Митрополит Вадим: Покаяние должно быть нашим постоянным чувством

Великий покаянный канон Андрея Критского читается на первой неделе Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг. В тропарях канона повествуется о событиях Священной Истории, предлагаются высокие образцы святой жизни. Канон побуждает строго относиться к собственной жизни, понуждает к самоиспытанию и раскаянию, к отвращению от грехов.

4 марта 2020 года, в среду первой седмицы Великого поста, митрополит Ярославский и Ростовский Вадим совершил великое повечерие с чтением покаянного канона Андрея Критского в Казанском женском монастыре города Ярославля. За богослужением пел хор Регентской школы при Ярославской духовной семинарии.

После чтения канона владыка обратился к молящимся в храме со словами проповеди:

– Вот уже который день Святая Церковь, как Боголюбивая Мать наша, заботящаяся о нашем с вами спасении, предлагает нашему вниманию удивительный по содержанию, по поэзии духовной и смыслу канон преподобного Андрея Критского. «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение…» – это звучит рефреном всего услышанного нами. Действительно, в этом мы черпаем для себя помощника и покровителя Господа.

Живя в этом мире, мы с вами испытываем различного рода искушения. Как часто впадаем мы в прегрешения. Как те или иные страсти обуревают нас. Как часто это является нормой нашего поведения. И при кажущемся не нарушении определенных законов светского бытия, мы вместе с тем глубоко чувствуем с вами, что живем отнюдь не так как следует. И об этом говорит нам совесть – этот голос божественного присутствия… Совесть, данная нам от Господа, от сотворения мира. Эта совесть, как Божий глас, взывает к нашему с вами сознанию. И сколько бы мы не были в каком греховном состоянии, на каком бы дне жизни мы ни оказались, совесть наша дает нам знать о том, что состояние греха отнюдь не нормальное. Оно гибельное и губительное, оно ведет нас в ад. Оно лишает человека жизни вечной и вечного блаженства. Вот почему и собираемся мы в святых храмах, движимые этим голосом совести, который призывает нас к одному – идти по тому пути, который указал Господь…

Не случайно мы слышим слова: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым…» (Быт. 6:3). Увы, как часто этот Дух Божий мы гоним от себя. Чем только мы не заняты. Какие только цели не преследуем для того, чтобы жить в этом мире прежде всего физически. Прилагаем различные усилия, идем на сделку с совестью, с законом, предпринимаем различного рода потуги для того, чтобы снискать благополучие жизни. А оно нам не дается. Оно ускользает. И зачастую представляет некую химеру, которая не дает нам гармонии духа, духа, который существует тогда, когда у человека есть устремление к жизни вечной, когда он ведает, что жизнь вечная бесконечна и даруется человеку по тем благодеяниям, которые он совершает, живя в мире.

И вот когда беспристрастным взором окинешь свою жизнь, созерцая ее, невольно приходишь с мнению такого рода: увы, как горестно сознавать, что мы и не стали на путь исправления. Кто из нас снискал нищету духовную, которая лежит в основе нашего спасения? Кто из нас, не сознавая свою нищету духовную, вместе с тем не строит подобающим образом и жизнь и свои отношения с ближними? Тогда как гордыня и различные греховные помыслы и поступки затмевают нам шествие к подлинному блаженству, которое уготовано любящим Бога.

Созерцая все это, невольно впадаешь в уныние. Проходит день за днем, год за годом. Вот уже мы имеем определенный жизненный опыт и большой багаж жизненных лет. Вот уже вечер жизни маячит. А вместе с тем мы видим, что предстать перед Богом нам не с чем. Нет тех добрых дел, нет того духовного багажа, с которыми мы могли бы последовать за Господом. Разве это не горестно? Разве это не скорбь? Разве это не трагедия всей жизни нашей? Конечно же, да.

Но и тут настолько является к нам любовь Божия, что Господь, взирая на всю нашу жизнь, сознавая, что мы живем далеко не праведно, дает нам возможность очищения от своих прегрешений. Он готов забыть все наши прегрешения, лишь только нам стоит устремить свои стопы к Нему в Таинстве Покаяния. Нам нужно покаяться и осознать греховность пути своего, и Господь готов со всей любовью отозваться к вершине своего творения – к человеку. Господь готов не только Сам устремиться к человеку. Он Сам помогает нам и дает нам образ покаяния, когда говорит: » Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17).

Поэтому для всех нас время Святой Четыредесятницы – это время усиленного подвига. Мы должны глубоко осознавать все свои прегрешения. Для этого внимательно вслушайтесь хотя бы в то, что читается и поется в Церкви, и вы увидите, как песнотворцы, движимые Духом Святым, ведут нас к тому совершенству, которое необходимо для нашего спасения. Ведут, понимая, что Господь готов простить нас, как простил Он отвергшегося Петра, как простил он и разбойника, который находился на кресте и возопил: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во цар­ст­вии си» (Лк. 23:42). И для разбойника это было глубочайшим раскаянием.

Нам дается таинство покаяния. И нам следует по мелочи разложить свою жизнь, увидеть, каким образом мы согрешаем и постараться эти прегрешения не совершать. А если и падаем, то вновь стремиться вставать. Потому что все равно объятия Божии открыты для нас. Господь ожидает нас в Таинстве Исповеди. Покаяние должно быть для человека повседневным, оно должно изливаться от нашего сердца и должно быть глубоким, чтобы в корне преобразовать нашу жизнь и наставить ее на путь вечный.

Когда мы становимся на путь покаяния, то зачастую у нас бывают мысли о том, что я еще поживу, еще наступит время, когда я смогу ходить в храм, когда я буду молиться, когда я буду возносить свои прошения о том, чтобы Господь простил мне всякие прегрешения… Но кто из нас может ручаться, что уже в следующую минуту он будет жить. Кто из нас может сказать уже о более далекой перспективе… И не случайно Святая Церковь взывает: «Душе моя, восстани, что спиши…» Как часто нам кажется, что наступит время покаяния. А уверены ли мы, что будет это время?.. Даст ли нам Господь дар подлинного покаяния. Из жизненного опыта знаю, что не просто искренне раскаяться даже тогда, когда человек устремляется в путь всея земли. Нечто в своей жизни мне пришлось пережить, и я вам скажу, что это не просто. Хотелось бы вернуться к состоянию покаяния до глубины души, чтобы из нее вырвалось «Прости, Господи…» Но оно не вырывается. Часто это невозможно, оно возможно было может только одному праведнику из немногих – разбойнику благоразумному. Именно ему было даровано такое прощение. Но можем ли мы рассчитывать на то, что и мы получим это прощение в последний период нашей жизни?..

Поэтому покаяние должно быть нашим постоянным чувством, переживаемым нами по всякому поступку, по всякому проступку, совершенному нами, с тем, чтобы с помощью Божией мы действительно могли иметь надежду предстать пред Господом и услышать, что и нам прощаются наши прегрешения, услышать: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).

Пресс-служба Ярославской епархии

Абитуриенту

Очный сектор

Курсы повышение квалификации духовенства

Курсы подготовки церковных специалистов

Курсы для монашествующих