В прямом эфире на телеканале «СПАС» выходит программа «Прямая линия. Отчет священника». 15 января 2020 года участником программы стал настоятель Знаменского храма г. Ярославля, руководитель Молодежного отдела епархии и проректор Ярославской духовной семинарии по учебной работе иерей Иоанн Тераудс.
Предлагаем расшифровку беседы отца Иоанна со слушателями.
Здравствуйте. В прямом эфире на телеканале «СПАС» вы смотрите программу «Прямая линия. Отчет священника». И сегодня, к нашей большой радости, у нас впервые в гостях священник Иоанн Тераудс. Здравствуйте, Отец Иоанн.
Здравствуйте, Вероника.
Очень рады Вас видеть в нашей студии.
Взаимно.
И, дорогие зрители, сейчас быстро напомню вам, как именно вы можете задать любой вопрос, и мы приступим. Во-первых, вы можете нам позвонить. И телефон прямого эфира нашей студии высветился сейчас на ваших экранах внизу, в большой нижней строке. Если вдруг не видите по какой-то причине, я продиктую, записывайте: 8-495-626-81-83. Этот телефон будет периодически появляться на ваших экранах. Второй вариант – вы можете скачать бесплатное, очень полезное, интересное мобильное приложение. Оно так и называется – «Телеканал “СПАС”», где в один клик вы нам присылаете просьбы или вопрос. Мы с Отцом Иоанном сразу её увидим. И третий вариант, который мы очень любим, – это звонок через «Скайп», то есть видеозвонок. Для этого вам надо нас в приложении «Скайп» найти. Логин прост, звучит он так: SPASOTVET (в одно слово большими латинскими буквами), и он сейчас должен появиться на ваших экранах. Дозванивайтесь, подписывайтесь, и мы начинаем нашу программу, вопросов уже много прислали нам. Галина написала: «Мы с мужем поженились почти пять лет назад. Сын родился через полтора года после свадьбы. Муж, как я, хотел ребёнка, но с самого рождения сына он не проявляет никаких отцовских чувств. Я понимаю, что не имею права судить его за это, но очень обидно за сына. Я не знаю, сохранять ли такой брак. Может, стоит расстаться, чтобы не травмировать ребёнка?»
Вопрос к Галине следующий: а Вы уверены, что, расставшись со своим мужем, вы не травмируете ребёнка? В принципе, мы очень часто уделяем очень большое внимание именно эмоциональному состоянию. Есть люди, которые готовы дарить ласку, любовь, у них это работает, в их психосистеме. Есть люди, которые немного закрыты, не проявляют тех эмоций, которые нам бы хотелось видеть. Вообще проблема всех этих вопросов в следующем: у нас есть некая претензия, мы хотим, чтобы человек поступал так или иначе, а человек поступает не так, как мы ожидаем. Поэтому здесь вопрос моей личной претензии. Не думаю, что развод будет положительно сказываться на психике ребёнка.
Мужчины вообще достаточно сдержанны в чувствах. Возможно, он проявляет их каким-то другим образом?
Да, может быть, через то, что зарабатывает деньги в семью и старается её поддержать.
Это точно. Итак, Галина, мы Вам ответили. Георгий теперь: «Много лет назад моя бабушка прокляла мою маму со словами: «Болеть тебе тысячью болезней!» С тех пор мама бесконечно болеет: не одно, так другое. Мама очень переживает по этому поводу, она любит бабушку, не гневается на её слова. Бабушка была сложным человеком, мягко говоря. Что делать моей маме в такой ситуации?»
Ну, во-первых, Священное Писание даёт нам следующий ответ, что проклятие, которое было произнесено ни за что, не действенно совершенно. Это первое. Потом, бывают, действительно, ситуации, когда мы ассоциируем какие-то пожелания или слова человека со своей последующей жизнью, как будто бы это некая установка дальнейшая на жизнь. Мы с вами помним слова Господа Иисуса Христа: «И волос с головы нашей не упадёт без Воли Отца Небесного». Более того, в действительности, Господь Иисус Христос своими страданиями, спасительным подвигом очистил нас от всякого проклятия, от всякой клятвы. Поэтому её, по сути, и не существует. Она не действенна сегодня для человека. Потому что самым плохим проклятьем, страшным проклятьем было отвержение от Бога, а не какие-нибудь болезни. Поэтому просто молиться за этого человека. Что Вы сделаете? Вы же не можете вернуть эти слова у неё обратно? Она уже, насколько я понимаю по прошедшему времени, уже вряд ли среди нас.
Скажите, Отец Иоанн, ведь человеку, который ходит в церковь, исповедуется и причащается, никакие сглазы, порчи, проклятья, привороты, отвороты просто не страшны?
Я не думаю, что они каким-то образом влияют на нашу жизнь. Если человек сам в это не начинает погружаться. Вы знаете, бывает чисто такое психосоматическое состояние, когда человек хочет в это верить и начинает верить в это.
Спасибо. У нас Людмила из Новосибирской области, здравствуйте, слушаем Вас.
Здравствуйте, я хотела бы задать такой вопрос. У меня была сложная операция и, когда я хожу в храм, служба 2,5 часа, мне трудно стоять, и я спросила у бабушки, которая там работает: «Если я не смогу выстоять, я могу уйти?» Она сказала «Нет. Хотите умереть? Значит идите!»
Спасибо большое.
Вы, наверное, зря обратились к этой бабушке, потому что, к сожалению, в наших храмах это один из таких слабых моментов, когда люди, не имеющие ни духовного образования, ни санкций давать какие-то советы, с превеликим удовольствием их дают. И, конечно, эта бабушка Вам очень не по-христиански, я думаю, ответила. Во-первых, за богослужением можно сидеть. Это первое. И притом, Устав церковный предполагает определённые моменты богослужения, на которых человек в принципе сидит. Почему у нас существуют такие возгласы как, например, «Восстаньте»? Перед началом всенощного бдения дьякон или священник, обращаясь к народу, находящемуся в храме, говорит: «Восстаньте!» – то есть: «Вставайте, начинаем всенощное бдение». Дальше, почему есть такие возгласы: «Премудрость!», «Прости!»? «Прости» – это «встанем прямо», то есть, может, человек сидел. Обычно в восточных храмах есть такие стасидии – достаточно высокие, их даже нельзя назвать, кресла, но человек в этих стасидиях действительно может сидеть за богослужением. Уставное богослужение очень длинное, физических сил человеку, действительно, не хватает. Более того, в Уставе есть интересная вещь – будильник. Люди даже засыпали, сидя на богослужении, и в монастыре существовал человек, который мог их разбудить. Если вам плохо и вам необходимо куда-то идти – пожалуйста, выходите, никаких проблем. Да, есть моменты богослужения, когда стоило бы остаться, но нельзя воспринимать Бога как некий безличный закон, притом ищущий всякий раз нас с вами поругать, за что-то наказать. Это был бы не евангельский подход к Богу. Поэтому у вас какая-то немощь есть – конечно, Господь нас принимает в любом состоянии. Но, мне кажется, в данном случае надо проявлять больше любви.
