В. М. Марасанова. Ростовская земля и Киев в конце Х-XIIIвв

Участником прошедшей 29 ноября 2018 года в Ярославской духовной семинарии конференции «Киев и Ростов Великий: две колыбели русской цивилизации» стала доктор исторических наук, профессор Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова В. М. Марасанова с докладом » Ростовская земля и Киев в конце Х-XIIIвв».

«Ряд уникальных историко-культурных особенностей отличает Ростов и Ростовскую землю от других исторических городов и областей России. Во-первых, Ростов и его округа были важнейшим очагом формирования Российской государственности, современной русской культуры и цивилизации. Во-вторых, история и культура Ростовской земли дали миру ряд феноменов, придающих ей особую неповторимость.

Ростов относится к числу старейших городов России, впервые упоминается в летописи под 862 г. Этот год также памятен для отечественной истории «призванием варягов» во главе с князем Рюриком. Преемник Рюрика – князь Олег – захватил земли племенного союза полян в Среднем Поднепровье и таким образом связал два главных города формирующегося Древнерусского государства – Новгород и Киев. Киевские князья начали присылать в Ростов своих наместников. В походе князя Олега на Киев в 882 г. участвовала и подвластное ему племя мерян, живущее у Ростовского озера (ныне озеро Неро). В 911 г. в договоре с греками Ростов упоминался как город, подвластный князю Олегу.

К XII веку Ростов стал главным политическим и религиозным центра Северо-Восточной Руси. Ростов относился к числу самых крупных городов Киевской Руси. По археологическим данным, в начале XIII в. он был третьим по площади после Киева и Новгорода. Площадь каждого из этих двух городов превышала 300 гектаров, Ростов занимал территорию в 200 гектаров. В первой половине XI века площадь составляла 15 га, а в начале XIII столетия достигла 200 га (для сравнения, Владимир – 145 га, Суздаль – 49 га). Не случайно уже в XII веке город называли Ростовом Великим (так называли только Ростов и Новгород).

Православная вера утверждаласьна Руси при поддержке святого равноапостольного князя Владимира и его сыновей. Как писал киевский митрополит Иларион: «И не было ни одного противящегося благочестивому повелению его, даже если некоторые и крестились не по доброму расположению, но из страха к повелевшему сие, ибо благочестие его сопряжено было с властью»1 . «Благочестие» («благоверие», вера) и власть стали основами Святой Руси.

Четыре из шести первых епархий располагались вокруг Киева. По сравнению с ними Новгородская и Ростовская епархии, охватывавшие север и восток Руси, были обширными и малонаселенными. Именно эти две епархии находились на современной территории Российской Федерации. Датой учреждения Ростовской епархии считается 991 г., Новгородской – 992-ой. Уже с XIX столетия уделялось внимание составлению списков епископов Русской Православной Церкви2 и конкретно Ростовской епархии3 .

Сыновья князя Владимира Ярослав и Борис стали первыми наместниками Ростова и содействовали учреждению местной епархии. Первым ростовским епископом при князе Ярославе был святитель Феодор4, почитаемый как чудотворец Суздальский. О первом епископе упоминается в «Житии преподобного Авраамия»5, современника Феодора и основателя первого ростовского монастыря. Авраамий встречался с князем Владимиром во Владимире-на-Клязьме, азатем князь и митрополит Михаил посетилиоснованный Авраамием монастырь в Ростове. Князь Владимир прибыл в Ростов 10 июля 992 г., а 15 июля состоялось массовое крещение жителей6 .

Первый православный монастырь на северо-восточных русских землях находится в Ростове – это Богоявленский Авраамиев монастырь, предполагаемая дата его основания – конец Х века. Его основал монах-миссионер св. Авраамий. С его жезлом Иван Грозный отправлялся в победный поход на Казань в 1552 г.

В период пребывания Ярослава в Ростове умерли его мать Рогнеда в 1000 году и старший брат Изяслав в 1001 году. Так Ярослав остался старшим из братьев-сыновей Владимира и Рогнеды.

В Ростове с 1010 года Ярослава сменил младший брат Борис, сын Владимира и Анны, или некой «болгарыни».

