III. Структура ВКР

Традиционно выпускная квалификационная работа состоит из:

  • введения;
  • основной части (минимум две главы, разделенные на параграфы);
  • заключения;
  • списка использованных источников и литературы;
  • если это необходимо, приложения.

Введение

Введение является одной из самых важных частей работы, так как в нем раскрывается сущность исследуемой проблемы и методика проведения исследования. Введение является той частью, в которой мы говорим о проблеме, о состоянии ее изученности, нашей мотивации исследования и стоящих перед нами исследовательских задачах. Поэтому во введении не должно быть отрывков текста, логически относящихся к другим частям. Например, во введении ВКР, посвященной исследованию биографии того или иного исторического деятеля, нельзя пересказывать основные этапы биографии, так как это относится к основной части работы.

Во введении необходимо ясно и четко сформулировать:

  1. Актуальность данного исследования – то есть показать, почему работа актуальна в данный момент;
  2. Цель и задачи исследования – то есть те основные вопросы, ответить на которые призвано данное исследование;
  3. Указать предмет и объект исследования;
  4. Методология исследования;
  5. Методы научного анализа;
  6. Разработанность темы;
  7. Новизна работы, то есть что нового приносит в науку Ваше исследование;
  8. Теоретическая значимость;
  9. Практическая значимость;
  10. Апробация (если есть публикации по теме дипломной работы);
  11. Структура работы.

Актуальность — это  причина, по которой именно в данный момент появилась необходимость изучить ее. В идеале актуальность отвечает на вопрос комиссии: «Почему именно эта тема Вами выбрана для написания ВКР?». Формулирование актуальности сводится к краткому пояснению причин, обусловивших интерес автора к исследуемой теме ВКР.

Перевести исследование в разряд актуальных может следующие два случая:

  1. малая теоретическая степень изученности;
  2. необходимость практического применения накопленных научных знаний в ранее проведенных исследованиях.

Традиционно приветствуются темы, исследование которых полезны для епархии и региона. При написании работы на «отвлеченные» темы (например, христианство в Эфиопии, миссия в Якутии и т.д.) необходимо обосновать актуальность данной темы для ЯДС. Если тема выходит за рамки нашего региона и касается важных на общецерковном уровне тем, то также необходимо обосновать ее актуальность. Например, студент хочет написать ВКР на тему «Православное учение о Таинствах в контексте современного экуменизма». При выборе такой темы ему необходимо указать на то, что главным принципом ведения богословского диалога Русской Православной Церкви с иными конфессиями является принципиальность в вопросах вероучения. Исходя из этого, в наши дни весьма актуальным будет являться обращение к православному учению о Таинствах.

Новизна — главный критерий по которому оценивается значимость проведенного научного исследования. Если студент может без затруднений сформулировать и свободно обосновать новизну своей работы, то — это говорит о том, что он основательно изучил теоретическую базу, выявил в ней слабые места и готов решить стоящею перед ним задачу. Не стоит путать новизну с актуальностью, если актуальность указывает на факты послужившие отправной точкой для разработки темы, то новизна — раскрывает суть того, что впервые Вами было сделано в ВКР.

Научная новизна ВКР может быть основана на:

  • достижение новой не избитой цели ни кем ранние не ставившийся (при огромном количеств  различных дипломы работ, статей и научных исследований в той или иной степени повторяющих и дополняющих друг друга выдвижение принципиальной отличающейся работы от остальных нелегкая задача, поэтому если студент не строит амбициозных планов даже углубление уже имеющихся знаний или их систематизация является неплохим подспорьем для формулирования научной новизны);
  • выдвижение смелого научно обоснованного предположения (гипотезы);
  • проведение эксперимента на основе уже имеющихся теоретических знаний но ни кем ранее не проверенных  на практике опытном путем;
  • выборе нового предмета исследования ранее остававшимся вне поле зрения других исследователей;
  • применение даже хорошо известных методов исследование но ранее не применявшихся в данной области (требуется основательно доказать целесообразность применяемого метода);
  • введение в научный оборот ранее неизвестных источников информации;
  • привлечение иностранной литературы;
  • перевод текстов с языка оригинала;
  • приобретение новых знаний в результате проведенных опытов, опросов, решения ранние не возникавших или не решенных проблем и задач.

Цель и задачи исследования — являются обязательной частью ВКР во введении. Эти пункты позволяют комиссии определить, чего автор работы добивался, и каким образом он получил результат. Задачи напрямую вытекают из цели проведения научной работы и определяют структуру дипломного сочинения. Сама цель исследования, в свою очередь, тесно связана с темой ВКР.

В формулировании цели определяется ожидаемый научный результат к которому стремится автор.

 

Абитуриенту

Очный сектор

Курсы повышение квалификации духовенства

Курсы подготовки церковных специалистов

Курсы для монашествующих