Да, нужно пожелать ей прекрасного дня, и, если просто будет повторяться, можно священнику сказать.
Более того, можно найти тот приход, в котором к вам отнесутся с любовью. Да, действительно, к сожалению, бывают храмы, в которых, может быть, на это меньше внимания уделяется, и работницы храма или работники храма особо такие ревностные, бывает, обижают очень людей.
Ну да, можно же потом просто больше не захотеть прийти, может человеку всю жизнь испортить. У нас звонок из Австрии, очень рады Вас видеть, здравствуйте!
Здравствуйте, батюшка, здравствуйте ведущая, меня зовут Елизавета.
Да, пожалуйста, Ваш вопрос.
У меня вопрос такой: я больна шизофренией. Как церковь относится к психическим заболеваниям? И грехи, которые я совершила во время приступов, зачтутся ли они?
Спасибо большое за вопрос.
Вопрос нравственного богословия следующий, что есть вопрос вменения того или иного греха. И в действительности, если человек не контролирует на какой-то данный момент самого себя, то этот грех, естественно, ему не может быть вменён. Это первое. Второе, как церковь относится к психическим заболеваниям: как к любому заболеванию, церковь относится к психическим заболеваниям, как к некому недугу, к тому, что требует особенного внимания, особенной любви к Вам. Поэтому никакого отношения, как к бесноватости и так далее, естественно, нет. Поэтому просто бывает такой крест, как психические заболевания, я от всего сердца желаю Вам, чтобы Вам было легче, и Вы радовались жизни, и Вы были счастливы, это самое главное.
Спасибо большое, батюшка.
Спасибо большое, Елизавета, за звонок. Мы продолжаем нашу программу. Пишет Григорий: «Скажите, когда я исповедуюсь, можно ли говорить своими словами?»
Дорогой Григорий, я надеюсь, что Вы будете говорить своими словами, потому что исповедь всё-таки у меня ассоциируется в моём сознании с некой археологической работой, когда мы потихоньку раскрываем остов своих грехов, потихоньку самого себя раскрываем. Более того, в исповеди встречаются 2 эго: эго Христа и эго моё. И я прихожу к любящему меня отцу, и говорю: «Господи, у меня болезнь, я болею чем: я раздражаюсь часто, я часто осуждаю, я часто делаю это. Господи, прости меня». Более того, мне очень понравилось слово Патриарха на недавнишнем епархиальном собрании города Москвы, оно было опубликовано в соцсетях некоторых, где Патриарх говорит: «Особенное внимание уделите тому, что священник на исповеди является свидетелем». То есть Вы подходите к Богу – не к священнику – и перед ним открываете всё, что Вы можете открыть. Это не может быть допросом, это не может быть протокольным каким-то мероприятием. Может быть, даже стоит при подготовке к исповеди больше использовать евангельский текст, нежели текст, где есть списки грехов. Потому что ещё владыка Антоний Сурожский (это один из иерархов XX века, предстоятель Сурожской епархии) как раз-таки говорил о том, что стоит использовать евангельский больше текст.
Спасибо огромное, отец Иоанн. Мы продолжим через пару минут, оставайтесь с нами.
«Прямая линия. Ответ священника» продолжается, и у нас есть звонок, здравствуйте, мы слушаем Вас.
Здравствуйте, раба Божья Зинаида из города Тюмени. Я интересовалась разными учениями, читала, что не надо. И как-то это вошло в мою голову, и сейчас я встретилась с Христом, и мне как вот человеческие эти все учения… Я хочу возлюбить Христа всем сердцем, но я, по всей видимости, бесноватая, меня мучает изнутри очень сильно. Я не могу спать. Я раньше ходила в церковь, исповедовалась, сейчас в церкви у меня разрывается голова. Я вчера сходила на исповедь, сегодня всю ночь у меня были приступы, я не смогла прийти на причастие. Батюшка, помогите мне, как мне быть?
Спасибо за звонок.
Зинаида, в первую очередь, я Вас очень прошу не ставить себе диагнозов каких-то духовных, типа «я бесноватая». Бывают разные психоэмоциональные состояния и психосоматические состояния. Да, действительно, бывает, в храме и плохо человеку становится, особенно, если он не привык к молитве, или отвык уже от этого храмового пространства. Более того, Вы говорите, что интересовались разными учениями, много разного читали, в том числе литературу, может быть, какого-то оккультного характера, насколько я понимаю. Наш разум – очень сложная штука, из него очень долго выходят определённые болезни, нами вызванные, поэтому просто здесь нужно терпение, здесь нужно время для того, чтобы всё это настроилось на качественно иной лад. Об этом говорит свидетель Игнатий Брянчанинов: «Из нашего опыта жизни вне Христа мы стяжаем такое состояние, как лжеименный разум». И пока этот лжеименный разум поменяется на разум Христов, может пройти достаточно длительное время. Поэтому просто, наверное, нашей слушательнице нужно постараться подождать. Потерпеть и подождать.
Спасибо, отец Иоанн. Продолжаем. Анна: «Однажды общалась с человеком мусульманского вероисповедания, у нас была дружеская беседа. Человек выразил такую мысль: «Бог у нас у всех один, только мы в разных религиях называем его по-разному «. Как воспринимать эти слова, и согласитесь ли Вы с этим?»
Действительно, Бог один, не может быть разных творцов Вселенной, это была бы логическая ошибка. Однако, если мы говорим именно в таком контексте, что мусульманский предмет почитания и христианский – один и тот же, то я не соглашусь с данным утверждением по следующим соображениям. Когда мы говорим об определённой личности, мы сразу же вспоминаем о каких-то его качествах, правильно? Даже и в наших отношениях между собой мы понимаем: вот наш друг, он такой-такой-такой. В плане учения о Христе и учения о Аллахе – это разные учения, это разные личности, они по-разному описываются, поэтому сложно сказать. Это не может быть одной и той же личностью. Например, мне понравилось как-то в одной из книг я читал следующее: «Какой акт любви совершил Аллах для человека?» По Корану человек ответит: «Аллах спускается в определённое время до Третьего Неба, и слышит молитвы верующих особенно». Что Христос сделал для человека, какой акт любви он проявил для человека? Христос стал человеком, дабы человек стал Богом. Бог воплотился, чтобы человек обожился, Господь принимает на себя наши болезни, страдания, и воплощается не временным образом, но в постоянном своём состоянии.
Спасибо. Ольга пишет: «В мировоззрении православной женщины муж должен быть на первом месте после детей. В чём конкретно это должно выражаться, особенно когда дети маленькие, требуют много внимания?»
