы возродить полноценное духовное образование в Русской Православной Церкви в соответствии с учением Святых Отцов Древней и Русской Церкви.

Прежде всего Патриарх обращает внимание на огромное значение духовного образования для церковной жизни: «Образование в Церкви является очень важным приоритетом. С решением проблем, стоящих в этой области, мы связываем и совершенствование пастырской работы в Церкви, и, может быть, в первую очередь, изменения в сознании наших детей и молодежи» (Слово на заседании Высшего Церковного Совета 31 октября 2016 года). Данное высказывание Патриарха наследует словам святителя Григория Богослова: «Сие предписываю мирянам, сие заповедаю священникам, а равно и тем, которым вверено начальство: вспомоществуйте слову все, кому дана от Бога возможность вспомоществовать. Великое дело воспрепятствовать убийству, наказать прелюбодеяние, обуздать хищничество; несравненно выше – внушить благочестие и преподать здравое учение» (Свт. Григорий Богослов Творения, ч. III. Москва, 1889, Сл. 37, с. 92). Таким образом, мы видим, учение патриарха является логическим развитием учения свт. Григория Богослова. Разумеется, через полторы тысячи лет духовное образование общества стало только более актуальным.

Патриарх предостерегает нас от опасности формализма и схоластики, то есть той ошибки которая была совершена в начале XX века: «Совершенствование образования – дело крайне необходимое «…». Но образование само по себе нравственно безразлично. Поэтому, если мы делаем акцент только на образовании, мы допускаем ту же ошибку, что и наши деды в дореволюционной России» (Из выступления на встрече с преподавателями Сретенской духовной семинарии). «Нельзя замыкаться в отвлеченном академизме: если мы не можем применить святоотеческое Предание в сегодняшней ситуации – значит, мы не усвоили Предание. Значит, мы схоласты по мышлению; значит, у нас богословие в одном кармане, а реальная жизнь – в другом; значит, не происходит стыковки одного с другим. Вот почему должна быть обеспечена постоянная связь церковной науки с церковной практикой, с реальной жизнью» (Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви 13 ноября 2009 года).

Эти слова патриарха полностью соответствуют предупреждению свт. Игнатия (Брянчанинова): «Наше духовенство чрезвычайно легко поддаётся новым и странным мнениям, читает книги неправославных и даже неверующих сочинителей «…» Россия, пожалуй, находится недалеко от взрыва в ней еретического либерализма (Цит. по: Прот. Г. Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1981, С. 394). Об этом же пишет и свт. Феофан Затворник: «Главное у нас дело есть богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни. И потому никак не должно ставить ее так высоко и в таком блестящем виде, чтобы она занимала все внимание и поглощала всю заботу» («Христианская жизнь в таинстве Крещения»).

Итак, Святейший Патриарх Кирилл, как и Святые Отцы выступает за развитие духовного образования, акцентирует внимание на его жизненности, на отсутствии в нем схоластики, по сути дела, излагая учение дореволюционных Святых Отцов применительно к нашему времени. И если мы хотим избежать трагедии 1917 года, нам следует всеми силами стремиться исполнить эти наставления.

Наконец, первосвятитель указывает, что: «Духовные школы должны быть полностью признаны государством и обществом – как современные конкурентоспособные развитые научно-интеллектуальные гуманитарные центры, которые готовятне просто когорту священников, но академически образованных гуманитариев. Именно к такому результату должна привести образовательная реформа» (Выступление на заседании Высшего Церковного совета 23 июня 2013 года).

Это заявление предстоятеля представляет собой развитие декларации Поместного собора РПЦ 1917-1918 гг., согласно которой: «Учреждаемые Православной Церковью низшие, средние и высшие школы как специально-богословские, так и общеобразовательные, пользуются в государстве всеми правами правительственных учебных заведений на общем основании» (Пункт 18). «Во всех светских государственных и частных школах воспитание православных детей должно соответствовать духу Православной Церкви; преподавание Закона Божия для православных учащихся обязательно как в низших, так и в высших учебных заведениях, содержание законоучительских должностей в государственных школах принимается за счет казны» (Пункт 19).

Исходя из сказанного можно сделать вывод о том, что Святейший Патриарх Кирилл исключительно высоко оценивает важность духовно-нравственного образования и воспитания как учащихся духовных учебных заведений, так и всего общества, прежде всего молодежи. Первосвятитель предпринимает поистине титанические усилия для того, чтобы наши духовные учебные заведения с одной стороны, соответствовали требованиям времени, с другой же – сохраняли и сообщали обществу главное – Церковное Предание.

Характерной особенностью образовательной политики Святейшего Патриарха Кирилла является стремление к возобновлению традиций отечественной богословской школы, сформировавшейся к началу XX века. Большое внимание первосвятитель уделяет интеграции духовного образования в общую систему образования в России, признанию духовных учебных заведений государством с целью облегчения проповеди христианства среди всего народа.

С полной уверенностью можно утверждать, что поставленные Святейшим Патриархом задачи полностью соответствуют учению Святых Отцов и отражают объективные интересы Русской Православной Церкви и вселенского православия. Поэтому мы, православные христиане, должны по мере сил и возможностей активно поддерживать усилия Предстоятеля. Оценивая плоды десятилетних трудов Святейшего Патриарха Кирилла на ниве духовного образования, становится несомненным, что Русской Православной Церкви удалось добиться больших успехов. Вместе с тем, нам необходимо не останавливаться на достигнутом, но стремиться к дальнейшему усовершенствованию духовно-нравственного образования и воспитания как учащихся духовных школ, так и всего российского общества».

Пресс-служба семинарии

Абитуриенту

Очный сектор

Курсы повышение квалификации духовенства

Курсы подготовки церковных специалистов

Курсы для монашествующих