Труды преподавателей семинарии: Игумен Борис (Баранов). Архиепископ Нил (Исакович) и место его упокоения в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре

Предлагаем вниманию читателей статью проректора по учебной работе Ярославской духовной семинарии игумена Бориса (Баранова), посвященную архиерею Ярославской епархии архиепископу Нилу (Исаковичу). Работа была опубликована в сборнике трудов Ярославской духовной семинарии 2017 года.

Архиепископ Нил (Исакович) (1798-1874) – один из наиболее выдающихся церковных деятелей XIX века. Архипастырь, богослов, ученый, историк, переводчик и духовный писатель. С 1853 года архиепископ Нил на протяжении двадцати лет возглавлял Ярославскую и Ростовскую епархию. При нем впервые в России, в 1860 году, в Ярославле появились «Епархиальные Ведомости». Владыка занимался краеведческими исследованиями по церковной истории, он особенно отмечал, что история Спасо-Преображенского монастыря тесно связана с историей Ярославского края. Он впервые ввел в научный оборот материалы из церковного архива Ярославской епархии, на основании которых им была написана работа «Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне Архиерейский Дом, с присовокуплением жития святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина».

Владыка Нил стал первым из исследователей, кто на основании церковных источников воссоздал историю Спасо-Преображенского монастыря и отдельных его построек. Преосвященный исследовал эволюцию архитектурного комплекса монастыря. По его мнению, самая древняя из построек монастыря, Преображенская церковь, перестраивалась неоднократно. Владыка отмечает, что «в чем бы ни заключались возобновления сии, только основания храма доднесь оставались нетронутыми» [9, с. 5]. Особенно интересно описание фресок Спасо-Преображенского собора, в настоящее время не сохранившихся: «Арка сделана рельефом и тщательно украшена разноцветными фресками, носящи-ми характер старины. Среди фресков сих, во впадине арки образ Господа Благословляющаго, с предстоящими ему Богоматерию и Предтечею. Выше их, Нерукотворенный Образ Спасителя, держимый в облаках Ангелами. По сторонам преподобные Петр Афонский и Онуфрий Великий. Далее благоверные Князья Феодор, Давид и Константин, преподобный Макарий Унженский, Варлаам Хутынский, Иоасаф Царевич и святые Князья Борис и Глеб; тут же Иосиф и Вениамин» [9, с. 7]. Владыка не только изучил историю строительства церквей монастыря, но и выяснил время их постройки [9, с. 47].

Также у архиепископа Нила есть небольшая монография под названием «Ризница Ярославского Архиерейского дома», посвященная ценным с исторической точки зрения предметам, которые хранились в его время в ризнице Спасского монастыря. В этой монографии владыка описывает каждый предмет, в каком году и каким образом он попал в ризницу, кому прежде принадлежал. Из всех предметов, описываемых владыкой, некоторые отмечены как наиболее ценные, например, он пишет: «особо выделяется архиерейский жезл, принадлежавший святителю Димитрию Ростовскому, не потерпел никакой порчи» [7, с. 160]. Преосвященным Нилом в Ярославских епархиальных Ведомостях за 1861 год был опубликован «Список настоятелей Ярославского Спасскаго монастыря со святителя Прохора (1311) по Иоиля (1776-1778)» [7, с. 162]. Архиепископ Нил в своих исследованиях

привлекает широкий круг источников. Кроме монастырских летописей, рапортов священников, указов Св. Синода, владыка использует в своих работах воспоминания современников, очевидцев событий, а также свои собственные наблюдения.

В XIX веке Спасо-Преображенский монастырь имел статус Ярославского Архиерейского дома. Церковь во имя Печерской иконы Божией Матери, расположенная на его территории, была особенно близка сердцу Преосвященного Нила (Исаковича). «Храм Печерской иконы Пресвятой Богородицы первоначально был освящен во имя Происхождения Древ Честнаго и Животворящаго Креста, и с южной стороны имел еще придел во имя преподобного Александра Свирскаго. Когда и кем сооружен, из записей не видно; но, судя по толщине стен и по строительным материалам, можно предполагать, что он строился почти одновременно с храмом Преображения, то есть в последней половине XVI столетия» [3, с.77].