Я, например, не видел такого мировоззренческого тезиса, что муж должен быть первый после детей. Я слышал, что муж должен быть первым, в принципе. Мы иногда очень большое внимание уделяем детям, и говорим: «Жить надо только ради детей, работать только ради детей». Это не совсем, наверное, правильная позиция, потому что в результате у нас с вами получается такой культ детей: детей мы выращиваем очень часто эгоистичными в этом отношении. Это выражается иногда в самых простых вещах, когда ребёнку накладывают пищу первому, а потом уже папе и маме, или папа и мама доедают то, что не доело их любимое чадо. И на самом деле, в результате получаются очень панибратские отношения с родителями, а мы потом жалуемся, что дети не приезжают к нам, когда мы болеем или когда мы хотим их видеть, не звонят нам. Но мы сами этому поспособствовали. Мы сделали их жизнь такой сказкой, в которой они главные герои. В чём выражаются отношения мужа и жены? Здесь не говорится о каком-то деспотичном подчинении. Деспотичном, точнее, наверное, властвовании мужа над женой. Но в этой любви есть иерархия. Она связана с тем, что мы действительно живём, мы болеем грехом. И поэтому для того, чтобы у нас не было лишней борьбы за власть в семье, лучше, чтобы Господь установил всё заранее. Муж глава есть жены, как Христос – глава Церкви. Христос предаёт жизнь свою за церковь. И в тоже время Христос – глава Церкви. Вот таким образом. Тут вопрос даже не в количестве внимания, которое мы уделяем, а в уважительном отношении, в любви к нему, в том, чтобы мы хотя бы какое-то внимание ему уделяли. И, соответственно, мужья, конечно, тоже должны жёнам уделять внимание.
Благодарю. Людмила из Владивостока. Здравствуйте!
Спаси Господи, батюшка! У меня вопрос такой. Я верующий человек. И мама у меня – верующий человек. Но дело в том, что последние лет 10 мне мама постоянно желает смерти. Буквально, если она не согласна со мной или с моей точкой зрения. И я года как 4 действительно стала болеть. На ровном месте. Сегодня заканчивается какая-то болезнь, боли какие-то – завтра они начинаются у меня другие. И вы знаете, у меня нет на неё обиды. Я люблю её. Мне просто больно. Что мне делать? Я не знаю. Я просила её исповедоваться батюшке из-за её слов. Она говорит, что мои слова тебя не касаются. И не исповедуется в этом. Спасибо!
Спасибо!
Действительно бывают такие состояния, особенно у людей в возрасте, когда человек не следит за своей речью, иногда говорит то, что он даже и не думает. Некие границы того, что дозволено, начинают стираться. Это, к сожалению, наше состояние разума, бывает, приходит. Поэтому просто это действительно перетерпеть в каком-то смысле. Вы же не можете её оставить. Вы не можете её насильно заставить даже исповедоваться или жить церковной жизнью. Это невозможно и не нужно, потому что вилами в рай человека не заведёшь. Поэтому, действительно, мне остаётся только выразить Вам своё сожаление, что такие отношения возникают между родными людьми. Однако Вы не бойтесь этого. Вы знаете, есть, например, такие случаи, когда человек говорит: «Экстрасенсорика – это нормально. Это действительно некий дар. Мне сказали, что я заболею в такой-то день. И я действительно заболел». И во многом это объясняется психосоматическим фактором, что мы действительно настраиваем себя на то, что мы заболеем. Или постоянные пожелания смерти, или пожелания болезни, действительно, тоже настраивают тебя на то, что это слово будет действовать в тебе. Когда мы говорим, что слово живо и действенно (это в Священном Писании есть такие слова у апостола Павла), то здесь речь идёт о слове Божием, не о слове человеческом. Слова человеческие тоже бывают пустыми и не имеющими за собой никакого последствия. Наверно, так.
Спасибо! «Мне 33 года, – пишет Анна, – никогда не было семьи. Стоит ли молиться о даровании Бога? Или так и жить одной?
Анна, на самом деле, нехорошо человеку быть одному. Наверняка Вы прислали этот вопрос именно потому, что чувствуете это, чувствуете некое, может быть, одиночество, желание того, чтобы создать эту семью. Да, молиться мы можем о том, что нам потребно. И семья, и крепкий союз мужа и жены – это то, что действительно нам потребно, и то, что нам интересно. То, что иногда является жизненной необходимостью. Поэтому опустить руки – это, наверное, не в 33 года. Если бы Вам было 53, то, наверно, может быть, только тогда нужно было бы об этом задумываться.
Спасибо! Вопрос такой: «Может ли православная семья как-то контролировать рождение детей? Очень тяжело растить погодок. Бабушки и дедушки все очень далеко», – спрашивает Ольга.
Ольга, действительно, так как мы с Вами существа разумные, и если этот контроль рождаемости в Вашей семье не абортивного характера, то, если мне не изменяет память, по социальной концепции это не будет запрещается каким-то образом. Отношение Восточной православной церкви здесь более лояльное, чем, например, на Западе. У католиков это запрещено точно. А здесь неабортивные способы контроля рождаемости считаются… Они не похваляются, но и в тоже время не говорится, что вот тогда отлучаетесь от причастия или общения церковного.
Спасибо большое! Вопрос такой: «Порой хочу пойти в храм, но дома недовольные взгляды, возгласы. Кроме меня особо никто ходить не хочет. Как быть?»
Наверно, большинство христиан, пришедших в зрелом возрасте к церкви, в принципе, переходят через такой период, когда родные становятся для него некими врагами, которые очень не хотят, чтобы ты шёл в церковь. Тебе все говорят, что ты сектант. Как это? Какой ты можешь быть православный, если ты каждое воскресенье в церковь ходишь? Православный только на Пасху, на Рождество – да и хватит ему. Водички посвятить. Может быть, искупаться где-нибудь в святом источнике. А так это не православное дело – на службы ходить. Поэтому просто, к сожалению, так бывает. Честно сказать, в моей церковной жизни поначалу тоже были некие такие особенности этого воцерковления. Нам приходилось говорить: «Мы пошли погулять». Выходить и идти в храм через парк. И, вроде, погуляли, но и, вроде как, и в храм зашли на всенощное бдение.
И, как говорится, никто… Все довольны. И нет ссоры. Это важно.
Всё-таки раздражать ближних этим тоже не стоит.
Спасибо большое! Мы продолжим буквально через пару минут. Оставайтесь! Вопросов ещё много. 36:58
42:00 «Прямая линия. Ответ священника» продолжается. Вопрос Татьяны. «У меня есть сын 12 лет. У него ДЦП. Он очень добрый, ласковый мальчик. И до сих пор ещё, как маленький, верит в сказки, Деда Мороза. И 7 месяцев назад в нашей семье произошло страшное горе. Совершенно неожиданно умирает мой папа, дедушка, к которому сын был привязан очень. Мы смогли сказать об этом ребёнку только спустя 3 месяца очень аккуратно. Это сильно подорвало его психоэмоциональное состояние. Он теперь переживает за всех нас, а дедушку всё равно продолжает ждать. Подскажите, пожалуйста, как правильно ему ещё это объяснить, чтобы не навредить? Психолог посоветовал сходить с ним на кладбище. Но мы пока не решаемся. Страшно, что он ещё больше расстроится, что дедушка, как бы, под землёй теперь. Как Вы считаете, как же всё-таки поступить?»
