Настоятель Богоявленского храма г. Ярославля, преподаватель Ярославской духовной семинарии и пресс-секретарь епархии иерей Александр Сатомский рассуждает на одно из повествований из книги Деяний.
Мы слышим в храме повествование книги Деяний о взятии апостола Павла под стражу (Деян. 16:16-34) — удивительное повествование, описывающее два разрозненных события, в которых явилась сила апостольской проповеди.
Случай одержимости, описываемый здесь апостолом Лукой, важен тем, что демон, обитающий в служанке, говорит чистую правду. Действительно, апостолы – слуги Всевышнего Бога. Действительно, их проповедь – о пути спасения. Почему же Павел не воспользовался этим свидетельством? Это было бы чрезвычайно удобно – служанка известна в городе, к ее предсказаниям прислушиваются. И если люди обратят внимание на ее слова, то сколько новых верующих примкнет к общине! Почему же Павел столь не рачителен?
Потому что Сам Христос никогда не принимал подобного свидетельства от нечистых духов. Сколько бы они не говорили о Его служении, ничего кроме запрещения и властного повеления выйти они не получали в ответ. Происходило это потому, что, признав правду за словами дьявола один раз, мы легко пропустим в себя его ложь при следующем случае. Блаженный Феофилакт Болгарский говорит: «Заградив ей уста, хотя она и говорила истину, он научает нас не допускать к себе демонов, хотя бы они принимали вид, что защищают истину, но преграждать им всякий повод к соблазну и не слушать ничего, что они говорят. Если бы Павел обратил внимание на свидетельство этого духа, то последний обольстил бы многих из верующих».
К сожалению, это поучение имеет для нас не только отвлеченный смысл. До сих пор множество людей ходят к подобного рода «специалистам», — магистрам белой магии, целительницам от Бога и т.д. – все в больших кавычках. Как правило каждый потом рассказывает, что его успокоило то, что в доме ведуньи он увидел иконы, лампадку или свечи. Какая оплошность… Даже в природе мы прекрасно знаем такое явление, как мимикрия, одно из проявлений которой заключается в том, что опасные существа внешне похожи на нечто безобидное: крокодил, лежащий на мелководье, не отличим для его жертвы от трухлявого бревна. Здесь аналогичная ситуация. И пусть, как в случае с Павлом, человек даже услышит верное предсказание или получит помощь, он все равно вступает в чрезвычайно опасную область. Когда рыбак одевает червя на крючок, он делает это не для того, чтобы кормить рыбу, но рыба думает иначе. Наша задача – не попасться на такой крючок сиюминутной помощи.
Второй же фрагмент сегодняшнего повествования не менее интересен. Апостол Павел являет исключительную добродетель незлобия. Как часто мы, единожды вступив в серьезный конфликт с человеком, долго не находим в себе сил для того, чтобы просто с ним поздороваться. Здесь же апостол незамедлительно проповедует темничному стражу, несколько часов назад надевшему на него кандалы и забившему ноги в колоду!
Вот достойное ученика Христова поведение! Его иноплеменники за время его проповеди многократно наносили ему увечья, бесчестили и подвергали его жизнь прямой опасности. Но он же, говоря о них, пишет: «Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян» (Рим. 9:2-3).
Пресс-служба Ярославской епархии/Пресс-служба семинарии