В 1860 году, при преосвященном Ниле, этот храм приобрел большее благолепие. Окна его были увеличены, стены расписаны, иконы подновлены и украшены позолотою, а сам храм был освящен владыкою в честь чудотворной Печерской иконы Пресвятой Богородицы, и владыка избрал его местом для своего погребения еще за несколько лет до своей кончины. Каменная паперть Печерской церкви была пристроена к ней еще в 1824 году, имела четыре двери, освещалась двумя итальянскими окнами и соединялась галереей с храмом святых чудотворцев. Архиепископ Нил значи-тельно увеличил ее: пристроил к южной части паперти усыпальницу из белого мрамора, а над ней ризницу, завещав там погребсти его тело, а в ризнице устроить престол в честь преподобного Нила Столобенского, имя которого он принял в монашестве.

Вот как он пишет в своей записной книжке об устроении этого придела: «8 июня 1873 года, в праздник князей Ярославских Василия и Константина, положил краеугольный камень придела преп. Нила Столобенского Чудотворца. Придел этот пристраивается с полуденной стороны Церкви Печерской Божией Матери, что под колокольнею Ярославского Архиерейского дома, против бывших святых ворот, прилегающих к Которосльному берегу» [1, л. 16]. Следовательно, если паперть была достроена, а к ней пристроена церковь преподобного Нила Столобенского напротив святых врат, выходящих на берег реки Которосль, то в настоящее время это, предположительно, площадка, где проводятся различные мероприятия, организованные для развлечения посетителей музея-заповедника.

Архитектором здания был Г. Дорофеевский, строивший и новый семинарский корпус [5, с. 210]. «Придел преподобного Нила располагался в южной части паперти, алтарь возвышался с иконостасом и солеею на три ступени от пола. Иконостас деревянный одноярусный, украшенный резьбою и весь вызолоченный; царския врата с иконами Благовещения и Евангелистов» [3, с. 84]. В местном ряду иконостаса «по правую сторону от царских врат помещены иконы: Спасителя, сидящего на престоле, и икона преподобного Нила Столобенского, а по левую сторону: икона Богоматери с Предвечным младенцем, сидящей на престоле, на северной двери изображен Архангел Гавриил» [3, с. 85]. Алтарь был достаточно объемным и хорошо устроенным, «престол с жертвенником кипарисные, на горнем месте икона Воскресения Христова, над жертвенником распятие с предстоящими, в алтаре 4 окна, пол деревянный» [3, с. 85].

В 1871 году был закуплен белый камень для цоколя усыпальницы, он был приобретен у ярославского купца Ивана Яковлевича Угрюмова, по 50 копеек за каждый камень [6, с. 231]. В марте 1874 года был заключен договор на обделку гранитным камнем усыпальницы, устроенной под приделом преподобного Нила Столобенского [2]. Владыка писал, что «размер склепа, внутри в чистой отделке должен быть – длинною три аршина двенадцать вершков; шириною два аршина, два вершка; вышиною до земли 1 аршин 14 вершков и сверх земли 6 вершков; всего два аршина четыре вершка. Заключить в себе три ряда по 3/4 ар. каждый ряд камня» [2, л. 2]. Таким образом, отсюда следует, что усыпальница длиною была около 2,5 м, шириной в 1,5 м и глубиною приблизительно в 1,5 метра. Иеромонахом Сергием (Кондратьевым) был изготовлен кипарисовый гроб, оклеенный снаружи голубым атласом, а также дубовый ящик для гроба, обложенный изнутри свинцовыми листами, и к ним по эскизу владыки в Санкт-Петербурге были заказаны бронзовые ручки с «архиепископскими регалиями, в количестве восьми штук стоимостью 115 рублей» [6, с. 231].16 июня 1874 года Преосвященный почувствовал себя плохо, а 21 числа в пятом часу вечера исповедовался и приобщился Святых Таин, в 19 часов 20 минут скончался [5, с. 201]. 25 июня Высокопреосвященнейшим Платоном Костромским и Галичским и Преосвященным Феодосием Вологодским и Устюжским было совершено отпевание архиепископа Нила.