Вы знаете, мне всегда вспоминаются слова митрополита Антония, опять же, Блума, которой умер в 2000-ых годах, когда он рассказывал одну ситуацию. Он пришёл в дом в гости к своим прихожанам, а и у них умерла бабушка. И детей закрыли в отдельной комнате, чтобы они не видели её тело, не видели вообще, что бабушка умерла. Он пришёл и зашёл к детям, взял их под ручку, вывел к бабушке и говорит: «Вот, посмотрите, это ваша родственница. Это ваша бабушка, которая вас любит и любила. Она сейчас уснула более длительным сном. Мы все когда-нибудь умрем». И это не произвело таких последствий, как, бывает, на детей производит смерть. Почему? Лично для меня очень важно увидеть тело человека. Потому что, пока я не увидел могилу на кладбище, пока я не увидел тело человека почившего, если какой-то мой близкий человек, мне действительно очень сложно воспринимать эту информацию. Потому что у воображения нет границ совершенно. У реальности есть границы, у воображения – нет. Наши дети чаще всего встречаются со смертью в контексте разодранной кошки, сбитой собаки. И, естественно, эта встреча со смертью накладывает определенный отпечаток. И потом сложно смириться со смертью человека. Смерть человека более благородна, нежели смерть животного. И поэтому, наверное, с этой точки зрения можно подойти. Более того, расскажите Вашему сыну о Воскресении. О том, что является предметом веры каждого христианина, что все мы воскреснем, что это временное состояние, которое человеку просто необходимо. Наверное, таким образом стоит поступить. Хотя вы родители, и вам самим, конечно, решать.
Спасибо большое! Галина из Сибири дозвонилась. Здравствуйте!
Здравствуйте!
Пожалуйста, вопрос!
Здравствуйте, батюшка! Здравствуйте, ведущая! Я из Сибири. Галина. У меня такой вопрос. Можно ли мне молиться перед святыми образами? Я некрещёная. И услышат ли они мои молитвы? Или надо обязательно покреститься?
Спасибо!
Скажем так, в древней церкви процесс перехода от человека некрещёного к человеку крещёному происходил достаточно длительно. Период оглашения мог быть и год, и два, и три года. Поэтому в это время люди молились, приходили на богослужение, участвовали в богослужении, но не участвовали полноценно, то есть они не приступали к Таинствам Причастия, Покаяния и вообще к таинствам Церкви. Крещение является необходимым таинством для нашего спасения. Однако Господь, естественно, слышит наши молитвы, так как мы являемся его образом, так как мы являемся его творением. Поэтому, конечно, Вы можете молиться. Но подумайте всё-таки о том, что, может быть, стоит покреститься. Может быть, стоит как-то подготовиться к этому. Почитать Евангелие и приступить к Таинству Крещения.
Спасибо большое! Продолжаем. Ксения: «Ответьте, пожалуйста, на вопрос: сколько раз надо исповедоваться в месяц?»
Это такой вопрос!
Сколько вешать в граммах? Помните, раньше была такая реклама?
Да. Чем отличается, Ксения, законническая религия от веры Нового Завета? В том, что законническая религия действительно регламентировала каждое наше действие. Примером таких религиозных исповеданий является иудаизм, ислам, где каждое действие человека строго регламентировано. В православной церкви регламентации такой не существует. Есть постановления такого масштаба Вселенских соборов и каноники церкви относительно причастия, но нет таких постановлений относительно исповеди. Это связано с тем, что человек действительно может проживать разную жизнь. Некоторым необходима исповедь будет каждый день, некоторым – каждый месяц, а некоторым исповедь будет необходима вообще раз в год. Это всё зависит от духовного состояния, от тех условий жизни, в которых мы живём. Всё-таки исповедь – это не отчет о проделанной греховной работе. Исповедь – это таинство исцеления. Таинство исцеления от совершённых грехов. Не нужно путать муки совести и нашу мнительность или какой-то страх ответственности. Например, практика восточных церквей следующая, что они исповедуются с какой-то определенной регулярностью, но не перед каждым причастием, а причащаются, соответственно, уже каждую неделю или каждую неделю и праздники. Есть такая система духовной жизни. Наши с Вами священники, служащие в Русской православной церкви, тоже исповедуются по мере необходимости. Хотя тоже мы с Вами живём все, в принципе, в одних и тех же реалиях. И, бывает, на кого-то раздражился, бывает, и на кого-то обиделся, но примирились. Ты в повседневном исповедании грехов Богу открыл своё сердце, попросил его прощения. И всё.
Благодарю Вас! «В нашем доме живёт три семьи, – пишет Маргарита. – Порой не хочется идти домой, так как отношения периодически не очень хорошие. Что делать?»
Маргарита, спасибо Вам за вопрос! На самом деле, действительно, Вам не позавидуешь в том плане, что у Вас очень много народу дома. И, может быть, Вам иногда хочется какого-то уединения, спокойствия или общения с друзьями, а этому мешает, например, обилие народа в Вашем доме. Что Вам посоветовать? Вы же уменьшить количество членов семьи не можете? Не можете. А если у Вас есть возможность как-то жить отдельно, это было бы очень, наверное, хорошо для Вас. Почему? Потому что нет такой заповеди – жить всем вместе. Бывает, для какой-то семьи это полезно и хорошо. И оно как-то гармонично входит в жизнь конкретно этой семьи. А бывает, что это совместное проживание только увеличивает количество врагов в лице Ваших близких. И поэтому, наверное, в таких случаях стоит снять квартиру или как-то пожить в другом месте. Отдохнуть друг от друга. Чтобы не прийти в такое состояние. Но это моё личное мнение, конечно.
Спасибо! Тамара из Бурятии на связи. Здравствуйте!
Здравствуйте! У меня такой вопрос. Когда умирает человек, закрывают зеркала. Пожалуйста, скажите, когда их снимают, открывают зеркала? У нас священник говорит, что можно не закрывать, не делать ничего.
Благодарю за звонок!
Спасибо за такой вопрос! На самом деле, часто встречающийся. Не надо закрывать. Зачем закрывать зеркала? В чём проблема? Это одно из суеверий, которое сложилось у нас на Руси в связи со смертью близких, смертью вообще человека. Некоторые люди говорят: «А вдруг мы в зеркале увидим нашего близкого?» Если вы вдруг его увидите в зеркале, слава Богу. Ещё раз увидите живого близкого. Это, конечно, шутка. Стараться на это не обращать внимание. Это никак не относится к духовной жизни. Ваш священник абсолютно прав. Не обязательно ничего закрывать. Даже не нужно.