Борис являлся ростовским наместником в течение пяти лет до 1015 года. Очевидно, тогда же произошла смена епископа, Феодора заменил Иларион. Борис и ещё один из братьев Глеб, князь муромский, погибли в 1015 году в результате интриг брата Святополка, прозванного Окаянным. «Сказание о Борисе и Глебе» раскрывает историю мученичества, страданий и одновременно вероломства и жажды власти между братьев-страстотерпцев, сыновей Владимира Святого.

Ярослав вновь возвращался в Ростово-Суздальскую землю в 1024 году, уже будучи киевским великим князем. Тогда «восташа» волхвы в Суздале, избивая зажиточных людей. Ярославжестоко покарал волхвов и отправился далее в Новгород.

После смерти князя Ярослава Мудрого города Ростов и Суздаль получил в «держание» его сын Всеволод, женатыйна Марии, дочери императора Константина IX Мономаха. Около 1065 г. в Ростов в качестве наместника прибыл их сын Владимир Мономах и оставался здесь до 1073 или 1076 г. В ростовском Успенском соборе он венчался с Гитой, дочерью короля Англии.

При наместнике Владимире Мономахе, в 1060–1070-ые гг., ростовским епископом являлся святитель Леонтий Ростовский. Его называют первопрестольником, поскольку он первым из киево-печерских иноков был возведен в епископы. Преемником Леонтия стал святитель Исайя, пребывавший в Ростове до своей кончины в 1089 г.

При раскопках 2015 года древнего городища Клещин у Плещеева озера археологи обнаружили подвеску с личным знаком одного из Рюриковичей. Такие подвески могли использовать как «верительные грамоты» княжеских посланцев.Клещин существовал до Переславля Залесского и некоторое время параллельно с ним. Найден фрагмент трапециевидной металлической подвески с княжеским знаком в виде трезубца. Находка датируется X – XI веками и является довольно редкой; всего известно 53 знака с княжескими знаками. Подвеска представляет собой фрагмент трапециевидного щитка размером 2,7 на 1,2 сантиметра из белого металла. На лицевой стороне изображен боковой зубец трезубца с растительным орнаментом и край центрального зубца, с округлым завитком. Обратная сторона щитка гладкая, без изображений. Поскольку сохранилась только половина подвески, определить, какому именно князю принадлежал это знак, нельзя, но можно полагать, что это трезубец Владимира Святого, Ярослава Мудрого или кого-то из их ближайших родственников.Находка свидетельствует, что новые центры расселения, складывавшиеся на северо-востоке Руси, уже в конце X – XI веке контролировались княжеской властью.Становление Клещина как центра княжеской власти ранее связывали с именем Владимира Мономаха и периодом начала XII века. Находка подвески показывает, что Клещин стал одним из центров княжеского управления, как минимум, на столетие лет раньше. Так один обнаруженный археологами артефакт изменил традиционные представления о процессе формирования государственности в районе поселения Клещин и одноименного Клещина, ныне Плещеева озера.

Вслед за Ярославом Мудрым и Владимиром Мономахом путь к Киеву «от Ростова» повторил сын Владимира Мономаха и принцессы Гиты – Мстислав Великий, князь-наместник около 1093–1096 гг.Ростовским епископом с 1090 по 1119 гг. служил святитель Ефрем. По решению Любечского съезда князей 1097 г. под властью Владимира Мономаха оставались Переяславль, Смоленск, Ростовская область. За Мстиславом остался Новгород (сходно с Ярославом Мудрым).

В 1108 г. Владимир Мономах приезжал в Ростов на венчание сына Юрия (мы знаем его как Юрия Долгорукого) с дочерью половецкого хана Аепы, которое проходило в Успенском соборе. В этом браке родились 8 детей, и среди них Андрей Боголюбский – будущий правитель северо-восточных земель Руси и киевский князь Глеб (1169–1171).