Во все дни до самого погребения к телу почившего собиралось множество народа, и во время похоронного шествия стечение народа было многочисленное [5, с. 201]. Вся Ильинская площадь и местность вокруг, до самого Спасо-Преображенского монастыря, были заполнены народом.

Духовное завещание Преосвященного начиналось такими словами: «Пред паствою и всеми теми, к которым относилось слово или дело мое, преклоняю главу, повергаюсь ниц, взываю ко всем и каждому: простите и резрешите меня грешного! Божие же прощение, разрешение и щедроты Его да будут со всеми вами!» [4, с. 225].

Похоронен владыка под алтарем построенного им придела прп. Нила Столобенского в устроенной им самим усыпальнице. «Из сего придела возле западной стены паперти идет каменная лестница в склеп, в котором покоится тело архиепископа Нила. Над могилою его выложен каменными плитами помост. На середине этого помоста поставлен аналой. Гроб усопшаго иерарха осеняет икона преподобного Нила Столобенскаго» [3, с. 85].

Дорогой для ярославцев архипастырь и после кончины был особо почитаем, в том числе и далеко за пределами Ярославского края. Иркутское духовенство так о нем отзывалось: «Не только для Иркутской епархии, но и для всей Сибири, главный светоч – свт. Иннокентий, другой – нетленный свт. Софроний, а также Нил, бывший Иркутским, а потом Ярославским, которого там считают святым» [8, с. 150].

Придел преподобного Нила Столобенского был освящен Преосвященным Ионафаном (Рудневым) 5 сентября 1877 года. В завещании архиепископа Нила есть и следующее интересное распоряжение относительно места его упокоения: «в церковь, принявшую его тело под свой благословенный кров, четыре тысячи рублей государственными 5% билетами, с тем, чтобы каждогодно 7-го числа декабря в память преподобного Нила Столобенскаго чудотворца, совершаема была заупокойная литургия и панихида, а проценты с помянутой суммы, которая всегда должна оставаться неприкосновенною, обращались бы в пользу братии и певчих [4, с. 220].

Библиографический список:

  1. Архиепископ Нил Исакович, записная книжка 1834-1873 гг./ ГАЯО. Библиотека, коллекция рукописей № 174 (679).
  2. Договор, заключенный с крестьянином Максимовым с правлением Архиерейского Дома на обделку гранитным камнем склепа, март 1874 г./ ГАЯО. Ф.-232. Оп.1. Д.2592.
  3. Владимир (иеромонах). Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне Архиерейский дом [текст] /Владимир – Ярославль: Типолитография Н.Х. Николаевой, 1913 – с. 192.
  4. Завещание Архиепископа Нила Исаковича [текст] /Ярославские Епархиальные ведомости – № 29, 1874 /часть неофициальная. Стр. 217 – 225.
  5. Некролог. [текст] Ярославские Епархиальные ведомости: – № 27, – 3-го июня. – 1874. – С. 201 – 210.
  6. К некрологу [текст] / Ярославские Епархиальные ведомости – № 29, 1874 /часть неофициальная. С. 231.
  7. Ризница Ярославскаго Архиерейскаго дома [текст] /Ярославские Епархиальные ведомости – № 17, 1861 / часть неофициальная. С. 160 – 162.
  8. Иркутские Епархиальные ведомости: – № 3, 1905 / часть неофициальная. С. 150.
  9. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне Архиерейский дом, с присовокуплением жития св. блг. кн. Феодора, Давида и Константина ярославских чудотворцев. [текст] /Архиепископ Нил Исакович // Ярославль. Типография Германа Фалька, 1869 г.

Абитуриенту

Очный сектор

Курсы повышение квалификации духовенства

Курсы подготовки церковных специалистов

Курсы для монашествующих