Причём множество суеверий. Даже никто не помнит, откуда это пошло. То есть я в детстве слышала, что душа может остаться в зазеркалье. То есть множество разных. Поэтому завешивают зеркала. Потом, что, если кто-то поранится на кладбище, появится кровь, значит, этот человек следом умрёт.
Вообще, что интересно, со смертью, с браком и с рождением детей изначально ещё в древнем обществе людей были связаны разного рода… Казалось, что в эти моменты особенно злые духи действуют на человека. Поэтому, например, во время свадьбы очень надо было шуметь сильно, ребёнка не показывать какое-то время. Во время похорон тоже завешивали что-то. Там были свои обряды, связанные с этим, и свои суеверия. Это связано было ещё с языческим прошлым человека. И поэтому оно во многом связано в религиоведческом смысле с такой естественной религией. С язычеством.
Да. Продолжаем. «Почему причащаются сначала дети? Это понятно. Мужчины, затем женщины. В разных храмах по-разному. Ведь нигде это не написано», – пишет София.
София, спасибо Вам за вопрос! В чём была система? Система иерархическая в обществе, которая жила идеалами. Но не идеалами, а вообще была построена на каких-то отношениях друг с другом, на сословных отношениях, и так далее. И мужчина в том обществе, в средневековом, стоял на ступеньку выше, чем женщина. Женщина – это человек домашний, который занимается домашними делами, и которая в обществе не играет особой роли. Поэтому для того, чтобы подчеркнуть эту иерархичность общества, сначала подходили мужчины, потом женщины, а, кстати, потом только подходили дети. Сейчас детей пускают вперёд, потому что причастие может длиться определённое количество времени. Ребёнка принесли заранее. Ему может быть жарко. Он может волноваться, кричать, плакать. И это не самым благотворным действием влияет на молитвенное состояние остальных причащающихся. Поэтому это чисто практическая составляющая. Но если вы придёте вперёд мужчины, я думаю, что никто вас за это не осудит.
«Зачем ёлка на Рождество?» – пишет Владимир.
Мне нравится. Она украшает мой дом. Поэтому и наши храмы украшают ёлки. Да, я согласен, это традиция достаточно новая. Явно в Израиле во время Рождества Христова никаких ёлок не было, зная климат этой страны. Однако почему бы нам ни использовать те культурные особенности, в которых мы сейчас живём, не использовать их для украшения наших жилищ, для того, чтобы некий уют и некую красоту придать нашим храмам, нашим домам, подарить радость детям, которые ждут этой ёлки, ждут её наряжать, – для них это что-то диковинное, новое? Поэтому я думаю, что именно для этого. Если вы не поставите ёлку, от этого никак не зависит Рождество Христово. И даже если мы не украсим храм ёлками. Однако, наверное, не стоит выбиваться из этой всей нашей культуры, которая сейчас сложилась. Если она не антихристианская.
Спасибо! «Считается ли грехом, если иногда пропускаешь чтение утреннего и вечернего правила по каким-то причинам или из-за усталости выполняешь его кратко?» – пишет Ольга. «И такой вопрос: исповедуя тот или иной грех, мы должны возненавидеть этот грех и, значит, его больше не совершать. Но каждый раз некоторые грехи снова повторяются. И стыдно их снова исповедовать, раз уже однажды покаялся. Как быть? Или не исповедовать грехи, о которых не можешь пока точно сказать, что ты их победил?»
Наверное, начнем с конца. Насчёт исповеди всё-таки. На самом деле, мы все обещаем не делать и всё равно делаем. Помните слова апостола Павла, что «доброго хочу – не делаю; а что злого не хочу, то делаю». К сожалению, это наше состояние такой болезненной природы – заболевший грехом. Мы же не можем, например, ругать человека, который кашляет, чихает, потому что он заболел. Вот такая у него реакция организма. Температура поднимается. Он не хочет есть. Его естественные нужды он исполняет каким-то иным образом. То же самое с нашим с вами согрешением. Мы, к сожалению, будем всё равно падать в некоторые грехи. Есть грехи, однако, которые могут повторяться в нашей жизни лишь раз. То есть в идеале должны были бы, если бы они возникли, повториться всего лишь один раз. Раскаяться в них и больше не совершать. Есть грехи смертные: убийства, прелюбодеяния – грехи, которые действительно тяжёлым бременем ложатся на душу человека, которые ещё и требуют за собой определенный период какого-то исправления, епитимии и прочего. Их, конечно, лучше бы не совершать. Однако нечего стыдиться абсолютно, если Вы, исповедавшись, в осуждении снова осудили. Это не есть хорошо, но это наши реалии. И священник, в свидетельство которого Вы подходите на исповедь, он живёт этими же самыми реалиями, к сожалению. К сожалению, хиротония не меняет его, не делает его сразу же безгрешным ангелом. К сожалению, а, может быть, и к счастью. Зато он понимает, что ты можешь нарушить пост, ещё во что-то впасть. И поэтому тебе будет легче исповедоваться при его свидетельстве. А насчёт утренних и вечерних молитв. У святителя Игнатия Брянчанинова в его «Аскетических опытах» говорится о следующем: нужно выбрать некое молитвенное правило, определённое, достаточно лаконичное, короткое, которое ты будешь исполнять постоянно. И если ты захочешь ещё каким-то образом помолиться, то, пожалуйста, ты можешь использовать интересующие тебя, любимые тобою молитвы или молитвенные последования. Это мнение святителя Игнатия. Мнение святителя Василия Великого было следующим, что (я не помню дословно цитату, но суть была в следующем) если мы с вами используем постоянно один и тот же текст, он замыливается, переходит в некую автоматизацию, и мы с вами не можем молиться постоянно одними и теми же текстами. Поэтому необходимо, чтобы в нашем правиле была некая изменяемая часть. Это действительно верно. Поэтому стоит, может быть, иногда канон почитать Богородицы, иногда Спасителю. Если вы захотите, почитайте сегодня молитвы на сон грядущим, завтра почитайте в это же время Иисусову молитву. Мы же можем заменять, даже если мы посмотрим на богослужебные книги, некими сотницами, Иисусовой молитвой заменять. Также, может быть, при подготовке к причастию вы будете использовать один день канон Богородицы одного гласа, второй день – другого, третий – Иисусу Сладчайшему и так далее. Если вы хотите почитать эти канончики. Поэтому наше молитвенное правило должно быть слегка харизматичным, как мне кажется. Более того, ещё был святитель Феофан Затворник, который говорит о том, что в нашем молитвенном правиле обязательно должна быть молитва своими словами. Это необходимая часть. Поэтому желаю Вам успехов в Вашей молитвенной жизни.
Спасибо огромное! Мы продолжим через пару минут
Продолжаем программу. У нас звонок из Якутии. Здравствуйте!
Алло!
Да-да.
Здравствуйте!
Слушаем Вас!
