21 февраля 2019 года, накануне дня памяти святителя Иннокентия, в Успенском кафедральном соборе было совершено вечернее богослужение с акафистным пением у мощей благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. За вечерним богослужением молились преподаватели и воспитанники Ярославской духовной семинарии. Икосы акафиста исполнялись сводным хором воспитанниц Регентской школы и воспитанников семинарии.
После акафиста студент 3 курса семинарии Игорь Баранов обратился ко всем молящимся в храме со словами проповеди:
«Мы с Вами находимся в периоде Подготовительных недель к Великому Посту. В минувшее воскресение за Божественной Литургией читалось евангельское чтение от Луки, в котором Господь Иисус Христос произносит притчу о Мытаре и Фарисее.
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что? приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится»
Примером такого истинного мытарева смирения и покаяния является человек, память которого Святая Православная Церковь празднует 22 февраля. Зовут его святитель Иннокентий, Иркутский чудотворец, еще его называют – просветитель Сибири.
В миру Иоанн Кульчитский родился в 1682 году. Обучался в Киевской духовной семинарии и в 1706 году принял иноческий постриг с именем Иннокентий в Киево-Печерской лавре.
В 1710 году был вызван в Москву для преподавания в Славяно-Греко-Латинской академии. В 1719 году по указу императора Петра I в числе прочих ученых иеромонахов отбывает в Свято-Троицкую Александра Невского лавру и становится страшим иеромонахом морского флота Российской империи. В этой должности руководит духовенством, служащим на кораблях.
В 1721 году Священный Синод определил иеромонаху Иннокентию стать епископом переяславским и начальником духовной миссии в Пекине. До этого Миссия возглавлялась иеромонахами, а тут целый епископ. Связано это с тем, что сам Китайский Император решил принять Святое Крещение. Именно поэтому потребовалось присутствие в миссии епископа. Но этому не суждено было быть.
Делегация Миссии выехала из Санкт Петербурга в апреле 1721 года, до границы с Китаем добрались лишь в марте 1722. Визу на пересечение границы китайцы не дали, и поэтому Святитель три года, терпя лишения, недостаток пропитания и материальных средств прожил в Селенгинске. Святитель писал иконы для местного монастыря, проповедовал Слово Божие бурятам и монголам, совершал богослужения в Селенгинском монастыре. Писал в Священный Синод письма с описанием своего бедственного положения. И лишь через 3 года, в феврале 1725 года, Синод постановил святителю Иннокентию возглавить новообразованную Иркутскую епархию.
В 1728 году в Прибайкалье разразилась засуха, грозящая неурожаями и голодом. По благословению святителя к каждой Божественной литургии присоединялся молебен о прекращении засухи, по субботам служили акафист Божией Матери, а по воскресеньям соборный молебен. Начали так служить в мае, и по благословению епископа продолжалось это до дня памяти святого пророка Божия Илии. 20 июля разверзлись небеса, и стали лить проливные дожди. Воды было так много, что в Иркутске на улицах ручьи были по колено.
Святитель рано отошел ко Господу. 27 ноября 1731 года. Связано это с суровым климатом и слабым здоровьем. Погребли почившего в алтаре деревянной Тихвинской Церкви монастыря. По приказу Губернатора Иркутской провинции Жолобова, и без того скудное имущество святителя было переписано и увезено. Даже на похороны денег не хватало. Пришлось писать прошение в канцелярию того самого Жолобова, что бы выделили средства на похороны.
В 1764 году при ремонте монастырской Тихоновской Церкви были обретены абсолютно нетленные мощи святителя Иннокентия. Несмотря на то, что место погребения было сырое и затхлое, тление не коснулось даже гроба.
Перед мощами святителя происходили многие исцеления вплоть до 1920 года. Потом мощи исчезли. Нашли их только в 1990 году в городе Ярославле. Как было дело?
В 1939 году в храме Илии Пророка был открыт антирелигиозный музей, и в числе множества свезенных мощей были мощи святителя Иннокентия. В 1960 годах храм готовили к сносу, а мощи планировали уничтожить. Поэтому в полнейшей тайне ночью работники музея перенесли мощи в «запасник» в храм Николы Надеина. Все мощи музея были подписаны, и лишь одни – нет, на них было лишь название «Сибирская мумия». На кафедре судебной медицины сделали экспертизу, и описание полностью совпало с экспертизой мощей святителя Иннокентия, которая была сделана в 1921 году в городе Иркутске.
Промыслом Божиим Мощи вернулись в Иркутск в 1990 году.
Через всю свою жизнь Святитель Иннокентий пронес Евангельские слова Спасителя : «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).
Так вот, дорогие мои! За время великого поста будем стремиться к очищению своего сердца, примирению с теми, кто нас обижал, и кого обидели мы, к достижению истинной любви ко всякому ближнему. И прекрасным примером в этом нам будет святитель Иннокентий, Иркутский чудотворец. Святителю отче Иннокентие, моли Христа Бога о нас. Аминь».
Пресс-служба семинарии