Духовным центром каждого города со времени принятия православия становился храм. С именем епископа Феодора связано строительство в Ростове дубового Успенского собора. При князе Андрее Боголюбском в 1161–1162 гг. в Ростове был сооружен Успенский собор из белого камня, и при строительстве открылись мощи епископа Леонтия.Святитель Леонтий Ростовский причислен к лику святых вслед за св. кн. Борисом и Глебом и самый почитаемый святой средневековья.

В Угличе первым был построен храм Константина и Елены.Следующие города края возникали уже как христианские центры. История Ярославля, по местной легенде, началась с церкви пророка Ильи, история Переславля-Залесского – сзафиксированной в летописи под 1152 годом закладки Спасо-Преображенского собора7.

Ростовское княжество выделилось из Владимирского в 1207 г., когда Всеволод Большое Гнездо передал его старшему сыну Константину, прозванному Мудрым. Его княжение стало временем культурного расцвета Ростовской земли. Константин Мудрый был известен как «книжник» и покровитель Русской православной церкви. При нем начал составляться «Ростовский летописец», вошедший позднее в общерусскую Лаврентьевскую летопись. Еще до образования самостоятельного Ярославского княжества, в 1215 г., Константин заложил в кремлеЯрославля белокаменный Успенский собор. Собор был достроенпосле смерти князя Константина и освящен епископом Кириллом в 1219 г.

Под 1216 годом Лаврентьевская летопись сообщала:«Преставися епископ Ростовский Пахомий и положен был в церкви святой Богородицы в своей епархии… Того лета Христолюбивый князь великий Константин сын Всеволод заложи церковь камену и монастырь святого Спаса Преображения в Ярославле. В то лето Поставлен был епископом Ростову черноризец святого Дмитрия Суздальского Кирил»8.

Начало удельного периода повлияло на церковную жизнь Ростова. Еще в 1160-ых гг. князь Андрей Боголюбский просил константинопольского патриарха Луку Хрисоверга открыть митрополию во Владимире, но получил отказ. Разделение епархии состоялось в 1214–1215 гг., когда на владимирском престоле находился великий князь Юрий Всеволодович. Новая епархия учреждалась с центром в Суздале, в 1273 г. центр епархии переместился во Владимир9. В 1214 г. во Владимире епископом был поставлен Симон, в Ростове – Пахомий.
Ростов выступил опорным пунктом христианизации северо-востока Руси. Соединение веры-«благочестия» с властью проявилось в массовом крещении жителей и учреждении Ростовской епархии при поддержке князей Владимира и Ярослава, в основании Ярославля и Переславля Залесского как христианских городов, в строительстве храмов и монастырей. Для трех выдающихся киевских князей – Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха и Мстислава Великого – Ростов был первым опытом княжеского правления, а его Успенский собор стал местом заключения великокняжеских браков для Владимира Мономаха и Юрия Долгорукого».

 


Список использованной литературы

  1. Слово о законе и благодати митрополита Киевского Илариона // Библиотека литературы Древней Руси: в 20 т. / под ред. Д.С. Лихачева и др. Т. 1: XI–XII века. СПб, 1997. С. 45.
  2. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. М., 2007.
  3. Крылов А.П. Иерархи Ростово-Ярославской паствы, в преемственном порядке, с 992 года до настоящего времени. Ярославль, 1864.
  4. Житие святого отца нашегоФеодора, архиепископаРостовского // Димитрий Ростовский Жития святых. www.orthodoxbooks.info/literature/dimitrij-rostovskij/zhitija-svjatyh-nojabrja/page 104.htm (дата обращения 01.06.2018 г.).
  5. Житие преп. Авраамия Ростовского // Древнерусские предания (XI–XVI вв.). М., 1982. С. 135–141.
  6. Рапов О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства. 2-е изд. М., 1998. С. 288–289.
  7. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. М., 2000 (ПСРЛ. Т. IX). С. 197.
  8. Лаврентьевская летопись (ПСРЛ). Т. 1. М., 1997. Стб. 439. ixМакарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995. С. 297, 300.

Пресс-служба семинарии

Абитуриенту

Очный сектор

Курсы повышение квалификации духовенства

Курсы подготовки церковных специалистов

Курсы для монашествующих