Здравствуйте! Здравствуйте! Дорооболору?! У меня такой вопрос. Как вы относитесь к празднику Масленица?
Спасибо!
Спасибо за вопрос. Да, действительно, уже достаточно скоро Масленица. Но я никак не отношусь к Масленице, потому что я не участвую в народных гуляниях, как и многие наши соотечественники. Масленица обычно совпадает с Сырной седмицей, и празднование Масленицы очень тесно сплетено с нашей с вами историей, притом дохристианской истории, поэтому сжигают Масленицу… То есть, к неким таким христианским темам добавляются темы язычества, добавляются темы народных гуляний, и в том виде я отношусь к Масленице отрицательно. А к тому что это неделя подготовки к Великому посту, время, когда есть смысл сходить к родственникам, с кем-то пообщаться, с кем-то заговеться, может быть, посидеть, в гостях побывать; вот я думаю, что с этой точки зрения я всегда за, и думаю, что это хороший повод. А участвовать во всех этих гуляниях с неким таким налётом язычества, я думаю, христианам не стоит. Ну, опять же, это моё мнение.
«Утром молюсь о человеке, – пишет Вячеслав, – который сделал плохое. Но в течение дня, даже косвенно пересекаясь с ним, гневаюсь и раздражаюсь. Как простить? Как возлюбить? Обида иногда просто душит».
Тоже очень интересный вопрос. Мы очень часто ассоциируем обиду именно с понятием эмоционального состояния: нас раздражает человек, нам не хочется с ним рядом быть – вот в этом консолидируется обида. Человек приходит на исповедь всякий раз и говорит: «Я не простил этого человека. Я не простил этого человека», – и это может тянуться достаточно долгое время, особенно если человек действительно очень сильно задел другого. Бывают же, действительно, случаи измены в браке, когда простить очень сложно, и очень долгое время у человека может уйти на то, чтобы человека простить. И в то же время, неужели он не может подойти в этот момент к чаше? Вопрос прощения – это вопрос дела. Вы за него молитесь – это очень хорошо, это исполнение заповеди Божьей, чтобы мы молились за врагов. Дальше, если мы не делаем ему зла, не мстим за то, что он нам сделал – это тоже очень хорошо, и это некий элемент прощения. Поэтому, когда мы говорим «от всего сердца простить», это ещё и значит, чтобы мы постарались из нашей головы, из нашего разума, из нашего постоянного рациона наших мыслей удалить воспоминания о грехе этого человека, постараться немножко абстрагироваться, дистанцироваться от этих мыслей. То есть, некий такой контроль сознания. Тогда, может быть, потихоньку и чувства уравновешиваются. Но с чувствами всё очень сложно, потому что это тёмная, неизученная сторона нашего сознания, и, действительно, её гораздо сложнее каким-то образом анализировать и исправлять.
Спасибо. Вопрос Тимура, ему восемь лет.
Ух ты!
Да. «Я знаю «Отче наш» и «Богородица Дево, радуйся». У меня вопрос. Если не хожу по пятницам и субботам в храм – это грех?»
Дорогой Тимур, я очень надеюсь, что ты будешь ходить по воскресеньям. В пятницу и субботу, бывает у тебя, наверное, школа, и поэтому тебе неудобно ходить в храм в эти дни. Поэтому это, конечно, вопрос тебя сейчас и твоих родителей. В своё время в восемь лет меня водили только в воскресенье, но, правда, с начала и до конца я был на богослужении, а, к сожалению, от вечерних богослужений я тогда очень тяготился. Притом я тогда был на небольшом приходе, меня взяли в алтарь, мне всё это было в новинку, достаточно интересно. Каждый раз, когда я приходил со службы, мне казалось, что это для меня было совершенно новое открытие в изучении богослужения. Я делился со своими родственниками своими переживаниями, своими чувствами, своими открытиями. Это мне очень помогло полюбить богослужение, полюбить церковную службу. Однако, в пятницу я, честно признаюсь, не ходил и в субботу тоже (в субботу достаточно редко). Поэтому мне кажется, что это не грех, нам вменяется в правило в воскресные дни. А пятница-суббота – это всё-таки некий такой дополнительный день, в который хорошо было бы, но не так необходимо.
Спасибо. «Я человек верующий, – пишет Яков, – но по профессии являюсь учёным-физиком, поэтому мои коллеги всегда удивляются, на что я им отвечаю, что „Вера и наука – вещи совместимые“, что сейчас не Средневековье. Да и вообще, если Бог создал наш мир, то познание мира, изучение законов природы – дело, Богу не противное. Скажите, я правильно рассуждаю?»
Яков, я с удовольствием слушал Ваши слова, которые написали. Это, действительно, очень правильное и здравое рассуждение. Я не физик, хотя в своё время мне очень нравилась физика. И на самом деле нужно быть достаточно честным человеком, достаточно внутренне стойким, чтобы не поддаться этому искушению – всё попытаться объяснить с точки зрения такой материалистической. Сейчас, насколько мне известно, физика шагнула вперёд, далеко вперёд. Уже от материалистической картины мира переходит больше, наверное, к квантовой модели мира. И, действительно, объяснить, почему так, увидеть эту картину мира, которую нарисовал Господь, с точки зрения физики, – это тоже особенный талант, это особенное счастье. Поэтому мне было даже приятно слышать такие слова.
Спасибо. Мы продолжим через пару минут и обязательно ответим на звонок, который у нас есть.
Продолжаем нашу программу. Вопрос Эллы: «Маме 94 года, четвёртую неделю лежит уже, не ест и не пьёт, практически не говорит, мучается. Как правильно помолиться за неё, чтобы облегчить её страдания?»
Это часто встречающееся состояние у людей, которые умирают от старости, когда уже всё, человек начинает медленно уходить, угасать. И со стороны родственников всегда хочется каким-то образом и поддержать, во-первых, жизнедеятельность, и помочь уходящему родственнику, болеющему родственнику. «Как помолиться?» – очень часто задают такой вопрос. На самом деле, во-первых, нужно осознать для себя следующее: Господь знает все наши нужды. И наша задача – его ввести в реалии нашей жизни. То есть, мне кажется, что важно просто открыть Богу, сказать: «Господи, я люблю свою мать, ей сейчас очень тяжело. Помоги ей, прости её все согрешения». То есть вот об этом помолиться. Конечно, вы можете найти в молитвослове множество всяческих молитв о болящих или, например, святым целителям, Пантелеймону целителю, можете их прочитать. Но не относитесь к этому, как к некому заклинанию, что, прочитав это, вы получите желаемый результат; или прочитав молитву другому святому, вы получите соответствующий результат. Такого не бывает. Некоторые страдания Богом попускаются, к сожалению, как некая данность, как некая необходимость для дела нашего спасения. Мы же не знаем пути Господни на самом деле. Поэтому, конечно, попытайтесь открыть сердце Богу, обратиться к нему со своими словами, с горячей молитвой. Может, постарайтесь каким-то образом милостыню совершить о Вашей матери. Может быть, кого-то накормите голодного, страждущего, как-то так.
Спасибо. Рустам из Перми на связи. Здравствуйте!
Здравствуйте!
Слушаем Вас.
У меня вот такой вопрос. Скоро Крещение, я бы хотел узнать, правильно ли окунаются и женщины, и мужчины в проруби, извините, конечно, в нижнем белье?
Спасибо.
Я думаю… Спасибо Вам за вопрос, действительно, очень хороший и очень своевременный, актуальный. На самом деле, отношение к таким массовым купаниям в прорубях у церковного сознания были весьма разные. Так, до Революции в «Настольной книге священнослужителя» окунание в Богоявленские дни, в Иордань в проруби называется языческим народным обычаем, который необходимо и должно искоренять во всех епархиях через епархиальное начальство. Сегодня, может быть, этому придаётся некий миссионерский эффект, потому что все прекрасно знают, что всё равно часть людей захочет в этот день искупаться в проруби, и поэтому при храмах устраивают, оборудуют всякие купальни, чтобы не было каких-то чрезвычайных происшествий, с этим связанных. Однако нужно сказать следующее: купаться в Крещение – это не обязательство христианина. И это не делает меня христианином. Если я не купаюсь, ничего в этом страшного нет. Более того, в некотором смысле, это может даже ассоциироваться с грехом: если человек, зная о своих физических каких-то недугах, немощах, лезет в холодную воду, и у него случается сердечный приступ, вполне возможно, что он может и умереть. Как Господь говорит: «Не искушай Господа-Бога твоего». Поэтому данным людям лучше туда не ходить и не лезть. Более того, если меня смущает или искушает совместное присутствие мужчин и женщин в нижнем белье, то тоже стоит, наверное, мне воздержаться от посещения такого рода мероприятий. Сегодня это, к сожалению, или к счастью… Не знаю, как даже это оценить. Это не в моей компетенции – оценивать данную ситуацию. Это реалии жизни. Вы можете почитать, есть разные статьи по этому поводу разных епископов Русской православной церкви, даже святых, которые либо осуждают, либо поддерживают данную практику. Обратите на это внимание. Самое главное в этот день – прийти в храм, помолиться, подойти к чаше Христовой, причаститься. Вот это будет настоящим проведением праздника. Поэтому я Вам желаю хорошего Богоявления, радостного этого праздника, чтобы он действительно наполнил Вас больше ответами на Ваши вопросы, нежели сомнениями.
Спасибо. Вопрос Анастасии: «11 января умерла моя мама от онкологии. Ей было всего 49 лет. И перед смертью она меня попросила ни в коем случае не отменять свадьбу, которая должна быть 1 февраля, а праздновать и радоваться, как будто ничего не произошло. Как мне поступить? Отменить свадьбу и нарушить мамину волю? Праздновать, во-первых, нет сил; во-вторых, мне кажется, будет неправильно. Мне кажется, что нужно молиться за неё, чтобы она попала в Царствие Небесное. Подскажите, как поступить?»
Анастасия, у Вас достаточно сложный вопрос. Действительно, после смерти близких, особенно настолько близких, как мать, очень сложно забыть об этом и радоваться брачному соитию. Однако здесь нужно обратить внимание на следующее: сам формат свадьбы может быть несколько иным. Не заупокойный, естественно, формат. Ваша мама, действительно, хотела бы, чтобы Вы вступили в брак. Может быть, для её материнского сердца это то, что она действительно всем сердцем желала. Поэтому, конечно, решать Вам, но формат может быть без всяких этих конкурсов. Формат может быть дружественный, формат может быть радостный, но, знаете, как бывает, тихая радость. На самом деле, мне самому не по сердцу свадьбы, на которых льётся реками вино и остальные алкогольные напитки, на котором эти безумные, иногда крайне пошлые конкурсы. Мне кажется, что, даже если не умирает никто из наших родственников, формат такой свадьбы неприемлем для христианина. Это не значит, что мы должны сидеть с грустным видом, с грустными лицами и не танцевать, например. Нет, пожалуйста, можно и потанцевать, но какую-то откровенную глупость постараться из нашего свадебного сценария убрать. Поэтому, конечно, как Вы посчитаете нужным, но откладывать свадьбу – это тоже дело опасное, поэтому посмотрите сами.
Может быть, знаете, ещё пожениться, но отложить само празднование, например. Может, совместить его потом с венчанием, если Вы соберётесь.
Да, бывает такой вариант, кстати.
Это было бы прекрасно. В общем, спасибо за ответ. Наталья: «Помогаю деткам с особенностями развития, на занятия бегу с радостью. Мне с детками и легко, и радостно, но иногда зовут помочь в больницу к пожилым людям. Я иду, конечно, но душа не лежит. Честно, идти к пожилым не хочу. Терзает совесть. Как быть?»
Дорогая Наталья, я надеюсь, что Вас не будет терзать совесть. У каждого есть свои предпочтения в плане добродетели. Некоторым людям хорошо с детьми, и, соответственно, детям хорошо с этими людьми. В данном случае, Вы получаете удовольствие от того, что Вы дарите радость детям. Я думаю, что дети (надеюсь на это) получают удовольствие от того, что могут Вас обрадовать, и того, что Вы с ними. Пожилой же человек, как и любой другой, естественно, будет чувствовать, что Вам это в тягость. Поэтому, может быть, постарайтесь выстроить таким образом свою волонтёрскую, может быть, деятельность (или чем Вы занимаетесь), чтобы Вы проводили время только с детьми. Тогда Вас не будет мучить совесть.
Спасибо. Раиса нам дозвонилась. Здравствуйте!
Здравствуйте!
Слушаем Вас.
Мой внук живёт с девочкой гражданским браком. Внук крещёный, носил крестик, сейчас не вижу крестика на шее. Девочка некрещёная. Не причина ли в ней? Как правильно мне подойти, объяснить: носить ли ему, почему он это снял? Объясните, пожалуйста.
Спасибо. Спасибо.
Да, спасибо за вопрос. На самом деле, ношение крестика является хоть и важным элементом нашей с вами русской традиции православия, однако не является общепринятым в православной церкви. Есть церкви, в которых верные не носят крестного знамения на груди. Есть христианские церкви, в которых, например, даже татуировку делают в виде креста. Это связано было с эпохой гонений, когда крест могли снять, сорвать, и поэтому у них традиционным было начертание краской на теле крестного знамения. Насчёт гражданского брака, наверное, это не самый подходящий термин. Это, скорее, сожительство, нежели гражданский брак, потому что, судя по Вашим словам, они не зарегистрировали его в государственном органе и, соответственно, не приступили к Таинству Венчания. Насчёт того, что он носил крестик, здесь вопрос в следующем: зачастую вмешивание родственников извне в такие отношения… Они уже сложные, они уже живут гражданским браком, и она, например, явно воспринимает его как своего супруга. Не знаю, как воспринимает её он, потому что реальной ситуации, естественно, я не могу узнать. Однако, с нашей стороны некое вмешивание в их дела будет только раздражать и никакого положительного эффекта не принесёт. Когда человек уже взрослый, сложно его к чему-то заставить, принудить, объяснить. Поэтому, я думаю, что с Вашей стороны самым христианским поступком будет молитва за него, постараться не оказывать на него давления. Можно заставить носить крестик, но он, будет приходить когда к Вам домой в гости, будет надевать, но, по факту, христианином не будет становиться. Поэтому молиться за него, чтобы Господь коснулся его сердца, и чтобы, может быть, через него его возлюбленная тоже пришла ко Христу, и, может быть, у них изменился формат отношений.
Как Вы думаете, может быть, промежуточный момент – это бабушка. Есть же мама и мальчик. С мамой бабушке лучше контактировать на эту тему, объяснять. Видимо, там упущение идёт с пробелом.
Может быть, да, действительно.
Может быть, даже не на внука, а сначала на маму. Потом и мама тогда ребёнку своему объяснит, и бабушка уже подключится. Команда.
Дай Бог. Тут же вопрос в том, какая семейная ситуация. Бывает, что в семьях с мамой вообще: мама что-нибудь скажет, а это только раздражает.
Да, всё очень, конечно, тонко. Помощи Вам Божьей.
Тут пока ты не узнаешь реальности…
Да, спасибо. Вопрос от Самуила: «Допускаются ли к причастию без исповеди? Возможно ли причаститься, если не удалось исповедаться накануне?»
Здравствуйте, Самуил. Действительно, хороший вопрос, тоже очень актуальный сегодня. Я знаю, что во многих храмах города Москвы и во многих храмах Русской православной церкви со времён, например, 90-х годов, мы видим некое качественное изменение приходской общины. В каком плане: появляется очень много людей, осознанно подходящих к таинству и постоянно, регулярно приходящих к таинствам. Поэтому возникают иные отношения с духовником. Вы, действительно, даже если за секунду до причастия исповедуетесь, явно Вы не станете от этого абсолютно безгрешным человеком, поэтому здесь этот вопрос решается Вашим духовником, у которого Вы чаще всего исповедуетесь, и, возможно, поговорите с ним на тему того, чтобы Вы исповедовались по требованию, по необходимости, а причащались с определённой регулярностью – например, каждое воскресенье. Возможно, Ваш духовник положительно отреагирует на Ваш вопрос. Опять же, это вопрос некого духовного наставничества. Но вообще, канонического препятствия ко причастию без исповеди не существует в Церкви.
Благодарю. «Можно ли, точнее, как, – пишет Марина, – молиться за свекровь? Её поведение меня часто провоцирует на осуждение – я прямо горю внутри, когда она рядом и не в настроении, задевает всех. Грех этот часто исповедую, но всё равно тяжело. Живём с ней в её доме. И вообще, она порой выручает хорошо, порой злорадствует».
Марина, у Вас достаточно непростая ситуация, я так понимаю, на самом деле. Однако, если у Вас нет возможности изменения площади Вашего жительства, скорее всего, стоит изменить сам подход, приобрести в своём сердце к ней благодушное расположение или любовь какую-то. Каким образом это сделать, если у нас не получается, этого нету в данности, скажем так? Для меня в какой-то момент очень помогло в отношении с одним из моих друзей, моих приятелей, с которым мне приходилось часто общаться, но который меня тоже очень сильно раздражал, мне помогли слова Иоанна Златоуста. Он говорит: если у тебя нет к человеку чувства любви, то есть любви как симпатии, филии, привязанности, дружбы, то нужно делать дела любви в отношении этого человека, и Господь подаст чувства, тебе будет легче. Поэтому, может быть, постарайтесь Вашей свекрови делать дела любви: чашечку чая принести, пригласить к обеду, вкусно накормить, приготовить её любимое блюдо – каким-то образом ей не лицемерно, не лицеприятно, а просто, действительно, сделать это дело любви, и, может быть, ваши отношения изменятся, и в Вашей семье станет теплее. Я Вам этого желаю.
Дай Бог, да. Спасибо. Наталья из Сахалина дозвонилась. Здравствуйте!
Здравствуйте! Я могу говорить, да?
Пожалуйста. Да-да.
Здравствуйте. Постараюсь не заплакать. Дело вот в чём: у меня трое детей, они все взрослые, но один мой сын (это мой первенец, Андрей), ему было 42 года, в 2010 году его сильно избили, у него был перелом бедра, черепно-мозговая травма, он лежал в больнице. А в мае, когда ему 42 года исполнилось, он очень просил меня: «Мама, покрести меня!» Так хотел покреститься, и он был так рад этому! А в сентябре его очень избили, он лежал в больнице. Ему должны были сделать МРТ, из-за этого сказали отстричь волосы. Но я слышала такое мнение, что волосы в больнице не оставляют. И вот я эти волосы собрала в газету.
Вопрос в чём? Пожалуйста, можно поконкретнее?
А потом, когда шла домой, эти волосы завёрнутые я выкопала ямку и в землю закопала. Что меня это дёрнуло это исполнять? Откуда пришло, туда и ушло. А на следующий день мне звонят, 27 сентября: «Ваш сын умер». И теперь я чувствую, как будто это моя вина в этом.
Спасибо за звонок.
Спасибо за вопрос. Мы соболезнуем Вам, Вашей беде.
Да.
Одно из самых, наверное, страшных состояний для человека – это когда он хоронит своих детей. Однако не вините себя. К сожалению, очень часто после смерти близкого человек начинает думать, что он недоделал, где он недолюбил, где он недообратил внимания. В Вашем случае, Вы закопали волосы. Не обращайте на это внимания. Это совершенно не связанные вещи. Представьте себе, если бы жизнь человека была связана с тем, закопали его волосы или нет. Мы каждый день теряем какое-то количество волос, которые попадают в землю.
Да, это просто суеверие глупое.
Просто у Вас так совместились два события, Вы их связали и теперь вините себя. Не нужно винить себя. Смерть человека в руках Божьих, в попущении Божьем, поэтому, пожалуйста, не накручивайте себя.
Помощи Вам Божьей. Жалко, не успели спросить имя сына. Андрей, Андрей зовут сына. Давайте, можно как-то помолиться.
Упокой его, Господи, Андрея.
Да, Царствие Небесное. Что ж, на этом наша программа подошла к концу на сегодня. Спасибо большое, что были с нами. И огромное спасибо Вам, Отец Иоанн. Было очень интересно. Мне кажется, много разных вопросов сегодня прозвучало.
Спасибо, мне тоже было очень интересно, и вопросы интересные, и с Вами очень интересно вести диалог.
Благодарю Вас. До новых встреч, храни вас Господь.
Источник: сайт телеканала «Спас»